СТОП МАШИНА?

5 октября, 2018 - 14:21

В режим простоя, с выплатой коллективу 2/3 средней заработной платы, начала переводить производственные мощности администрация фольгопрокатного предприятия “РУСАЛ-Арменал”. По сообщению портала Vestifinance.ru, такую информацию, со ссылкой на неназванные "близкие к РУСАЛу источники”, распространили ряд новостных агентств, включая ТАСС и Reuters.

Согласно тем же источникам, на предприятии в настоящее время работает около 670 сотрудников. Так что, если проблемы у “Арменала” сохранятся, им наверняка придется испытать, так сказать, ещё больший напряг, и социально-экономическая ситуация в Армении, и без того не блещущая достижениями, получит новый очаг напряжения. Причем – довольно болезненный.

А проблемы вырисовываются весьма значительные. Потому что финансовые проблемы, возникшие из-за продолжающихся американских экономическиох санкций, направленных против России, пока не имеют тенденции к ослаблению. А, скорее, напротив. Не исключено, что нынешнее снижение зарплаты – не последнее. Более того – поговаривают о вероятности полной остановки фольпрокатного производства.

По данным годового отчета предприятия за 2017 год продукция “Арменала”, входящего в структуру российской объединенной компании “РУСАЛ” (ОК “РУСАЛ”), поставлялась, преимущественно, заказчикам Европы и Северной Америки. Теперь американский рынок (а может, и не только американский, учитывая перманентное стремление Вашингтона диктовать свои условия всему миру) для предприятия закрыт. Если, не дожидаясь, пока дядя Сэм сменит гнев на милость, не удастся оперативно переориентироваться на новые рынки, то на обнадеживающие перспективы, пожалуй, в обозримом будущем рассчитывать не придется.

Ряды редеют

Наверное, нельзя сказать, что, образно выражаясь, отряд не заметил потерю бойца, и проблемы, с которыми столкнулся сравнительно небольшой “Арменал”, не волнуют руководство такого гиганта, как “РУСАЛ”. По большому счету, для отлаженной системы важен каждый винтик. Другое дело, что сегодня с вызовами столкнулся весь “РУСАЛ”. Компания уже понесла потери.

Так, в августе текущего года официально было объявлено о “консервации” (по сути – остановке) производства алюминия на входящем в структуру "РУСАЛа" Надвоицком алюминиевом заводе НАЗ). Это градообразующее предприятие функционировало с 1954 года в посёлке Надвоицы в Республике Карелия. Профильная продукция - Основная продукция — первичный алюминий в чушках, силумин, алюминиевая пудра и порошки. В структуре “РУСАЛа” завод выпускал продукцию только для США. А сегодня это уже не нужно.

Сам “РУСАЛ”, обладающий – что, думается, очень важно – собственной инженерно-технологической базой, и сегодня остаётся промышленным гигантом мирового масштаба. К примеру, компании принадлежит 27,8 % акций ГМК “Норильский никель” – крупнейшего в мире производителя никеля и палладия и одного из крупнейших производителей платины и меди. А совместно с казахстанским холдингом “Самрук-Казына” “РУСАЛ” владеет предприятием по разработке разреза Экибастузского угольного месторождения “Богатырь”. ОК “РУСАЛ” – один из крупнейших в мире производителей первичного алюминия и глинозёма: суммарная мощность всех заводов компании по выплавке алюминия составляет 4,3 млн тонн, по выпуску глинозёма — 11,5 млн т. Основные рынки сбыта – Европа, Россия и страны СНГ, Юго-Восточная Азия, Япония и Корея. Но – уже минус Северная Америка, со всеми вытекающими последствиями.

Примечательный факт: несколько ранее ТАСС со ссылкой на “информированные источники” сообщал, что, если санкции в отношении "РУСАЛа" не будут отменены в ближайшее время, то, начиная с октября текущего года, компания может остановить производство на ещё нескольких заводах. Не грозит ли и “Арменалу” подобная участь?

Ковровые атаки

В октябре 2016 года президент Украины Петр Порошенко обвинил учредителя и президента ОК “РУСАЛ” Олега Дерипаску во всех бедах украинской металлургии и включил “РУСАЛ” в так называемый “расширенный санкционный список”. Тогда Служба безопасности Украины (СБУ) объявила о подозрении девяти «членов международной преступной группировки» в умышленном уничтожении целостного производственного комплекса Запорожского алюминиевого комбината (ЗАлК). По мнению украинской стороны, группа действовала в интересах российских производителей металла. СБУ заявила, что “для реализации махинации в 2006–2008 годах заказчики сформировали организованную группу из представителей российской компании “РУСАЛ”, бывшего руководства ЗАлК, украинских бизнесменов и иностранных граждан”. Представители “РУСАЛа” расценили расследование СБУ и её как “неправомерные действия” и “попытку политического давления” в ответ на иск, поданный “РУСАЛом” против правительства Украины в Международный суд по защите инвестиций (ICSID). В эту международную инстанцию компания обратилась с запросом как раз в октябре 2016 г., требуя компенсации от Украины инвестиций, направленных в ЗАлК, после его возвращения в госсобственность. (“РУСАЛ” стал собственником ЗАлК в 2007 году; в 2015 году акции ЗАлК были изъяты у российской компании и перешли в собственность Фонда государственного имущества Украины, после чего государство стало собственником 68,01% акций завода).

Но это были, как говорится, ещё цветочки. Лихая беда грянула 6 апреля текущего года, когда Дерипаска, в числе семи российских бизнесменов и 17 российских же чиновников, оказался включён в составленный официальным Вашингтоном санкционный “кремлёвский список”. Этот выпад спровоцировал обвал стоимости акций “РУСАЛа” на Гонконгской и Московской биржах. Правда, к тому времени Дерипаска уже покинул пост президента ОК “РУСАЛа”, и его сменил генеральный директор компании Владислав Соловьёв. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков тогда заявлял, что неуместно связывать уход Дерипаски с поста президента “РУСАЛа” с его включением в “кремлёвский список”. Тем не менее, на фоне предупреждений о возможном техническом дефолте по ряду кредитов из-за санкций в отношении владельцев компании со стороны США акции концерна потеряли 46,9%, упав до исторического минимума. Компания по-прежнему неразрывно связана с международным рынком, однако личный капитал Олега Дерипаски уменьшился на несколько миллиардов долларов.

Можно сказать, сегодня “РУСАЛ”, при всей его разветвлённости и операционном размахе, оказался в достаточно сложной ситуации, обусловленной на сей раз, по большей части, не кризисными проявлениями в мировой экономике, а внешнеполитической конъюнктурой, всё более отчетливо принимающей откровенно субъективный характер. Эта жёсткая борьба особенно ощутимо сказывается на состоянии предприятий компании, ориентированных на экспорт. В том числе – и на “Арменале”. Правда, недели две назад министр экономического развития и инвестиций РА Арцвик Минасян подчеркивал: следует учитывать, что “Арменал” находится в Армении, следовательно, нормальное функционирование предприятия важно для социально-экономического развития нашей страны. Армянская сторона ведет напряженные переговоры по этому вопросу, сообщил министр, с осторожным оптимизмом даже отметив некоторые обнадёживающие сдвиги в этих переговорах.

Однако, судя по всему, таких сдвигов в итоге получается значительно меньше, чем хотелось бы. И пока, честно говоря, трудно сказать, удастся ли, в конце концов, реально спасти “Арменал” (если кто забыл – это бывший “КамАЗ”, завод союзного масштаба, загубленный, как и многое другое, бездарными “революционерами” постсоветского периода). А не только память о нем.

Ашот Гарегинян

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image