ГОРОЖАНЕ КИЛИКИИ — ДЕМОГРАФИЯ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ

29 октября, 2018 - 13:35

Населения городов Киликии по своему этническому составу было пестрым. Большинство составляли армяне, значительное число: греки, сирийцы, арабы, евреи, а после крестовых походов — также итальянцы, немцы и другие выходцы из Западной Европы.

В Киликии существовало много городов, среди которых крупнейшими были Тарс, Сис, Маместия, Селевкия, Адана и Аназарба. Города Киликии особого развития достигли в XI—XIV вв., когда они стали центрами ремесла и торговли.

В связи с этим население этих городов значительно возросло. Так, например, подавляющее большинство населения города Тарса составляли ремесленники и торговцы. О значении городов Тарса и Айас как торгово-ремесленных центров свидетельствует то, что порты и гавани этих городов ежегодно принимали тысячи торговых суден.

Прежде чем говорить о сословии горожан и отдельних его группах из местного населения, остановимся на правовом положении горожан иностранного происхождения. Значительное число среди иностранцев составляли выходцы из Европы, особенно итальянцы, которые еще с XI в. имели торговые связи с Киликией.

С XIII в. итальянские купцы и ремесленники селились в Киликии. Этому содействовали армянские короли, которые создавали нормальные и даже льготные условия для них. Итальянцам разрешалось проживать в особых кварталах, иметь свои церкви и кладбища, строить мастерские, гостиные дворы, бани, школы, иметь свой суд, заниматься торговлей.

О таких льготах, предоставленных венецианцам, генуэзцам, пизанцам, сицилийцам, флорентийцам и др., свидетельствуют дошедшие до нас жалованные грамоты армянских королей, а также торговые договоры армянского государства с иностранцами в XIII— XIV вв.

Согласно договорам, с отдельными, иностранными торговыми компаниями, им предоставлялись льготы по платежу пошлин, а именно: вместо обычных 4 % они платили пошлину в размере 1 % стоимости ввозимых товаров.

Далее, имущество умершего в Киликии иностранца не конфисковалось в пользу казны, а возвращалось его наследникам. Возвращалось также имущество, которое оказывалось в Киликии вследствие кораблекрушения. Более того, армянское государство компенсировало ущерб, понесенный иностранцем, от рук разбойников в пределах Киликии.

Примером подобных договоров, заключенных между армянским государством и иностранцами, может служить хрисовул Левона II, жалованный послу Генуи в марте месяце 1201 г., в котором перечислены привилегии генуэзцев.

В этом документе Левон II писал: «… с согласия моей королевской курии даю свободу въезда и выезда по суше и морю, купли и продажи, захода в порт и выхода из порта». Как видно, король предоставлял генуэзцам право свободного передвижения и торговли.

Далее, король обещал предоставить льготные условия торговли, охранять безопасность генуэзцев и целостность их имущества на всей территории Киликии, как в королевском домене, так и на землях паронов, т. е. баронов, вассалов короля.

Генуэзцы могли «свободно и спокойно продавать и покупать без всякого принуждения, притеснения, поборов, налогов, подорожных сборов и повинностей». Наконец, хрисовул гарантировал право собственности на имущество, которое поступало во владение армянского государства вследствие кораблекрушения, но возвращалось собственнику.

Государство брало на себя обязанность возвращать или возмещать похищенное у генуэзцев имущество в пределах Киликии. В городах Сис, Маместия и Тарс генуэзцам отводились земельные участки для постройки на них гостиных дворов, церквей, судилищ и жилых домов. Генуэзцам предоставлялись льготы и в области юрисдикции, хотя они не пользовались правом экстерриториальности.

Торговые привилегии были предоставлены не только генуэзцам, но и венецианцам, о чем свидетельствует аналогичный хрисовул Левона II от декабря месяца 1201 г., пожалованный послу венецианского дожа. Кроме привилегий, перечисленных выше, в этой грамоте Левона II венецианцам предоставлялось также право на транзит через Киликию в страны, с которыми армянское государство находилось в мире.

Изучение вышеупомянутых, а также других документов показывает, что итальянцы, и среди них особенно генуэзцы, пользовались многочисленными льготами экономического и политического характера, имели не только право вести торговлю в Киликии и через нее с другими странами, но и обосноваться в самой Киликии и заниматься ремеслами.

Кроме итальянцев, за которыми признавались особые льготы, преимуществами пользовались также выходцы из других европейских стран. Подобная политика армянских королей в отношении европейцев диктовалась интересами развития товарно-денежных отношений Киликии.

Проживавшие в Киликии купцы и ремесленники иноземного происхождения хотя и пользовались привилегиями, однако входили в общую сословную систему армянского общества, имели общие интересы с представителями «своего сословия».

Как отмечалось выше, они не пользовались правом экстерриториальности. В Киликии чем дальше, тем больше усиливался удельный вес горожан в феодальном обществе. Это объясняется ростом товарно-денежных отношений в деревне и в городе, расширением сферы деятельности купеческого и ростовщического капитала.

Однако наличие натурального хозяйства, сравнительно слабое развитие внутреннего рынка, преобладание транзитной торговли над вывозной, сильная конкуренция иностранных купцов, опустошительные вторжения мамелюков и общий упадок в странах Передней Азии, вызванный монгольским игом, тормозили нормальное развитие армянских городов.

При таких условиях армянская городская буржуазия XI—XIV вв. не могла сложиться, как влиятельная общественная сила в отличие от бюргерства эпохи позднего европейского средневековья. Верхушку городского населения составляли крупные торговцы —гости, связанные с внешней торговлей, а также крупные ростовщики.

Основную массу городских людей составляли мелкие купцы и ремесленники. В ремесленном производстве, а также в ряде отраслей сельского хозяйства применялся и наемный труд людей, лишенных средств производства, как об этом свидетельствуют ст. ст. 141 и 149 Судебника Смбата .

Согласно ст. 4, 141, 147, 149 и др. этого Судебника существовали три категории наемных работников. Это были: «мшаки» (батраки), труд которых применялся, как правило, в сельском хозяйстве; «вардзворы» (наемные люди), возможно, строительные рабочие и вообще люди ремесленного труда; «хрокворы» — поденщики, чернорабочие.

Можно полагать, что «хрокворы» были наемными рабочими, которые работали за поденную или сдельную плату. В первоисточниках термин «хроквор» употребляется в двойном смысле: он означал воина, получавшего жалование или довольствие, а также человека, работавшего по найму.

Кроме перечисленных категорий наемных работников, были также ремесленники, которые выполняли заказ из материала заказчика или же прилагали свой труд, применяя орудия труда хозяина. Таких ремесленников можно считать средневековыми рабочими.

Приведенные данные о применении наемного труда в сельском хозяйстве и в ремесленном деле свидетельствуют о разорении части мелких производителей—крестьян и ремесленников. Для обозначения бедных людей, разорившихся ремесленников и крестьян «Судебник» Смбата употребляет термины «тарапиалк» (страдники) и «каротиалк» (убогие, нуждающиеся).

Как торговцы, так и ремесленники жили в особых кварталах (рядах), соответственно своей профессии. Торговцы и ремесленники одной и той же профессии организовывали свои союзы — «братства». Подавляющее большинство городского населения составляли ремесленники, которые не зависели от феодалов ни экономически, ни лично.

Они были мелкими собственниками, имели свое хозяйство и свои средства производства. Личной свободой пользовались, конечно, и купцы. Однако и те, и другие были лишены политических прав, входили в состав аназатов, должны были платить налоги. При этом, если город находился в пределах феодальных владений, горожане обязаны были платить налоги как государству, так и данному помещику.

Эти обстоятельства вызывали и обостряли противоречие между дворянством и сословием горожан. Городское население, как и крестьянство, облагалось залогами в пользу государства. Трудно точно установить, какими именно налогами облагались горожане и в каком размере.. Вопрос о налогах и вообще финансовое право является одной из наименее разработанных частей государственного права Армении.

Хотя этим вопросом занимались Алишан, Н. Адонц, акад. Марр, А. Манандян, проф. С. Егиазаров и другие, но пока еще нет согласованности даже в объяснении терминов, касающихся податей, повинностей и различных налогов. Правовые отношения горожан между собой, между ними и государством и землевладельцами нашли отражение в Судебнике Смбата и будут разобраны нами в дальнейшем изложении.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image