СТЕПАНАКЕРТ ПРИНИМАЕТ ВЫЗОВ

2 ноября, 2018 - 13:32

Продолжающийся визит сопредседателей Минской группы в регион уже стал весьма примечательным. 29 октября состоялись встречи в Ереване, затем посредники направились в Степанакерт, где провели полных 2 дня, после чего 1 ноября поедут в Баку. Столь необычно долгое пребывание в Арцахе объясняется участием в мониторинге на линии соприкосновения вместе с командой Каспшика, что само по себе беспрецедентно.

НА ФОНЕ ЭТИХ СИМПТОМАТИЧНЫХ ДЕТАЛЕЙ БРОСАЕТСЯ В ГЛАЗА ОЧЕВИДНАЯ РАЗНИЦА между сообщениями о встречах в столицах армянских государств, содержательная наполненность которых говорит о красноречивом крене в сторону Степанакерта.

В самом деле, в ходе встреч в Ереване с премьером, министрами ИД и обороны говорилось - судя, естественно, по официальным сообщениям, - главным образом не о собственно урегулировании, а об актуальных проблемах на границах Армении и Арцаха. Все три армянских чиновника подчеркивали приверженность мирному урегулированию, акцентируя достигнутую в Душанбе договоренность относительно снижения напряженности на границах, необходимость соблюдения режима прекращения огня и формирования атмосферы доверия. Правда, Мнацаканян и Тоноян прибавили к этому традиционному набору свои "изюминки": глава МИД подчеркнул необходимость отказа от милитаристской и неконструктивной риторики, а руководитель Минобороны выразил надежду на то, что сопредседатели приложат усилия в направлении установления и запуска связи по другим оперативным направлениям аналогично действующей на нахиджеванском участке. Кроме того, по словам Зограба Мнацаканяна, после визитов сопредседателей в Ереван, Степанакерт и Баку будет возможность более комплексно оценить дальнейшие шаги.

Можно предположить, что тем самым глава МИД РА практически анонсировал важность степанакертских встреч. Отметим прежде всего, что в Арцах направились двое из сопредседателей, Стефан Висконти и Эндрю Шефер, а также Анджей Каспшик. Игорь Попов остался в Ереване. А в ходе встреч с Бако Саакяном и Масисом Маиляном прозвучал ряд действительно новых значимых заявлений, касающихся урегулирования как такового. Президент прежде всего вновь отметил необходимость восстановления полноценного переговорного формата и участия Арцаха во всех этапах урегулирования. Саакян также подчеркнул необходимость внедрения механизмов, направленных на сохранение режима прекращения огня, назвав это одним из ключевых компонентов обеспечения стабильности и мира в регионе и актуализировав тем самым Санкт-Петербургские и Венские соглашения. Что, отметим, само по себе очень важно.

МИНИСТР ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ АРЦАХА МАСИС МАИЛЯН В СВОЮ ОЧЕРЕДЬ заявил о необходимости восстановления трехстороннего формата переговоров, особо выделив при этом тот факт, что участие Степанакерта на всех этапах процесса важно также с точки зрения разделения ответственности за поддержание мира в регионе. Это первое из весьма значимых, на наш взгляд, заявлений, подтверждающее роль Арцаха как фактора стабильности и мира в регионе в целом. Далее министр обратил внимание сопредседателей на ситуацию, связанную с реализацией народом республики своих фундаментальных прав, отметив, что неурегулированность конфликта не должна быть препятствием для осуществления ее гражданами неотъемлемых прав, в том числе на развитие, безопасную и достойную жизнь. Это вторая важная констатация Арцахом своих прав и обязанностей.

Наконец, говоря об условиях для продвижения процесса урегулирования, Масис Маилян заявил, что настало время пересмотреть некоторые подходы, связанные с переговорным процессом, и что в основе урегулирования конфликта должна быть безопасность Арцаха и его народа. Это третья важнейшая констатация, о необходимости которой все последние годы говорили армянские эксперты и представители общественности.

Таким образом, вырисовывается более или менее четкая тактическая парадигма армянской стороны. Официальный Ереван взял на себя главным образом актуальную повестку, связанную с ситуацией на границах и максимальным снижением напряженности. Кроме того, Армения настаивает на возвращении Арцаха в полноценный формат переговоров, перекладывая при этом на Степанакерт основную тяжесть переговоров и ответственность за принятие того или иного решения. Очевидно, что Никол Пашинян не будет делать того, чего многие ожидали от него после прихода к власти: требования радикального изменения принципов и вектора переговорного процесса, иными словами, кардинального пересмотра Мадридских положений. Заявление Маиляна, без сомнения, согласованное с Ереваном, говорит о том, что подобные намерения у армянской стороны есть, однако центр тяжести при этом смещается в Арцах.

О РИСКАХ И ВЫГОДАХ ПОДОБНОГО РАСКЛАДА МОЖНО МНОГО ГОВОРИТЬ И СПОРИТЬ. Пока напомним, что возможность гибкого маневрирования всегда рассматривалась экспертами как одно из ключевых преимуществ наличия двух армянских государств-центров. Более того, необходимость внешнеполитической активизации именно Степанакерта также неоднократно подчеркивалась специалистами, тем более что в начале 90-х руководство Арцаха вело проактивную политику, напрямую обращаясь и общаясь и с ООН, и с европейскими структурами, и с руководством стран-посредников. Заявление Маиляна наверняка следует рассматривать также в контексте трендов последнего времени: принятия в ПАСЕ резолюции о мониторингах правозащитной ситуации в непризнанных странах, а также регулярных визитов в Арцах европейских делегаций разного уровня - от парламентского до муниципального. Однако в первую очередь оно свидетельствует о намерении, по меньшей мере Арцаха, отказаться от Мадридских принципов и поставить в основу дальнейшего процесса важнейший для армянской государственности и народа вопрос безопасности.

Тот факт, что речь при этом идет не только об Арцахе, но и об Армении в целом, как нельзя кстати подтвердил 30 октября министр ИД Азербайджана. "Сопредседатели уже находятся в регионе. Вчера они провели встречи в Ереване, 1 ноября они прибудут в Баку, где также проведут встречи", - заявил Мамедъяров, старательно обойдя то обстоятельство, что посредники проведут два дня в Степанакерте. И далее озвучил - подчеркнем, из Стамбула - неприкрытую угрозу: "Если Армения не сможет наладить нормальные соседские отношения с Турцией и Азербайджаном, то в этом случае независимость Армении оказывается под вопросом".

Официальный Ереван на это пока не отреагировал и, надо полагать, пропустит мимо ушей. Может, Степанакерт ответит за Армению?

Марина ГРИГОРЯН

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image