"Спитак" идет в прокат

11 ноября, 2018 - 23:26

С 29 ноября в российский прокат выйдет фильм режиссера Александра Котта "Спитак". Как раз к 30-летию этого трагического природного катаклизма. Картина о самом разрушительном и многочисленном по числу жертв землятресении, случившемся  на территории Армении 7 декабря 1988 года.

Получив приглашение на пресс-показ фильма, я не стал раздумывать, захотелось посмотреть, освежить в памяти те впечатления, которые мне довелось увидеть и ощутить тридцать лет назад. Тогда, будучи ведущим программы новостей на  телевидении, мне одному из первых довелось увидеть страшные разрушения и горе людей. Не скрою, хотелось увидеть насколько точно авторы фильма сумели передать правду об этом разрушительном землетрясении, о котором еще никто из как армянских, так и российских кинематографистов еще не делал полнометражного художественного фильма. Более того, сценарий фильма,  как выяснилось, был написан еще 10 лет назад. По утверждению создателей фильма, катастрофа, унесшая жизнь 25000 жизней и оставившая без крова более полумиллиона человек, вошла в историю еще и как удивительный пример единения: тысячи людей со всего мира бросились помогать пострадавшим. Из разных концов мира приехали спасатели, врачи, строители.  Главный герой, когда-то покинувший родной город Спитак в поисках лучшей жизни, возвращается на родину, чтобы найти дом близких, а точнее, свою брошенную жену Гаяне и дочь Ануш.  По классическим канонам драматургии в фильме есть любовь, детская непосредственность и трогательная искренность, а главное непреодолимое желание найти и спасти пусть и покинутых, но все еще любимых близких. Создатели картины в полной мере сумели воссоздать царившую тогда в Спитаке обстановку, безрадостную и удручающую растерянность людей, боль и отчаяние тех, кто убедился в том, что родных и близких уже не спасти. Но те, кто не смирился, не получил подтверждения о смерти своих родных, продолжали разгребать завалы и искать их. Так поступил и главный герой, Гор, вдруг почувствовавший непреодолимую потребность спасти свою брошенную жену и дочь. Он никак не может смириться с тем, что их нет, они живы и ждут его помощи, он слышыт их голоса и зов из под завалов. И его почти маниакальная вера в том,  что они живы,  вознаграждается их спасением. 

Благодаря огромной работе постановщиков фильма удалось предельно точно воссоздать картину разрушений в Спитаке  после землетрясения. Массовые сцены, стадион, выложенный трупами, предельно точно передали тогдашнюю обстановку.  Правда,  мне довелось видеть спитакский стадион почти полный трупов, а фильме был всего один ряд. Несколько натуралистическая точность обстановки, плач, страдания людей, переживших стресс, психические расстройства отдельных образов,  создали единую картину пережитой катастрофы. Очень трудно было понять где художественная картина, а где документальная.  И в этом безусловная удача авторов картины. Важным штрихом стал стал показ трансляции обращения католикоса всех армян Вазгена Первого, призывавшего людей не поддаваться отчаянию, не впадать в уныние и продолжать жить и созидать. Несмотря на горе и трагедию,  на которых построен сюжет фильма, тем не менее он оптимистичен и не настраивает на грусть. Потому что люди, как и главный герой фильма находят не только жену и дочь, но и самого себя, соприкасаются с участием в их судьбе без преувеличения людей со всего мира. Понимают, что надо продолжать жить и бороться.   Эти оптимистические ноты вряд ли присутствовали бы в фильме, если бы его  снимал армянский ресжиссер.  Скорее всего это был бы грустный и печальный фильм.  Еще более важно, что к теме Спитака, а косвенно Армении,  обратилась российская кинематография.  Во первых,  у нее возможностей как финансовых так и технических было больше. Правда в создании фильма приняли участие министерство культуры Армении, национальный центр кино Армении. Но вклад российской стороны был несравненно выше. Фильм вышел на двух языках - армянскм и русском. Что очень важно, поскольку рительская аудитория в России на порядок больше чем в Армении.  К производству фильма подключилось и российское телевидение, что прибавит к зрителям в прокате еще и многомиллионую телеаудиторию как в России, так и за рубежом. Композитором картины стал известный зарубежный армянин Серж Танкян, на которого создатели фильма возложили надежны на продвижение фильма на американский экран. Уже запланированы показы в Вашингтоне, Нью-Йорке, Филадельфии и Лос-Анжелесе. Фильм выдвинут на премию Оскар. Отметим также, что на тему спитакского землятрясения снят еще один российский фильм под названием "Землетрясение", где главным героем является Армен Джигарханян. Что собственно и стало причиной того, что его не было в фильме "Спитак". Еще одним участником фильма стал Европейский Союз, благодаря которому фильму открывается дорога в европейский прокат. Это стало возможным благодаря тому, что в спасательных работах принимали участие и европейские страны, в частности специалисты из Франции. К сожалению, представитель Франции в фильме  пережил разрыв сердца и умер после того как расчистили завалы школы и увидели за партами мертвых детей и срдце его не выдержало этого ужаса. Как сложится прокатная судьба фильма покажет время. Но  то, что пережила Армения,  жители Спитака, Гюмри и других городов, сегодня воплощено в трогательной, искренней картине о  спитакском землятресении российского кинематографа. Без всякого сомнения, каждый армянин, посмотревший фильм, будет благодарен и признателен его авторам. Сможет при просмотре позволить себе расстроиться и пустить слезу, что будет не стыдно и понятно. Ведь до сих пор в списках погибших во время спитакского землетрясения есть те, кого не нашли и не похоронили. Поэтому фильм можно рассматривать и как реквием по их невинно убиенным душам.

Эдуард САХИНОВ

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image