БЕЗВИЗОВАЯ ДВЕРЬ В ДРУГИЕ МИРЫ

2 декабря, 2018 - 22:39

Любое путешествие, с теми или иными целями предпринимаемое за пределы своего маленького мира, где любой уголок, как говорится, знаком сызмальства, не обходится без спутника, отсутствие которого делает поездку невозможной. Имя ему – паспорт, то есть официальный документ, удостоверяющий личность гражданина. Наличие подобного документа, должным образом оформленного и зарегистрированного, способно избавить вас от целого ряда сопутствующих вопросов. А иначе скитаться вам, навроде незабвенного Михаила Самуэльевича, и регулярно иметь проблемы с правоохранителями.

Тем не менее, далеко не каждый паспорт способен гарантировать своему владельцу желанную степень свободы передвижения по миру. Есть государства – лидеры и аутсайдеры и в этом аспекте. Швейцарская компания Henley & Partners, мировой лидер в сфере планирования местожительства и гражданства (residence and citizenship planning) и стратегического консалтинга, ежегодно составляет рейтинг паспортов, имеющих обращение в различных государствах мира, проводит их сопоставительный анализ. В такую работу вовлекаются сотрудники компании в более чем 30 офисах по всему миру. Наряду с этим, используются данные, предоставляемые Международной ассоциацией воздушного транспорта (IATA). В итоге выводится «паспортный» индекс H & P – своеобразный международный рейтинг государств по уровню свободы передвижения, которую они предоставляют своим гражданам. При этом Henley & Partners тщательно изучает правила визового режима стран и территорий, подсчитывая количество других стран, которые граждане того или иного государства могут посетить без оформления визы.

Индекс паспортов от H & P – первая, можно сказать, попытка в мировой практике вывести «табель о рангах» на основе степени свободы передвижения граждан, отражающей международные отношения и статус стран на мировой арене. С 2018 года Индекс паспортов обновляется несколько раз в год, чтобы оперативно информировать клиентов об изменениях в безвизовом режиме стран.

С индексом пока – не очень

Последний такой индекс выведен по данным на октябрь текущего года. Мировым лидером среди примерно полутора сотен рассмотренных государств и территорий признана Япония, паспорт которой позволяет японскому гражданину посещать в безвизовом режиме 190 стран. Далее следуют: Сингапур (189 стран); Франция, Германия и Южная Корея (188 стран); Дания, Финляндия, Италия, Испания и Швеция (187 стран); Австрия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Великобритания и США (186 стран). В аутсайдерах – и уже не в первый раз – оказались Палестина, Судан и Эритрея, паспорта которых позволяют безвизово посещать только 39 стран. Но и это еще не предел: у Йемена этот показатель составляет 37, у Пакистана – 33, у Сомали и Сирии – 32, а у Ирака и Афганистана – и вовсе 30.

Особо впечатляющий прогресс в этом плане зафиксирован у Грузии, которая по сравнению с рейтингом 2017 г. поднялась на 18 пунктов и занимает сейчас в мировом рейтинге 50-е место со 112-ью странами, куда можно безвизово поехать с грузинским паспортом. Украина и ОАЭ поднялись на 17 пунктов (соответственно, 41-128 и 21-161), Китай – на 14 (71-74). 

Армения в этом рейтинге занимает 80-е место; наш показатель – 61 страна. Здесь мы уступаем, в частности, Свазиленду (73-е место, индекс – 71), Азербайджану (75-е место, индекс – 66), Кубе (76-е место, индекс – 65) и даже Сьерра-Леоне (79-е место, индекс – 62). Правда, опережаем Индию (81-60), Узбекистан (82-59), Туркменистан (88-53) и Бангладеш (100-41). В рамках СНГ у Армении – девятый показатель, нас опережают Украина, Молдова (46-е место в рейтинге, индекс – 122), Россия (47-119), Грузия, Беларусь (68-77), Казахстан (69-76), Азербайджан и Кыргызстан (78-63).

Дорожные дела

Несмотря на общую тенденцию к росту свободы передвижения, уровень доступа к ней граждан стран, не входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), остаётся прискорбно низким. Люди из этих стран обычно хотят преодолеть ограничения, налагаемые на них их паспортами, и получить доступ к бизнесу, финансам, карьере и разным другим возможностям в глобальном масштабе. Наиболее оптимальным путем к глобальной мобильности и доступу эксперты видят так называемое альтернативное гражданство: те, кто имеет несколько паспортов, пользуются передовыми практиками каждой страны и менее уязвимы к рискам и недостаткам, пока имеющим место в этих же странах. «В последние годы наблюдается значительный рост спроса на инвестиционную миграцию, и мы ожидаем, что эта тенденция сохранится, поскольку геополитическая, экономическая и экологическая неопределенность возрастает во всем мире»,- отмечает руководитель экспертной рабочей группы Henley & Partners Кристиан Кёлин.

По оценке финансового аналитика, соучредителя инвестиционного партнерства Quantum Fund, президента инвестиционных компаний Rogers Holding и Beeland Interests Джима Роджерса, получение альтернативного гражданства со временем будет становиться всё более насущным императивом.

- В ближайшие 20 или даже 30 лет на глобальный и стабильный мир во всем мире рассчитывать, к сожалению, не приходится,- неутешительно прогнозирует Роджерс.- А может, потребуется даже ещё больший срок. Поэтому не помешает иметь в запасе "план Б". Многие сегодня диверсифицируют свои финансовые активы. Настало время для диверсификации и своих жизненных возможностей. Девятнадцатый век характеризовался малым количеством войн (здесь позволим себе не согласиться с уважаемым экспертом: захватнических войн и конкурентных стычек хватало и в те времена, просто не все попали в анналы истории – А.Г.), открытостью границ и торговли, открытого всего. Конец этому наступил в ХХ веке, обрушившем на мир массу катастроф. Боюсь, сейчас мы возвращаемся к периоду, когда люди закрываются – вместо того, чтобы открыться. В любом случае, надо стремиться к мобильности, развивать возможности свободного передвижения.

- Гражданство, значит, становится товаром?

- Не уверен, что высказался бы именно так. Речь о другом: иметь более одного паспорта становится повсеместной практикой, такое позволяют себе всё большее число государств. К примеру, евреям нередко требовалось несколько паспортов, и полякам тоже. Одни нуждаются в этом больше, другие – меньше. Но в целом, думаю, альтернативное гражданство становится всё более понятным и принятым во всем мире.

Двустороннее движение

Некоторые примечательные реалии в плане свободы передвижения складываются и в постсоветских республиках. Этот регион, по оценке экспертов, характеризуется, с одной стороны, возрастающей мобильностью граждан, а с другой – довольно бурным экономическим развитием. Но, вместе с тем, прочность как паспортных, так и дипломатических отношений в странах СНГ всё ещё отстаёт от прочности, характерной для многих европейских и североазиатских государств. Это расхождение означает, что желание успешных предпринимателей этих стран расширить свои деловые, карьерные и финансовые возможности сдерживается трудностями, возникающими при оформлении проездных документов. Для таких людей инвестиционная миграция – и в частности, гражданство за инвестиции – становится важным механизмом, который позволяет им участвовать в современной глобализованной экономике с большей свободой и легкостью.

Такого мнения, в частности, придерживается аналитик компании S-RM в области антикризисного управления и глобального консалтинга по рискам Тим Гешвиндт, специализирующийся на России и странах СНГ.

- В текущем году,- отмечает он,- как Россия, так и другие страны, состоящие в СНГ, продемонстрировали улучшение рейтинга по Индексу паспортов Henley & Partners. В паспортном рейтинге этого региона продолжает лидировать Украина, где мобильность населения остаётся высокой. Соглашения об отмене визового режима между ЕС и Украиной и Грузией, заключенные в 2017 году, привели к значительному повышению уровня мобильности в этих странах. Кроме того, в апреле 2018 года Украина ратифицировала новые соглашения об отказе от виз с Перу и Уругваем.

Рост свободы передвижения, по мнению Гешвиндта, заметен также в России и Молдове. Правда, касательно России улучшение её позиции в паспортном рейтинге Henley & Partners сопровождается воздействием «внешнеполитических факторов», которые, полагает эксперт, негативно скажутся на её дальнейшем росте.

В пяти Центрально-азиатских государствах также произошло общее улучшение рейтинга. Политическая либерализация в Узбекистане, инициированная президентом Шавкатом Мирзиёевым, а также попытки улучшить безопасность путешествий внутри страны способствовали успешным переговорам по ряду безвизовых соглашений. В феврале 2018 г. Узбекистан ратифицировал соглашения о безвизовых поездках с Турцией, Южной Кореей, Японией, Индонезией, Малайзией, Сингапуром и Израилем. За этим в марте последовал отказ от виз с Таджикистаном.

Ежегодный рост глобального рейтинга Туркменистана по Индексу паспортов Henley & Partners свидетельствует о важном сдвиге в подходе страны к международному туризму, несмотря на самый низкий показатель в регионе. «Исторически сложилось так, что Туркменистан проводит изоляционистскую международную политику путем введения жестко контролируемых визовых ограничений,- говорит Т.Гешвиндт.- В то время, как страна предлагает несколько исключительных туристических направлений, президент Гурбангулы Бердымухамедов с начала своего правления в декабре 2006 года сознательно ввёл ограничения на поездки для международных визитёров в явной попытке ограничить осуждение нарушений прав человека в стране».

Однако необходимость диверсификации экономики Туркменистана в условиях низких цен на нефть, экономического спада в России, а также газовые трения с Ираном повлекли за собой смягчение политики в стране. Тем не менее, Туркменистан по-прежнему разрешает безвизовый доступ только гражданам отдельных провинций соседнего Казахстана и Узбекистана, в результате чего занимает нижнюю позицию в региональном рейтинге Henley & Partners.

     Ашот Гарегинян

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image