Эксперт о выборах в Армении: беспрецедентные в истории страны

11 декабря, 2018 - 14:11

Почему внеочередные парламентские выборы в Армении стали беспрецедентными, какой курс возьмет новое правительство, и почему мирная революция изменила смысл армянского государства, у микрофона RFI рассуждает политолог Рубен Меграбян.

На прошедших в воскресенье, 9 декабря, внеочередных парламентских выборах в Армении блок Никола Пашиняна «Мой шаг» получил 70,43% голосов избирателей. Помимо этой политической силы в парламент прошли партии «Процветающая Армения» (набрав 8,27%) и «Просвещенная Армения» (6,37%). Республиканская партия, во главе которой находится бывший президент Армении Серж Саргсян, не преодолела проходной барьер и не получит кресел в новом парламенте. Результаты выборов в Армении комментирует политолог Рубен Меграбян.

RFI: Такие результаты выборов были ожидаемы, или нет?

Рубен Меграбян: У разных людей были разные ожидания, но мои лично ожидания оправдались в полной мере. Блок «Мой шаг» Никола Пашиняна одержал сокрушительную победу, а остальные уже взяли то, что смогли. Выборы были беспрецедентными в истории независимой Армении. Фактически не было случаев насилия, не было вбросов и вопиющих нарушений системного характера, о чем всегда говорилось. Поэтому, я думаю, выборы отразили реальное отношение граждан Армении к политическим силам.

В то же время говорят, что явка была рекордно низкой — меньше 50% избирателей пришло голосовать. Что это значит? Что им неинтересна политика Пашиняна, или что они думали, что его и так изберут, и не надо приходить на участки?

Во-первых, когда в трехмиллионной стране списочное число избирателей составляет 2,5 миллиона, это уже вызывает очень большие сомнения. Во-вторых, в стране не проходило нормальной переписи населения. В-третьих, зная уровень эмиграции в Армении, мы понимаем, что эти списки не чистые, и так как ими мало кто занимался, то они оказались раздутыми. Еще учитывая, какие очереди были на избирательных участках в разных местах, особенно в Ереване это чувствовалось, я бы не сказал, что уровень участия был низким. Кстати, этот тезис — о низкой явке — стал за последний день излюбленной темой российской пропаганды, которая тем самым говорит, что, стало быть, это не означает, что победа Пашиняна была безоговорочной.

Почему тогда не проводилось голосование за границей? Мы знаем, что армянская община проживает во многих странах мира, в частности, во Франции могло бы быть организовано голосование.

Потому что парламент Армении избирают те, кто живет в Армении. В принципе, структура армянской нации такова, что только 20% ее проживают в самой Армении, а 80% — это диаспора. Стало быть, если позволить голосовать всей диаспоре, то это уже будет парламент не Армении, а парламент этнических армян, и это будет размывать государственные институты. Это по закону так.

При том, что партия Пашиняна набрала большинство голосов, какой теперь курс будет, на какие реформы? Чего вы ожидаете?

В Армении очень много наболевших реформ, которые нужно проводить в срочном порядке. Из них я выделю три направления, которые нужно проводить не последовательно, а именно параллельно, потому что они безотлагательны. Первое —это изменить налоговое законодательство, чтобы подстегнуть бизнес и экономическую деятельность в стране. Второе — реформировать судебную систему, потому что мы на данный момент имеем с ней очень много проблем, это тоже пережиток прошлой власти. Третье — это, конечно, активизация внешней политики, которая будет реально обслуживать наши реальные интересы.

Касательно внешней политики, какой будет курс — проевропейский? Или соседи, которые окружают Армению, имеют для нее больше значения, чем Европа. Вы с этим согласны?

Я бы с этим не согласился, потому что это разные категории отношений. Прежде всего, отношения с соседями, в частности, с Грузией и Ираном, для Армении носят стратегический характер, учитывая то, что три четверти периметра наших границ — это либо колючая проволока, либо боевые позиции в силу того, что граница с Турцией закрыта, а с Азербайджаном просто нет мирного договора, имеет место конфликт, неоконченная война. Это один уровень отношений. Другой — касательно наших отношений с Россией. Понимая, что в регионе военно-политической доминирующей силой является Россия, мы должны строить с ней отношения, которые будут исходить их наших интересов, чтобы не было угроз в этом направлении.

Третий уровень отношений касается наших отношений с западным сообществом, в частности, с Европейским союзом и Соединенными Штатами. И, конечно, наши отношения с крупнейшими игроками Азии.

Пашиняном объявлен новый стратегический курс, суть которого в том, что мы будем развивать наши отношения во всех направлениях, причем ни одно направление не будет за счет другого или против другого направления.

В силу революции изменился смысл государства — оно стало обслуживать граждан, а не олигархические интересы небольшой группы лиц. Это приводит к тому, что неизбежно меняется смысл и содержание внешней политики.

Комментарии

Не зря я «пристрелялся « к Рубену Меграбяну». Порой мне кажется, что это говорю я, а не он. Вот такая коллизия и ничегошеньки не могу поделать с этим, за что и прошу у него великодушного прощения

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image