Землетрясение в Армении. Воспоминания севастопольских спасателей-общественников

12 декабря, 2018 - 20:06

Севастополец Сергей Сысолетин сегодня вспоминает: «Всё началось с информации по телевидению в новостях. Услышав даже предварительную оценку специалистами магнитуды землетрясения, я понял, что разрушения будут гигантские. Я тут же позвонил своему другу, начальнику Севастопольского контрольно-спасательного отряда Михаилу Петровичу Ерогодскому: «Надо ехать»! Он ответил, что уже ждёт команду на выезд. Без команды выезжать нельзя. Три дня ждали команду, сидя на рюкзаках и бочках со снаряжением. Команда поступила на четвёртый день. Сразу вылетели. Но самолёт посадили в Адлере. Вроде как в Ереване полоса была занята транспортными самолётами, везущими технику для разбора завалов. А в Ленинакане посадочная полоса лопнула от толчков. Предложили добираться по автодороге через горы. Но это заняло бы ещё пару дней. Шансы на спасение людей под завалами таяли с каждым часом».

Участник аварийно-спасательной операции в Армении, геолог 1-й категории Сергей Стрельцов вспоминает о том, что пришлось лично созваниваться с Николаем Рыжковым, возглавившим операцию в масштабах Советского Союза: «Только после этого разговора для спасателей освободили место в попутном самолёте. Летели, как в троллейбусе, стоя в салоне и сидя на рюкзаках. Две тонны груза распихали по багажникам. Первое впечатление, когда мы прилетели в Армению: вереница самолётов транспортной авиации. Самолёты садятся один за другим, разгружаются и улетают. Дальше едем на машине. Вокруг огромное количество деформированных легковушек со смятыми кузовами. На крышах многих машин стоят гробы. Спитак нас встретил пожарищами и запахом горелого. Всё вокруг безжизненно. Впечатление нереального пребывания в фильме катастроф. Но такова была реальность».

В Спитаке самым безопасным местом был стадион в центре города. Падать на него было нечему. Там и разместился лагерь спасателей. На стадион постоянно прилетали вертолёты, он условно охранялся от мародёров. К спасателям присоединилась группа специалистов Военно-медицинской академии. Сергей Стрельцов до сих пор помнит соседнюю птицефабрику, где 60 тысяч птиц были раздавлены плитами. Вороны и собаки растаскивали разлагающиеся трупы по округе. Реально была угроза эпидемии. Рядом — сахарный завод. Землетрясение разорвало стальные ёмкости с патокой, как листы бумаги. Патока текла по улицам.

Трибуны стадиона были заставлены тысячами гробов. На части игрового поля стадиона на полиэтиленовую плёнку складывали трупы людей для опознания.

Участник экспедиции Александр Краснов с сожалением констатирует, что заниматься пришлось уже не спасением живых, а поиском и извлечением из завалов погибших. Увы, прибыли слишком поздно. Работали вместе со спасателями из Австрии, Германии, Японии. Поисковые работы севастопольский отряд продолжал неделю. Александр Краснов говорит: «После возвращения домой осталось ощущение того, что сделали мы все что могли. Но вот чувства выполненного долга не было. Нет его и сейчас. Слишком долгой оказалась дорога от Севастополя до Спитака. Наш спас отряд нужен был там в первые три дня. А дальше задачи должны решать подразделения с мощной техникой для разбора завалов».

Севастопольский спасотряд вернулся домой 16 декабря 1988 года.

Справка: Седьмого декабря 1988 года в 11 часов 41 минуту по местному времени в Армении катастрофическое землетрясение разрушило полностью или частично 21 город, 350 сёл. Серия подземных толчков за 30 секунд практически уничтожила город Спитак и нанесла сильнейшие разрушения городам Ленинакан (ныне Гюмри), Кировакан (ныне Ванадзор) и Степанаван. В эпицентре землетрясения, городе Спитаке — 10 баллов (по 12-балльной шкале), в Ленинакане — 9 баллов, Кировакане — 8 баллов. 6-балльная зона землетрясения охватила значительную часть территории республики, подземные толчки ощущались в Ереване и Тбилиси.

Во время Спитакского землетрясения в зоне разрыва земной коры была высвобождена энергия, эквивалентная взрыву десяти атомных бомб, каждая из которых была подобна сброшенной в 1945 году на Хиросиму. Волна, вызванная землетрясением, обошла Землю и была зарегистрирована научными лабораториями в Европе, Азии, Америке и Австралии. В результате землетрясения, по официальным данным, погибли 25 тысяч человек, 140 тысяч стали инвалидами, а 514 тысяч человек лишились крова.

Землетрясение вывело из строя около 40 процентов промышленного потенциала республики. Были разрушены или пришли в аварийное состояние общеобразовательные школы на 210 тысяч ученических мест, детские сады на 42 тысячи мест, 416 объектов здравоохранения, два театра, 14 музеев, 391 библиотека, 42 кинотеатра, 349 клубов и домов культуры. Было выведено из строя 600 километров автодорог, 10 километров железнодорожных путей, полностью или частично разрушены 230 промышленных предприятий. Комиссию по ликвидации последствий трагедии возглавил председатель Совета Министров СССР Николай Рыжков, которому впоследствии присудили звание «Национального героя Армении».

Автор: Владимир Илларионов

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image