«Беркут» – отец «Бурана». Автопилот брал пример с инженера Чачикяна

13 декабря, 2018 - 20:19

С момента создания Остехбюро не испытывало недостатка ни в чем. В 1924-м фирме Владимира Бекаури передали тральщик «Микула», эсминец «Сибирский стрелок», сторожевой корабль «Инженер». На 1925/1926 финансовый год было выделено более трех миллионов рублей. В распоряжение Остехбюро предоставили гатчинский машиностроительный завод «Красный изобретатель». В 1926 году Лев Троцкий подписал акт о передаче Бекаури завода «Торпедо». Так что с производственной и финансовой базой проблем не было. Но после расстрела Тухачевского, который покровительствовал Остехбюро, в 1938-м пришли и за Бекаури.

Правда, некоторые работы после тщательного анализа полученных результатов признали перспективными и возобновили финансирование. Несмотря на ликвидацию Остехбюро («Сталинские беспилотники») и репрессии, Рубен Чачикян продолжал работать над созданием системы управления с электрогидравлическим автопилотом. Тема была начата еще в 1934 году. Чачикян активно участвовал в испытаниях своих приборов: его общий налет в качестве инженера-испытателя за семь лет составил 1400 часов.

В 1938-м на заводе № 379 в Ленинграде подготовили три ТБ-1 с автопилотом и компрессорными приводами. На одном установили управляющую систему «Дедал», на втором – аппаратуру, позволявшую использовать самолет как радиоуправляемую бомбу. Третий предназначался для отработки не только самостоятельного взлета, но и посадки. Предложенная 80 лет назад система представляет особый интерес.

    “ Комитет Обороны поручил произвести два телемеханических ТБ-3 в вариантах «летающей бомбы» и с системой автоматической посадки ”

На высоте 180–220 метров БЛА выводился командой на глиссаду с наклоном примерно четыре градуса. Автопилот «планировал» на постоянном угле атаки и фиксированных оборотах моторов при скорости 130 километров в час. С самолета выпускался мерный лот, который при снижении до 10 метров касался земли, после чего мгновенно следовала команда на автомат посадки. Тяга двигателей снижалась до минимума, командное устройство по разработанной программе управления обеспечивало необходимый шаг выбирания штурвала. Именно для того, чтобы отработать выравнивание и приземление самолета с учетом его центровки, и совершал полеты инженер Чачикян.

В актах испытаний ТС ТБ-1 зафиксировано, что в 1938 году в режиме дистанционного управления выполнено 17 взлетов и 22 посадки, из них соответственно 10 и 5 совершались по радиокомандам. Эксперимент оказался удачным с одной оговоркой: не было вылетов без экипажей.

Госиспытания проходили на аэродроме Гумрак под Сталинградом. С 25 по 29 мая 1939 года под радиоуправлением с командного самолета или с земли поднимались в небо два телемеханических ТБ-1. В десяти полетах демонстрировали наведение БЛА на цель, выполнение «коробочки», посадку. Девять из десяти проходили под контролем летчиков, последний – с экипажем, но в беспилотном режиме. Десятый полет выполнялся «без страховки», то есть без летчиков. Управление с земли велось при удалении до 25, с командного ТБ-1 – до шести километров.

Госкомиссия в постановлении отметила, что полученный задел позволяет создать ТС современного типа и на этой базе приступить к вопросу боевого применения телемеханических самолетов.

Одновременно в Гумраке протестировали посадку У-2 в беспилотном варианте. Новшеством заинтересовались в НКВД, там соорудили телемеханический самолет Р-5. Правда, выполнили всего два полета, но оба были признаны неудачными, поскольку отказывала аппаратура дистанционного управления.

В январе 1940 года Комитет Обороны поручил заводу № 379 произвести два телемеханических ТБ-3 в вариантах «летающей бомбы» и с системой автоматической посадки, два СБ с такой же начинкой и самолет командного управления на базе ДБ-3. НИИ-22 Наркомата электропромышленности должен был поставить легкий УТ-2 автоматического взлета и командный СБ.

Конструкторы из НИИ-21, созданного из остатков московского отделения Остехбюро, работали над новой системой автоматического управления самолетов с дальностью действия до ста километров. Координировал тему Михаил Рязанский, в будущем лауреат Сталинской и Ленинской премий. Система позволяла вести автоматический бреющий полет. Следующим постановлением Комитета Обороны предусматривалось построить для Красного флота радиоуправляемую модификацию гидросамолета МБР-2 и командный ДБ-3Ф.

4 апреля 1941 года замнаркома обороны генерал-лейтенант авиации Павел Рычагов подписал акт № 41180, которым утверждались результаты госиспытаний опытного телемеханического самолета ТБ-3 4АМ-34 РН с радиотелемеханической линией, шифр «Беркут», разработанного по решению КО от 26 января 1940 года за № 42сс заводом № 379 и НИИ-20 НКЭП. Целью ставилось определить степень соответствия разработанного самолета заданным тактико-техническим требованиям, пилотажные данные, дальность действия и помехоустойчивость радиотелемеханической линии управления.

«ТБ-3 в начале испытаний управлялся от специального кнопочного пульта летчика. При нажатии одной из кнопок телесамолет автоматически выполнял заданную эволюцию.

После установления надежности работы аппаратуры автоматического пилотирования самолетом при управлении от кнопочного пульта летчика проводилось управление телесамолетом по радио со специального наземного командного пункта. Оператор, находившийся на земле у пульта управления, передавал команду «взлет», по которой телесамолет производил автоматический взлет без всякого вмешательства летчика. На высоте 200–250 метров самолет переходил в режим горизонтального полета и выполнял автоматически, без вмешательства летчика все команды, подававшиеся по радио (виражи, выход на курс, подъем, планирование, переход с одной скорости на другую и плоские довороты).

За время государственных испытаний телемеханический самолет совершил без вмешательства летчика:

  •     два автоматических взлета по радио;
  •     восемь автоматических взлетов при управлении от кнопочного пульта на самолете;
  •     маршрутный полет на цель и возвращение на аэродром под радиоуправлением;
  •     высотный маршрутный полет до высоты 5572 метра и три маршрутных полета при управлении от кнопочного пульта.

Всего на испытаниях передано по радио и выполнено телесамолетом 86 эволюций, от кнопочного пульта летчика – 250 эволюций.

Налет самолета под радиоуправлением – 2 часа 50 минут под автоматическим управлением, от кнопочного пульта летчика – 12 часов 52 минуты.

Заключение.

1. Телемеханический самолет ТБ-3 завода № 379 с радиотелемеханической линией НИИ-20 НКЭП успешно прошел государственные испытания.

2. ТБ-3 с радиотелемеханической линией управления по своим данным превосходит все ранее построенные в СССР телемеханические самолеты (ТМС ТБ-1, 1935 год, ТМС ТБ-1, 1939 год, ТМС У-2, 1939 год)».

В Бюро спецконструкций № 35 Наркомата оборонной промышленности под руководством Нисона Гальперина проектировали оружие для «беспилотников Сталина». Заряд, прямо скажем, был нестандартный – почти семи метров в длину и с начинкой из шести с половиной тонн аматола. Боеприпас собирали из нескольких цилиндров внутри фюзеляжа. Впоследствии полученный опыт поможет Гальперину в создании ФАБ – 5000НГ.

«Телеувлечения» Бекаури и его команды стали фундаментом для ракетостроения и космонавтики. Во всяком случае накопленный бесценный опыт автоматических взлетов и посадок точно пригодился при создании космического челнока «Буран».

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image