Рубен Варданян: Нужны глубинные, а не поверхностные изменения

26 декабря, 2018 - 13:43

На прошлой неделе социальный инвестор, соучредитель фонда IDeA Рубен Варданян встретился в колледже UWC Dilijan с участниками программы «Неруж». Один из них попросил Варданяна прокомментировать его недавнее заявление о том, что «мы все должны помогать Николу Пашиняну, потому что если он не добьется успеха, это станет катастрофой для армянской нации». Представляем вашему вниманию ответ Рубена Варданяна.

Горизонт планирования

Все наши проекты имеют длительный горизонт планирования – 20–25 лет. При всем уважении к тем, кто руководит страной, наше видение охватывает более долгий срок.

Меня и других диаспоральных армян, реализующих в Армении свои проекты, воспринимают здесь как иностранцев. Мы не местные жители, но с уважением относимся к правительству страны и ее лидерам, избранным гражданами, и хотим сотрудничать с государством. Было бы неэтично реализовывать в стране проекты развития, которые не были легитимированы.

Вместе с Нубаром [Афеяном] и другими партнерами мы реализуем якорные проекты в Армении уже почти 20 лет. В 2008 году у нас состоялся открытый разговор с предыдущим главой Армении Сержем Саргсяном. Мы сказали ему, что продолжим реализовывать наши проекты, что наши клиенты-бенефициары – не государство, а люди, а горизонт планирования включает в себя, самое меньшее, наших детей и внуков, которые только начинают жизненный путь.

Диаспоральные армяне, приезжающие в Армению, чтобы делать свои проекты, зачастую ожидают какого-то поощрения. Мы ничего подобного не ждем, поэтому мы сказали г-ну Саргсяну, что будем ему благодарны, если он захочет нам помогать; если он займет нейтральную позицию по отношению к нашей деятельности, это будет его решением, а если негативную – что ж, пусть так, и это тоже будет его решением.

Налоговая проверка

Кстати, для информации: недавно налоговая служба провела проверку нашей благотворительной деятельности за последние 11 лет. Не знаю, насколько это законно, но это было сделано, и мы были рады представить всю нашу отчетность и по колледжу UWC в Дилижане, и по проекту в Татеве, и по всем другим проектам, которые реализует в Армении наш фонд. Однако важно понимать, что это было моей личной инициативой, и я не думаю, что такая ситуация – позитивный знак для тех, кто занимается благотворительностью в стране.

О Карене Карапетяне, эволюции и революции

В 2016 году я открыто высказал мнение о назначении Карена Карапетяна на пост премьер-министра. Тогда в одном из интервью я сказал, что альтернативы поддержке премьер-министра и его команды не существует, у нас не будет второго шанса.

Карен Карапетян мой друг, но личные отношения ни при чем, когда речь идет о благе для Армении. Он был назначен премьером после апрельской четырехдневной войны 2016 года, и ожидалось, что он сможет постепенно, эволюционным путем изменить ситуацию. Механизмы трансформаций, которые обычно переживает общество в его историческом развитии, известны: это революция – радикальное, качественное изменение общества; репрессии – мобилизационное изменение, использующее насилие над обществом и тотальное устрашение; реформы – изменение правил жизнеустройства, не затрагивающее фундамента общественного строя; эволюция, которая может быть благотворной или, напротив, вести к кризису, но в любом случае предполагает постепенное изменение состава и состояния общества. Для меня наилучший путь трансформации – это эволюция, однако тогдашняя ситуация не оставляла надежд на то, что у Армении есть сколь-либо ощутимый запас времени для постепенных изменений. Так и вышло – произошла революция.

Реальная поддержка реальных людей

Я рад, что революция в Армении стала примером позитивно заряженного мирного протеста и сегодня у страны есть лидер, избранный 70% голосов и имеющий поддержку большинства населения Армении. Но что особенно важно – это реальная поддержка реальных людей. Тем не менее поддержка сопровождается большими ожиданиями – люди надеются, что перемены действительно произойдут. И если молодежь, поверившая в своего лидера и в возможность трансформации, будет разочарована, это будет иметь ужасные последствия для Армении.

Поэтому я думаю, что, если мы хотим процветания для Армении, нам необходимо помогать премьер-министру Пашиняну и его правительству. Очень важно добиться глубинных, а не поверхностных изменений.

Итак, когда меня спрашивают, с Пашиняном ли я или против Пашиняна, я отвечаю, что сам по себе вопрос некорректен. Никол Пашинян – легитимно избранный премьер-министр, возглавляющий страну.

Экономическая модель

Может ли существующая экономическая модель Армении быть успешной? Это очень хороший вопрос, и я надеюсь, что он будет обсуждаться не только государством, но и частным сектором. Если последний будет приглашен правительством к открытому диалогу, мы будем очень рады, если нет – так тому и быть. Все, что мы сможем сделать, – это продолжить делать все возможное вопреки существующим ограничениям и с уважением к стране, которая нас приняла и позволила нам воплощать в реальность наши смелые идеи.

Важность и воздействие проектов

Важность наших проектов не всегда очевидна, так же как и воздействие, которое они оказывают на жизнь людей. Например, иногда высказывается недовольство по поводу Гуманитарной инициативы «Аврора»: «Почему вы даете деньги кому-то в Южной Африке, Бурунди или в Южном Судане? У нас едва ли не больший уровень бедности, почему бы не дать денег нам?» Мы с пониманием относимся к таким упрекам, но, на наш взгляд, важно и то, и другое: нет весов, на которых можно было бы взвесить и сравнить значение модернизации в родной стране и возрождения нации в моральной и интеллектуальной сфере.

То же относится и к школе в Дилижане. Иногда нас критикуют: «Почему вы вкладываете так много денег в одну школу? Почему бы не пожертвовать их в пользу существующих 150 школ, чтобы те улучшили инфраструктуру?» Справедливый вопрос, достойный обсуждения. Школы в Армении необходимо ремонтировать и модернизировать, к тому же все они должны быть высококлассными, а не только какая-нибудь одна. Мы понимали важность такой помощи, когда задумывали проект UWC Dilijan, но хотели идти путем более глубоких, системных изменений. Наше решение открыть в Дилижане международную школу для детей из разных стран и разного этнического происхождения максимально соответствовало нашему видению будущего Армении – страны-хаба, нужной и полезной для региона и мира. Сегодня в UWC Dilijan учатся свыше 200 детей из более чем 80 стран. Большинство из них до приезда в Дилижан вообще не знало о существовании Армении. Возможно, мы ошибаемся, но я надеюсь, что все же нет. Я верю, что наличие в Армении школы, отвечающей высшим международным стандартам, будет способствовать позитивным изменениям во всей системе образования в стране.

Реализуя такие проекты, как UWC Dilijan или «Аврора», мы выбираем путь интеграции разнообразия. Все мы разные, зачастую спорим друг с другом и имеем различные взгляды на сложные вопросы, такие как Геноцид армян, или отношения между Россией, Украиной и Грузией, или корейско-японский конфликт. Непросто разговаривать с тем, с кем не согласен, но нужно уважать друг друга, и мы пытаемся привить культуру интеграции. Это трудно, но, если у нас получится, мы придем к процветанию.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image