Залог успеха карабахского урегулирования

9 января, 2019 - 15:34

2018-ый год не был особо примечателен в плане урегулирования азербайджано-карабахского конфликта. Позиции сторон, а это Азербайджан и Нагорный Карабах (Арцах), а также вовлечённая в конфликт Армения,  оставались, по сути, полярно противоположными, какого-либо продвижения переговоров (если можно назвать таковыми несистематические встречи официальных представителей Азербайджана и Армении) не наблюдалось, да и не могло быть, так как в них по-прежнему не участвовала основная сторона конфликта – Арцах.

Вместе с тем надо отметить, что новые власти Армении стали более чётко озвучивать необходимость полноценного участия представителей Степанакерта в переговорах, подчеркивая, что Нагорный Карабах является основной стороной конфликта. «В программе правительства чётко закреплено, что Арцах, как основная сторона конфликта, должен иметь определённый голос и вовлечённость в процесс урегулирования. Действия армянской стороны нацелены на продолжение мирного процесса именно в рамках данной логики», – в частности, заявила пресс-секретарь МИД Армении Анна Нагдалян.

Примечательно также, что на встречах с представителями международного сообщества и иностранными официальными лицами (к примеру, советником президента США Джоном  Болтоном) Никол Пашинян без оглядки употреблял историческое название Карабаха – Арцах (название провинции древней Великой Армении). При этом и.о. премьера Армении достаточно жёстко подчеркивал абсолютную невозможность и опасность вертикальных отношений Арцаха и Азербайджана, в частности, заявив  во время выступления на 73-й сессии Генассамблеи ООН, что подчинение Нагорного Карабаха Азербайджану означает риск нового геноцида армянского народа.

«Азербайджану необходимо вести переговоры с Нагорным Карабахом, в противном случае Баку нужны лишь территории, а не люди Карабаха», – заявил с трибуны ООН Никол Пашинян, добавив: «Карабах не должен быть частью Азербайджана, если никто не хочет допускать новый геноцид армянского народа».

Очевидно также, что новые власти Армении явно выделяют в качестве приоритета аспект обеспечения безопасности  населения Арцаха.

«Подчеркивая важность статуса Нагорного Карабаха и его безопасности, мы показываем, что конфликт для нас – это, в первую очередь, вопрос элементарной физической безопасности тех 150 тысяч людей, которые там проживают», –  отметил  и.о. министра иностранных дел Армении Зограб Мнацаканян. При этом он подчеркнул, что вопрос должен решаться исключительно в рамках Минской группы ОБСЕ, а волеизъявление народа Карабаха имеет решающее значение.

Конечно, и  прежние власти Армении рассматривали вопросы статуса и безопасности Арцаха в неразрывной связи, однако из уст новых правителей Армении они звучат свежее и убедительнее на фоне того,  что официальный Баку надеялся найти «общий язык» с пришедшим в результате «бархатной революции» к власти новым армянским руководством и добиться определённых выгодных для себя решений.

Отрадно, что Пашинян прямо заявляет, что не потерпит какого-либо давления извне на власти Армении с целью добиться односторонних уступок в карабахском вопросе.

Наблюдатели отмечают, что всё вышеперечисленное делает позицию и.о. премьера Армении более жёсткой и радикальной, а это в свою очередь стимулирует активность сопредседателей Минской группы ОБСЕ, которые не хотят упустить инициативу из своих рук.

Среди новшеств работы новых властей Армении можно отметить заявленный Пашиняном стиль работы с обществом – «не может быть речи о теневых договорённостях, и если будет найдено решение, то оно обязательно будет обнародовано».

«Не я решаю проблему Карабаха, её решает народ. Любой премьер сегодня есть, завтра его нет», – при этом добавил он.

Исходя из подобных заявлений, можно надеяться на прорыв в этом плане.

Что касается позиций официального Степанакерта, то они неизменны. В ходе состоявшейся 30 октября в Степанакерте встречи с прибывшими с  рабочим визитом  в регион  сопредседателями Минской группы ОБСЕ Стефаном Висконти (Франция), Эндрю Шофером (США) и Личным представителем Действующего председателя ОБСЕ Анджеем Каспшиком президент Арцаха Бако Саакян в очередной раз подтвердил приверженность мирному урегулированию азербайджано-карабахского конфликта под эгидой Минской группы ОБСЕ. При этом он вновь подчеркнул необходимость восстановления полноценного переговорного формата и участия Арцаха во всех этапах урегулирования конфликта. Вместе с тем Бако Саакян отметил необходимость внедрения механизмов, направленных на сохранение режима прекращения огня в качестве одного из ключевых компонентов обеспечения стабильности и мира в регионе.

Тем временем угроза новых широкомасштабных военных действий остаётся, ибо режим прекращения огня не закреплён эффективными практическими механизмами.

После апрельской «четырёхдневной войны» 2016-го года вопрос действенного контроля за соблюдением режима прекращения огня в зоне азербайджано-карабахского конфликта встал с особой актуальностью. И главным достижением саммитов в Вене и Санкт-Петербурге в мае и июне 2016-го года  по идее должны были стать договорённости по укреплению режима прекращения огня и созданию механизма расследования инцидентов. Однако Баку вновь стал уходить от реализации взятых на себя обязательств, понимая, что внедрение указанных механизмов лишит Азербайджан возможности продолжения многолетней военной дипломатии как рычага давления на Арцах и Армению.

В свете всего вышесказанного становится совершенно очевидно, что безопасность непризнанной на международном уровне  Нагорно-Карабахской Республики не может опираться только на возможности самообороны, а должна подкрепляться международными гарантиями.

Вместе с тем надо отметить, что устная договорённость премьер-министра Армении Никола Пашиняна и президента Азербайджана Ильхама Алиева в ходе их краткой встречи на саммите глав СНГ в Душанбе в конце сентября 2018-го года способствовала уменьшению количества нарушений на передовой в октябре – второй декаде декабря. Однако в преддверии нового года  Минобороны Арцаха распространило   сообщение о том, что, несмотря на договорённость, противник начал интенсивно нарушать режим прекращения огня на отдельных участках передней линии, а также осуществлять провокационные военно-тактические действия на некоторых направлениях. При этом в оборонном ведомстве Арцаха предупредили, что «подразделения Армии обороны Арцаха пока воздерживаются от ответных действий, однако готовы в случае продолжения подобной линии поведения со стороны азербайджанских вооружённых сил предпринять адекватные действия, вытекающие из ситуации». Правда, в новогодние праздники ситуация на передовой линии снова успокоилась, серьёзных нарушений режима прекращения огня не было зафиксировано.

Конечно, все прекрасно  понимают хрупкость и временный характер подобных  устных договорённостей, так как они не создают институциональных гарантий для установления стабильного мира в зоне конфликта.

Резюмируя, можно сказать, что ситуация в регионе азербайджано-карабахского конфликта продолжает оставаться сложной и неоднозначной. Ясно одно: официальный Баку не намерен отказываться от своих реваншистских целей и максималистских позиций, о чём свидетельствует сделанное под занавес 2018-го года главой МИД Азербайджана Эльмаром Мамедъяровым заявление о том, что «Баку готов обеспечить безопасность армян Нагорного Карабаха и дать им право на высокую автономию», связывая это с «выводом вооружённых сил Армении с оккупированных территорий Азербайджана». Иными словами, в Баку надеются на капитуляцию армянских сторон и преподнесение им на блюдечке независимого вот уже почти 30 лет Арцаха, отстоявшего свой суверенитет в результате сокрушительной победы над агрессором-Азербайджаном, столь легкомысленно развязавшем кровавую войну в ответ на реализацию арцахцами своего исконного права... А что означает «автономия» в азербайджанской интерпретации, арцахцы знают не понаслышке ещё с советских времен и воспринимают подобные заявления как лицемерие и оскорбление…

С учётом всего вышеизложенного, вряд ли стоит ожидать какого-либо прорыва в процессе карабахского урегулирования в ближайшей перспективе. А это означает, что противостояние двух хорошо укреплённых лагерей, чреватое новой эскалацией напряжённости,  будет продолжаться ещё неопределённое время.  Однозначно можно сказать лишь то, что если Арцах, как основная сторона конфликта, будет включён на полноправной основе в процесс урегулирования, то подвижки в переговорах обязательно будут. А для этого необходимы конструктивный настрой и политическая воля официального Баку.

Ашот Бегларян, Степанакерт

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image