Айдос Сарым: На месте армян могли быть шахматисты или филателисты

16 января, 2019 - 13:42

Политолог и общественный деятель, а также внештатный советник главы Министерства общественного развития Айдос Сарым в интервью Forbes.kz поделился своим видением причин возникновения межнационального вопроса вокруг массовой драки в карагандинском ресторане «Древний Рим»

В МВД официально заявили — произошедшая в новогоднюю ночь «массовая драка в Караганде имела бытовой характер, и органы расследования не усматривают в произошедшем вопросы межнационального характера». При этом известно об уголовном деле о разжигании межнациональной розни за публикации в социальных сетях по поводу случившейся драки. Политолог и общественный деятель Айдос Сарым считает, что причиной возникновения межнационального вопроса в первые дни после драки является усталость общества и недоверие к правоохранительным органам.

- В целом понятно, что ни о каком межэтническом столкновении речи не идёт. Более того, это дело следствия - установить, убивал сбежавший парень или нет. Я думаю, что причина конфликта, возникшего после драки, связана с усталостью в обществе и недоверием к правоохранительным органам. Есть много вопросов к нашим государственным органам. Более того, я рассматриваю этот вопрос как внутренний, даже как казахский, связанный с ощущением казахов, самоощущением, с позиционированием, идентичностью, с недовольством, связанным по поводу нацстроительства, государственного строительства. Так что драка в «Древнем Риме» сработала как спусковой крючок. На месте армян мог быть кто угодно — велосипедисты, филателисты, вегетарианцы, финны, шведы.

Есть такое понятиет - casus belli – повод к войне. Так вот, этот повод уже никто и не помнит, но возник он из-за проблем со свободами. Есть неудовлетворённость — люди на земле своих предков ощущают себя второсортными людьми. Вот это главное. Теоретически могла произойти драка между шахматистами и посетителями ресторана. Тогда что было бы? Шахматно-казахский конфликт? Про эту подоплёку можно забыть. Проблема гораздо глубже.

F: Было много критики в адрес Ассамблеи народов Казахстана. Что, по вашему мнению, должна была сделать эта организация?

- Ассамблея должна была первой выступить в прессе и сказать: ни о каком межэтническом конфликте речь не идёт. Произошла банальная драка между двумя компаниями, состоящими из разных этнических групп. Вот мы собрались, поговорили с семьёй покойного, у нас вопросов нет, давайте это дело поручим компетентным правоохранительным органам. Что, для этого надо было шесть дней ждать?! Зачем нужны эти организации, если они могут работать только из-под пинка?

F: Волна публикаций в соцсетях против армян вызвала другую волну - против так называемых «нациков». Помогите людям разобраться в этом понятии.

- У нас в головах путаница. Такие слова, как «нацик» и «нацпат», имеют негативные коннотации, по своей природе оскорбительные. И даже понятие «национальный» из-за путаницы носит негативный характер, хотя национальный — это значит на уровне государства. У нас есть национальный университет имени аль-Фараби или национальная консерватория, но это же не значит, что там только одни казахи сидят и казахскую музыку играют.

В парламенте Великобритании есть список так называемых непарламентских выражений. Возможно, нам тоже нужен такой словарь, чтобы мы говорили одними понятиями. Почему очень важно определиться с терминами и понятиями? Условно говоря, мы сядем варить кашу, я буду оперировать интегралами, вы — гречкой. Давайте одно из двух. Тогда мы сможем либо сварить кашу, либо решить математическую задачу.

На самом деле «нацпаты» и «нацики», национал-патриоты и националисты - это те люди, которые озабочены сохранением национальной культуры, истории. Мы живём в Казахстане, это родина казахов, и, в отличие от других диаспор, у казахов нет другой родины. На казахах большая ответственность — если что-то произойдёт в Казахстане, ответственность ляжет на них. И эта степень ответственности не должна девальвироваться в обществе, а, с другой стороны, она должна очень хорошо пониматься.

У нас долгое время власть занималась тем, что дискредитировала национальное поле, занималась его разобщением. Но когда речь идёт о больших общественных группах, любая попытка маргинализации постепенно ведёт к сектантству и радикализму. Любая попытка большую группу людей исключить из тела общенационального дискурса ведёт к ещё большему озлоблению. В итоге получится так, что те, кто обвиняет нас в каких-то вещах, с кровавыми слезами будут вспоминать, какие мы были хорошие, умные и позитивные, потому что вместо тех, кто умеет слышать и вести диалог, придут люди с дубинками.

F: Распространяемые в интернете требования депортации армян, закрытие бизнеса других этнических групп - это же не требования националистов?

- Это мрак. Наверное, и в Армении есть некоторое количество дураков, которые носятся с такими идеями. Ни мы, ни одно общество не защищены от дураков. Другое дело, что само общество такие требования должно маргинализировать автоматически, а не делать их популярными.

После драки власть молчала шесть дней. Мы с Амиржаном Косановым и Расулом Жумалы на Youtube сделали о случившемся небольшую передачу. За 12 часов её посмотрели 300 тыс. человек. Обычно такое количество просмотров мы набирали за месяц. Это как надо было людей довести, до какой степени информационного голода! Естественно, в таком информационном вакууме рождается химера.

Я заметил, что были и специальные попытки обострять ситуацию — в сети ходили слухи, что в Караганде сожгли билборды с изображением президента, хотя это были архивные фотографии из Жанаозена.

Я неоднократно говорил: государственные коммуникации - это не те вещи, за которые выдвигают на Нобелевскую премию. Это минимальный набор навыков, которым можно обучать людей. У нас власть давно разучилась работать в условиях стресса. Власть разучилась разговаривать с обществом. С народом нельзя разговаривать с покерфейсом. (Чиновники) привыкли жить в условиях больших бюджетов. Сейчас времена другие, люди не ждут от тебя миллиарды долларов, они ждут элементарного соучастия, сопричастности, сочувствия. Люди понимают, что невозможно решить все вопросы в один присест. Но ты хотя бы делай так, чтобы к твоим словам и решениям относились с уважением.

Обратите внимание — когда был митинг в Караганде, по-моему, только два блогера вели прямую трансляцию. На месте акимата я бы этим людям выписал хорошие премии и благодарности, возможно, даже к государственной награде приставил. Я сам видел, что творилось в Facebook, все нервно ждали, шли уже призывы организоваться в разных городах. И когда пошло видео из Караганды и люди увидели, что аким выступил, что народ расходится, только после этого напряжение было снято. А представьте - не было бы этого интернета. И любая спичка в этом наэлектризованном воздухе могла бы вспыхнуть пламенем!

Ещё хорошо, что на митинге были люди, уважаемые местными жителями. А представьте, кто-то дал бы в лоб полковнику, кто-то камень бы кинул в акима. Это был бы второй Жанаозен.

F: Почему возник информационный вакуум? Местные власти не знали, что делать или так долго обрабатывали информацию?

- Если что-то можно объяснить глупостью, лучше ничем другим это не объяснять. Сейчас мы можем договорится до чего угодно, до любой версии. Но спрашивать будут с акимата города, области.

Кстати, обратите внимание — у чиновников через слово «президент», будь то обращение руководителя полиции или отчётная встреча акима с населением. А ты зачем там сидишь? Зачем тебя наделили властными полномочиями, если ты через слово киваешь в сторону главы государства?! Они даже на подсознательном уровне пытаются снять с себя ответственность и переложить на другого.

Более того, мне мои бывшие коллеги рассказали, что все оглядываются на мнение в Facebook. Условно говоря, происходит совещание по сельскому хозяйству, и всё перетекает в обсуждение, кто что сказал в соцсетях. Я так думаю, совещание по Караганде тоже вылилось в то, кто что сказал. И депутаты вместо того, чтобы разобраться в ситуации, говорят: примите меры в отношении СМИ. Так СМИ и молчали шесть дней!

Кстати, вот почему у нас большой акцент на закон о СМИ и интернете - всё ужесточают и ужесточают. Это как если бы больной человек обижался на свою медкарту. Люди озабочены не решением проблем, а своим реноме.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image