ВЫДАЮЩИЙСЯ ЗОДЧИЙ ТИРАН ЕРКАНЯН, ЧЬИ ЗДАНИЯ СТАЛИ АРХИТЕКТУРНЫМИ СИМВОЛАМИ ЕРЕВАНА И ГЮМРИ

31 января, 2019 - 22:58

Профессия архитектора испокон веков считалась одной из самых уважаемых среди народов мира. И, особенно, у армян. Ибо армяне всегда считались народом-строителем, народом-созидателем. Немало армянских зодчих стали авторами различных архитектурных произведений, ставших символами того или иного города мира. Их имена золотыми буквами вписаны в историю архитектуры. Но чтоб один человек стал автором архитектурных символом сразу двух городов - это редчайший случай. Этим выдающимся зодчим был Тиран Мисакович Ерканян - автор символов двух крупнейших армянских городов - Еревана и Гюмри. В столице Армении им создан всенародно любимый кинотеатр "Москва", а в Гюмри (Ленинакане) - известное на весь мир административное здание с часами на башне.

Мой дедушка Тиран Мисакович Ерканян родился в Эрзеруме 17 ноября 1891 года. Эрзерум - это древний армянский город, находящийся на территории Западной Армении, входившей в состав Османской империи. Тиран Ерканян - представитель знаменитого рода, давшего Армении многих замечательных музыкантов, архитекторов, историков, журналистов, общественных деятелей и т. д. Родной младший брат Тирана Ваге был большевиком. Во время Гражданской войны он стал участником революционных событий и в 1921 году был расстрелян меньшевиками. В Советское время имя Ваге Ерканяна носила одна из улиц Ахалциха. А двоюродный брат Тирана Арам Ерканян - это легендарный национальный армянский мститель, широко известный как активный участник операции "Немезис".

У Мисака и Эстер Ерканянов было 3 сына: Смбат, Тиран и Ваге. Их семья в Эрзеруме была весьма зажиточной. Мисак был  известным в городе мастером по изготовлению искусных жестяных изделий. Жизнь шла своим чередом, пока не наступил 1895 год - предшественник чудовищного Геноцида армян в Турции 1915 года. Массовые убийства турками армян в 1894 - 1996 годах в Эрзеруме и других местах Турции иногда называют малым Геноцидом. В это время было зверски уничтожено 300 тысяч армян. А Геноцид 1915 - 1923 годов, как известно, унёс 1,5 миллиона жизней.

Дедушка вспоминал, что однажды в 1895 году, когда он четырёхлетним ребёнком был в детском саду, неожиданно за ним раньше времени пришёл слуга и спешно забрал его. Причём повёл его не домой, а куда-то за город. Там Тирана уже ждали родители и братья. Все они сели на повозку и спешно отправились в дальний путь, подальше от Эрзерума, где начались кровавые погромы армян. Спасаясь от Геноцида они навсегда покинули родной город, оставив там свой дом и всё годами нажитое добро. Решено было пробираться в Российскую империю в город Тифлис. До революции основную часть населения Тифлиса составляли армяне. Здесь была сконцентрирована значительная часть армянской интеллигенции. Путь был сложным. По дороге Тиран сильно простудился, что дало осложнение на уши. И после этого до конца жизни он плохо слышал.

Конечно, очень сложно семье Ерканянов было налаживать новую жизнь на чужбине. Тем более, лишившись всего своего имущества. Но постепенно жизнь наладилась. Тиран был очень способным мальчиком и с детства у него проявился талант живописца. Свои первые уроки рисунка он получил у известного армянского художника Егише Татевосяна в Тифлисской школе живописи и скульптуры, которую окончил в 1912 году. После этого он получил отличное образование в знаменитой Нерсисяновской семинарии, выпускниками которой были многие славные сыновья армянского народа.    

Будучи хорошим художником, Тиран преподавал рисование дочери знаменитого Нерсеса Таирова - основателя Ереванского коньячного завода. И благодаря содействию дочери Таирова у дедушки появилась возможность продолжить учёбу в Москве в престижном Училище живописи, ваяния и зодчества в Москве. В Москву он отправился учиться на стипендию Нерсеса Таирова. Она была довольно солидная. И Тиран тайком от Таирова половину стипендии отсылал своему старшему брату Смбату в Петроград (так тогда назывался Санкт-Петербууг), который там учился так в Сельскохозяйственной академии. В Училище живописи, ваяния и зодчества Ерканян проучился до 1917 года. Потом в России начались революционные события и учёбу пришлось прервать. Тиран отправился к родным в Тифлис, надеясь скоро вернуться. Но этому помешала Гражданская война. И вернуться в Москву удалось лишь в начале 20-х годов после её окончания, когда по всей стране уже установилась Советская власть. Тиран смог восстановиться в своём учебном заведении и успешно завершить его.

И, наконец, в 20-х годах дедушка учился в Москве в знаменитом ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе. В 1920 году были созданы Московские государственные Высшие художественно-технические мастерские (сокращенно ВХУТЕМАС). В 1926 году ВХУТЕМАС был преобразован в Высший художественно-технический институт (ВХУТЕИН), который просуществовал до 1930 года. Так вот, во время учёбы там Тирана Ерканяна в институт часто приходил слушать лекции тогда уже широко известный поэт Владимир Владимирович Маяковский. Кроме этого он нередко посещал творческие вечера, проходившие в институте. Он активно занимался там общественной деятельностью, раздавал билеты в театры. Дедушка был знаком с ним.

И вот однажды Маяковский, как обычно пришёл и принёс билеты в Большой театр. Билеты быстро разошлись и дедушке не осталось. Он очень расстроился по этому поводу. Тогда поэт подошёл к дедушке и сказал: "Ничего, коллега, не переживайте, Вы пойдёте в следующий раз". И тут все стоявшие рядом увидели поразившую их картину. Небольшого роста Тиран Ерканян бросился с кулаками на высокорослого Владимира Маяковского. Студенты вовремя остановили дедушку. Поэт опешил от удивления. Он не мог понять в чём дело. Стал расспрашивать Тирана Мисаковича, что же его так разозлило. И тогда выяснилось в чём дело.

Как уже было сказано, у будущего архитектора был слабый слух. И когда поэт произнёс слово "коллега", ему послышалось "калека". То есть дедушка решил, что имелась в виду его проблема со слухом, а оскорбления он не мог снести. Когда же разобрались в чём дело, все громко рассмеялись. А Ерканян и Маяковский дружно пожали друг другу руки. На этом инцидент был исчерпан. Маяковский выполнил данное обещание. В следующий раз первым билет в Большой театр он дал именно дедушке. И в дальнейшем, когда архитектор и поэт встречались, они радостно улыбались друг другу. ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН дедушка окончил в 1928 году.

Так что, как видим, Тиран Ерканян получил блестящее образование. После окончания учёбы он остался работать в Москве, где спроектировал несколько зданий. Дедушка был дружен со многими ведущими армянскими архитекторами того времени. Он хорошо знал Каро Алабяна, его супругу Людмилу Целиковскую, Мариэтту Шагинян и других московских знаменитостей.

Тиран переехал из Москвы в Ереван в 1930 году. А в 1931 году он женился на Софье Сергеевне Авакян. У них родилось трое детей: Лёва, Сергей и Стелла. Старший - Лео Тиранович Ерканян был юристом, известным и уважаемым в Ереване человеком. В течении многих лет он занимал должность начальника отдела труда и зарплаты в Министерстве строительства и эксплуатации автомобильных дорог Армении. Часто с честью и достоинством представлял интересы Армении на различных закавказских и всесоюзных форумах. Серж Тиранович пошёл по стопам отца. Он был архитектором-дизайнером и работал в Ленинградском филиале Государственного проектного института "Гипрокино". Близка к архитектуре была и Стелла Тирановна. Она работала бухгалтером в институте "Армпромпроект" в Ереване.

В Ереван Тиран Ерканян переехал по призыву первого секретаря Компартии Армении Агаси Ханджяна к армянской интеллигенции помочь в возрождении Армении. Вместе с ним приехали и другие выпускники ВХУТЕИНа - Каро Алабян, Микаел Мазманян, Геворк Кочар. В Ереване к ним также присоединились другие молодые архитекторы - Самвел Сафарян, Арсен Агаронян, Оганес Маркарян, Баграт Аразян, Корюн Акопян и другие. Именно они стояли у истоков современной армянской архитектуры.

Тиран Ерканян с группой коллег стал одним из основателей Общества пролетарских архитекторов Армении (1929). С начала 30-х годов они начали свою активную творческую деятельность. Они создали архитектурную мастерскую "Госпроектбюро". Авангардистские идеи, полученные ими во ВХУТЕИНе, они привнесли в архитектуру Армении. И в их начальных произведениях сразу же проявился своеобразный конструктивистский почерк этой группы. Их работы не были похожи на все то, что строилось до них.

Но для многих был неприемлем новаторский стиль их архитектуры. В 1932 году было принято постановление Советского правительства по которому по всему Союзу были ликвидированы творческие группировки. Всем было предписано обратиться к творческому освоению классического наследия. И им пришлось скорректировать свой новаторский стиль. Но элементы конструктивизма, тем не менее, остались в творчестве Ерканяна. Он по-прежнему старался сохранить кое-что авангардное из 20-х годов. За это партийная пресса в сложные 30-е годы не раз подвергала критике талантливого зодчего. Тирану Ерканяну пришлось творить в тяжёлые годы несвободы, подчиняясь партийному диктату. Но даже в таких условиях архитектор смог создать самобытную, современную архитектуру. Во всех его творениях видны высокий профессионализм, большая внутренняя культура и яркая творческая индивидуальность. В 1935 году Ерканян стал членом Союза архитекторов Армении.

Вот перечень основных работ Тирана Ерканяна: застройка жилого квартала завода "СК" (синтетического каучука) в Ереване (1933 - 1934), жилой дом завода "СК" на углу улиц Алавердяна и Гнуни в Ереване, жилой дом Наркомлегпрома на углу проспекта Ленина и улицы Кармир Банаки (проспекта Месропа Маштоца и улицы Григора Лусаворича) в Ереване, жилой дом Колхозстроя на проспекте Комитаса в Ереване, кинотеатр "Москва" в Ереване, авторемонтный завод в Ереване, медицинское училище на углу улиц Кирова (Корюна) и Терьяна в Ереване, 6-я клиническая больница в Ереване, школа имени Эрнста Тельмана в Ереване, чулочно-трикотажная фабрика с административным корпусом в Ленинакане, дом связи в Ленинакане, контора механического завода в Эчмиадзине, управление завода огнеупоров в Туманяне, санаторий №1 и ванное здание в Джермуке, винный завод в Паракаре.

Итак попробуем рассмотреть архитектурное наследие Ерканяна. Вот его проекты начального периода в различных областях Армении: гостиница в Дилижане (1931), клуб в Артике, больница в Амасии (1932), кинотеатр в Алаверди (1932), кинотеатр в Дилижане (1934), типовой проект детского сада на 90 детей в Ереване (1934), школа у трамвайного парка в Ереване (1935). Очень интересно благодаря удачно найденному масштабу и красоте форм выглядит санаторий №1 и ванное здание в Джермуке (1937). Оно гармонично вписывается в сказочную природу местности и является украшением этого великолепного курорта. Но были и проекты, оставшиеся на бумаге. Вот эти неосуществлённые проекты: здание социального дома (1931), детская больница, в Кировакане, больница в Алаверди (1933), общежитие в Ереване (1934) и т. д.

Большое место в творческом наследии Тирана Ерканяна занимают сооружения промышленной архитектуры. В них, как и в большинстве построек послевоенного периода, автор обращается к мотивам исторического армянского зодчества. Он является автором здания винного завода в Паракаре (1946 - 1949), авторемонтного завода в Ереване (1946), чулочно-трикотажной фабрики в Гюмри (1944 - 1954), заводоуправления и огнеупорного завода в Туманяне (1947 ¬ 1950), сахарного завода в Спитаке, хлебозавода в Кировакане, конторы механического завода в Эчмиадзине, управления завода огнеупоров в Туманяне, типографии Госиздата в Ереване.

Для Еревана.весьма значимыми являются три здания Ерканяна  В первом первоначально была акушерско-фельдшерская школа Наркомздрава (1935 - 1937). Затем оно стало медицинским училищем, а сейчас это медицинский колледж, расположенный на углу улиц Корюна и Терьяна. Жилой дом сотрудников Наркомлегпрома на углу проспекта Месропа Маштоца и улицы Григора Лусаворича (1934 - 1947) отличается своей вогнутой конфигурацией. Первый этаж этого дома отведён под магазин. И ещё один жилой дом сотрудников Колхозстроя стоит в начале проспекта Комитаса. Здесь на первом этаже также расположен магазин.

Подробнее стоит остановиться на наиболее важных объектах дедушки. Важной вехой в творчестве Ерканяна стало проектирование в 30-х годах крупнейшего по тем временам жилого комплекса в Ереване и во всей Армении. Вот что пишет о нём известный исследователь армянской архитектуры ХХ века, доктор архитектуры Лола Долуханян. "Рассмотрим жилой квартал домов Завода "СК" (синтетического каучука) по улицам Тпагричнери, Анрапетутян, Вардананц (бывшая улица Кнунянца) с позиций сегодняшнего дня. Это интересное архитектурно-градостроительное образование в центре города. Жилые дома охватывают весь квартал, они сомасштабны окружающим зданиям. Несмотря на стилистическое разнообразие зданий этого района, построенных в конце 20-х - начале 30-х годов, жилые дома завода "СК" формируют определенную архитектурную среду, характерную только для данного градостроительного узла.

Архитектура этих домов интересна и сочетанием разнообразных объёмов (эркеры, остеклённые острые углы, с выносом лестничных клеток), фактурной обработкой поверхностей, игрой света и тени, удобными квартирами, в интерьер которых активно вписывались эркеры. Оставаясь верным градостроительным концепциям 20-х годов в создании укрупненных типов жилья, архитектор решает здесь задачи комплексной организации быта. Квартал жилых домов завода "СК" явился одним из первых организованных жилых образований в современной национальной архитектуре: внутри квартала были организованы озеленённые детские площадки, помещения детских яслей, детсада, магазинов. Реализация этого проекта выдвинула имя Ерканяна в ряды ведущих архитекторов Армении того времени. Отличительные черты его работ - ясность планировочных решений, чёткость ритмического рисунка, тектоничность, и тонкое чувство масштаба".

Тиран Мисвкович Ерканян стал автором многих зданий, но самой известной его работой является кинотеатр "Москва". Когда-то на этом месте кинотеатра "Москва" стояла старинная церковь Погос-Петрос. Властями было решено её снести. Разумеется, Тиран Ерканян, как и все ереванцы, были против её сноса, но вопреки протестам архитектора и горожан, власти разрушили церковь и поручили строить кинотеатр на её месте.

К началу строительства кинотеатра "Москва" у Ерканяна уже имелся опыт проектирования и возведения зданий, в том числе кинотеатров в Алаверди в 1932 году и Дилижане в 1934 году. Кинотеатр "Москва" строился с 1931 по 1936 год. Дедушка отдавал всю душу работе над ним.  Во время строительства он подолгу пропадал на стройплощадке, следя за ходом работ. В качестве соавтора в строительстве этого здания принял участие также товарищ Тирана Ерканяна архитектор Геворк Кочар. Он помог найти для строящегося кинотеатра самые лучшие камни.

Торжественное открытие ереванского кинотеатра “Москва” состоялось при большом стечении народа 12 декабря 1936 года. По тем временам здание выглядело как сказочное чудо. Архитектор Тиран Ерканян создал замечательное произведение, которое и сегодня смотрится красиво и современно. Среди почётных гостей был великий армянский поэт Аветик Исаакян. Он сказал, что на своём веку в разных странах видел много хороших кинотеатров. Но из всех самым дорогим его сердцу является кинотеатр “Москва”. А перед кинотеатром "Москва" поначалу стоял памятник Хачатуру Абовяну. Позднее он был перенесён к дому-музею Хачатура Абовяна.

Первым фильмом, который показали на открытии кинотеатра был "Пепо". На церемонии открытия играл джаз-оркестр по управлением Цолака Вардазаряна. Между прочим, первоначально предполагалось, что кинотеатр будет называться "Ударник". Но к моменту открытия было решено назвать его "Москва". Дедушка очень любил своё детище и часто посещал его. В кинотеатре для него специально было выделено персональное место. Кинотеатр “Москва” сразу же стал украшением Еревана. Если спросить старых ереванцев, какие три здания города являются главными архитектурными символами Еревана, большинство из них назовёт здания Оперы и Дома правительства великого армянского зодчего Александра Таманяна и кинотеатр “Москва” Тирана Ерканяна. Это здание легко узнаваемо. Вряд ли встретишь армянина, причём даже за рубежом, который бы не узнал его.

Вот что написано об этом архитектурном шедевре в книге "Архитектура Советской Армении: Становление и формирование новой направленности". "В кинотеатре "Москва" не просто была разработана тема двухзального зрелищного сооружения, а найдена ярко выраженная новая, современная трактовка накопленного национальной архитектурой опыта пространственного мышления и формообразования. Композиционное решение здания вытекает из сложившейся градостроительной ситуации, связанной с расположением участка между существующими городскими магистралями и небольшой площадью, на которую и был ориентирован главный фасад.

Выразительно и художественно осмысленно не только объемно-пространственное построение кинотеатра, полукружье фойе которого объединяет два кинозала, но и использование различных естественных камней Армении в архитектуре фасадов здания: все конструктивные и выступающие из серого базальта, а промежуточные части стен облицованы светло-жёлтым туфом. Со стороны улицы Абовяна первый этаж решён в виде лоджии, расположенной перед торговыми помещениями. Органично были решены и интерьеры здания, особенно просторное фойе, претерпевшее в наши дни реконструкцию, в результате которой утеряна цельность первоначальной художественной концепции авторов.

Здание кинотеатра построено из камня, с железобетонными перекрытиями. В фасадной части применено сочетание камней разных цветов. Внутренние стены здания, особенно в зале, облицованы пористым туфом и звукопоглощающими материалами. Использованы стили, присущие кинотеатрам 30-х годов - на гладких каменных стенах залов подчеркнуто косо расположены небольшие ромбообразные окна, на боковых фасадных частях - барельефы на темы из армянских фильмов".

А вот что пишет о кинотеатре "Москва" Лола Долуханян. "В первоначальном варианте проекта содержались элементы конструктивизма, от которых впоследствии авторам пришлось отказаться. Удачны объемно-пространственная композиция и сама постановка здания. К полукруглому объему её центральной части примыкают перпендикулярно друг другу два прямоугольных объема, в которых размещены зрительные залы. Залы объединены общим полукруглым по конфигурации объёмом, где организован главный вход в здание - размещены вестибюли и обильно освещённое фойе на втором этаже. Во внутренние пространства вестибюлей и фойе активно вписываются парадные лестницы. Создание одновременно действующей двухзальной системы без пересекающихся потоков зрителей - одно из достоинств архитектуры кинотеатра, и, безусловно, новаторство в советской архитектуре 30-х годов.

После ереванского кинотеатра подобные двухзальные кинотеатры нашли широкое распространение по Советскому Союзу. Остроумно был задуман и график движения. По всей длине к залам примыкали по три марша широких, удобных лестниц: органично вписанные в композицию интерьера, они воспринимались в едином пространстве с залом, способствовали хорошей инсоляции и, самое главное, обуславливали быструю и удобную эвакуацию зрителей.

Но, опять парадокс - эта интересная авторская находка была ликвидирована после реконструкции 1983 года по проекту архитекторов Б. Арзуманяна, З. Закаряна, А. Исраеляна, А. Меликяна. К тому же была искажена архитектура внутренних помещений - вестибюли, фойе, типичные для 30-х годов, - вследствие чего была нарушена стилистическая общность. Процесс возврата к эстетическим идеалам прошлого, характерный для здания кинотеатра "Москва", сегодня можно проследить лишь в разработке фасадных поверхностей первозданного проекта. К сожалению, в интерьерах утеряны не только типичная для 30-х годов архитектура, но и почерк авторов. С каждой такой "модной» реконструкцией мы теряем крупинку истории, которую уже не восполнишь. В архитектуре кинотеатра мы видим один из первых примеров синтеза архитектуры Армении в начале ХХ столетия, присущих национальной средневековой школе.

Современные кинотеатры многофункциональны. Они являются местом содержательного досуга. Сегодня в кинотеатры приходят не только для просмотра фильмов - эти здания вмещают в себя рестораны, кафе, помещения для игр. Вспомним, каким был кинотеатр "Москва" в 30-е - 40-е годы. Убеждаемся, что многие идеи многофункциональности были заложены здесь изначально, полностью использовались пространства вестибюля и фойе. Здесь устраивались выставки художников, парадно одетая публика (оставлявшая в гардеробах первого этажа верхнюю одежду) приходила задолго до начала сеанса послушать выступления эстрадных коллективов и певцов на специально предусмотренной для этих целей сцене. Имелись и буфеты. В фойе протекала светская жизнь общественности города.

Барельефы "Танец", "Чапаев" (скульптор Ара Сарксян) и "Давид-Бек" слева и "Сцена", "Пэпо" (скульптор Сурен Степанян) и "Саят-Нова" справа на фасаде здания, окаймлённые в каменные рамы, расположены по ленточному ряду, напоминая кадры из кинофильмов. Их можно рассматривать и как самостоятельные произведения. Вместе с тем, они стали органичной частью архитектуры. Впоследствии на первом этаже был устроен небольшой зал для показа детских фильмов, а во дворе был построен летний кинотеатр. Итак, кинотеатр "Москва" - многозальный. С точки зрения сегодняшних требований можно рассматривать его как прообраз современных кинотеатров".

С первого же дня кинотеатр "Москва" очень полюбился ереванцам. Ничего подобного ещё не было ни в Армении, ни в целом в СССР. Этот кинотеатр находится в самом центре города, на улице Абовяна, 18 и в нём всегда показывали самые интересные фильмы. Тут обычно выстраивались большие очереди за билетами. В 50-х - 70-х годах это было одним из излюбленных мест встреч жителей Еревана. Люди ходили туда не только посмотреть фильм, но и пообщаться. Кинотеатр "Москва" был всенародным очагом культуры. Он скорее напоминал театр, чем кинотеатр. На вечерние сеансы люди обычно нарядно одевались. В праздничной атмосфере в фойе второго этажа до начала вечерних показов фильмов публика слушала выступления джаз-бенда. В кинотеатре "Москва" на первом этаже был хороший буфет, где продавали недорогие, но вкусные мороженое и бутерброды с колбасой. Тут можно было посидеть с друзьями и выпить кофе. Здесь же стояли аттракционы, на которых с удовольствием играли и дети, и взрослые.

В 1978 года в кинотеатре "Москва" прошёл 11-й Всесоюзный кинофестиваль. Это был настоящий праздник для любителей кино. В советские годы все премьеры "Арменфильма" проходили именно в кинотеатре "Москва". В 2004 году в Ереване появился Международный кинофестиваль "Золотой абрикос". И традиционно он проходит в кинотеатре "Москва". На кинофестиваль "Золотой абрикос" ежегодно съезжаются многие крупнейшие актёры и режиссёры со всего мира. Помимо этого в кинотеатре "Москва" часто проводят и другие важные мероприятия.

В настоящее время в кинотеатре действуют 3 зала. В прошлом в Красном и Синем залах было по 800 мест. После реконструкции сократили число мест, сделав их более широкими и комфортными для зрителей. Теперь в Красном зале 491 место, в Синем 352 места, а в VIP зале, который также открыли на втором этаже, 35 мест. И, наконец, Летний зал под открытым небом, который полностью построен из монолитного бетона и не имеет облицовки. Он был построен уже после смерти Тирана Ерканяна по проекту Спартака Кнтехцяна и Тельмана Григоряна в 1968 году. Но в настоящее время Летний зал не работает.

Раньше в здании кинотеатра со стороны улицы Абовяна находился хорошо известный всем ереванцам хлебный магазин. Трудно было пройти мимо него. Здесь всегда продавались свежие и вкусные хлебобулочные и кондитерские изделия. Тут же было и уютное кафе. Хлебного магазина давно уже нет, а на его месте расположены офисы банков и бутики.

У входа в кинотеатр находится "Аллея звёзд" с именами четырёх выдающихся личностей, вошедших в мировой кинокаталог: Амо Бекназарова, Рубена Мамуляна, Сергея Параджанова и Анри Вернёя. На левом углу от входа в кинотеатр "Москва" висит памятная доска, на которой указано, что площадь перед кинотеатром носит имя Шарля Азнавура. А под ней в 2017 году на каменной стене была выбита надпись, о том что это здание построено в 1931 - 1936 годах архитекторами Тираном Ерканяном и Геворком Кочаром.

А теперь речь пойдёт о зданиях Ерканяна на главной площади города Гюмри, или, как он ранее именовался Ленинакан. Это здание крупной чулочно-трикотажной фабрики с административным корпусом, выходящим на площадь (1944 -1954) и здание Дома связи (1954). Дедушка отдал много сил и энергии строительству этих зданий. Много времени проводил на стройплощадке, чтоб всё соответствовало его проекту. Чтоб здания на площади Ленина стали настоящим украшением города. Так оно и получилось. В 1954 году строительство было завершено. Всё было построено на славу. Ленинаканцы очень любили и гордились площадью Ленина. Она была визитной карточкой этого прекрасного города мастеров. Доминантой площади является башня Административного корпуса с часами.

И вдруг много лет спустя, 7 декабря 1988 года, страшное землетрясение смело всё на своём пути. Ленинакан лежал в руинах. И лишь здания Тирана Ерканяна, как бессмертные часовые города остались стоять на своём месте. Так что Ерканян строил не только красиво и удобно, но и прочно и качественно. А ведь это помогло спасти сотни людей, которые находились в здании главного почтамта и, особенно, на чулочно-трикотажной фабрике.

И лишь часы на башне остановились в 11.41 минуту - в момент удара стихии. Тысячи спасателей со всего мира хлынули на помощь Армении. На весь мир шли кадры из разрушенного Ленинакана. И во всех репортажах показывали эту башню с часами. Ведь именно это здание стало символом трагического землетрясения и одновременно символом стойкости, непобедимости и возрождения армянского народа. Этот дом Тирана Ерканяна стал самым узнаваемым зданием Гюмри в мире. Но, к сожалению, далеко не все знают, кто же является его автором.

В настоящее время площадь, носящая название площади Независимости, восстановлена и по-прежнему радует своей красотой. И всё больше людей и организаций поднимают вопрос об увековечивании имени автора символа Гюмри. В обращении Координационного совета Российско-Армянских организаций мэру Гюмри Самвелу Баласаняну в 2018 году к 30-летию землетрясения содержался призыв установить на левом углу здания под часами на башне мемориальную доску в честь автора этого замечательного сооружения - Тирана Мисаковича Ерканяна. Мэр Гюмри полностью поддержал эту идею и обещал, что мэрия возьмёт на себя эту почётную миссию. А позже Совет старейшин Гюмри рассмотрел и одобрил это решение. Так что будем надеяться, что вскоре доска появится.

На протяжении многих лет Тиран Ерканян преподавал в Ереванском политехническом университете. Он был доцентом ЕрПИ. Его очень любили и уважали и преподаватели и студенты за обширные знания, высокий профессионализм, человеческие качества и интеллигентность. С 1944 по 1951 год он был заведующий сектором проектирования гражданских сооружений института "Армгоспроект". А затем с 1951 года до конца своей жизни в 1963 году он работал в институте "Ереванпроект" главным архитектором проекта. В течение 33-х лет он принимал активное участие в строительстве Армении. В 1945 году был награждён Почётной грамотой Президиума Верховного Совета Армянской ССР. Был удостоен звания "Заслуженный строитель Армении". Кто-то может удивиться, почему строитель, а не архитектор? Дело в том, что звание "Заслуженный строитель Армении" было введено уже после смерти Тирана Мисаковича.

Об архитекторе Тиране Ерканяне и его творениях можно прочесть в Армянской энциклопедии и книгах по архитектуре Армянской ССР. К сожалению из-за своего недуга, связанного со слабым слухом дедушка не мог занимать руководящих постов, не снимался перед камерой, не давал интервью и вообще был очень скромным человеком. Поэтому он незаслуженно остался немного в тени других наиболее известных армянских архитекторов.

Скончался Тиран Мисакович от инфаркта 25-го марта 1963 года в Ереване в 6-й клинической больнице, построенной им же. Когда его в тяжёлом состоянии привезли в больницу и спросили, знает ли он, где находится, он не раздумывая ответил: "А как же, разве я могу не узнать своё здание". Ерканян ушёл из жизни в возрасте неполных 72 лет. Его похоронили на Тохмахском кладбище. На доме специалистов в Ереване по адресу улица Терьяна, 62 на углу с улицей Московян, где он жил с 1937 по 1963 год, в 1996 году в его честь была торжественно установлена мемориальная доска.

Смерть Тирана Мисаковича Ерканяна стала большой потерей для армянской архитектуры, для всех его коллег и учеников. Он всю свою жизнь отдал служению родной Армении. Старался украсить нашу чудесную республику достойными архитектурными сооружениями. Думается, что и народ Армении всегда с любовью и благодарностью будет помнить и чтить имя своего выдающегося сына. 

Александр Ерканян

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.