Вардкез Суренянц – иллюстратор истории

4 февраля, 2019 - 14:37

Тесными узами с жизнью родного народа связанно творчество одного из крупнейших художников Армении рубежа веков – Вардкеза Суренянца (1860-1921 гг.).

Разносторонне развитый и широко образованный, он являлся постоянным участником выставок Товарищества передвижников, был иллюстратором поэмы А.С.Пушкина «Бахчисарайский фонтан», сказок О.Уальда, и книги М.Метерлинка. Работал художником в Московском Художественном театре и, можно смело утверждать, что все его творчество и жизнь, как мы видим, прошли в России.

Вардкез Суренянц получил образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, а после в Мюнхенской Академии художеств.

«Стремление создавать картины, выражающие во всех компонентах своего содержания и формы и некий общечеловеческий смысл, проходит через творчество этого мастера. Обращение к мифологическим, историческим темам, изображение таинства человеческой натуры, желание говорить о судьбе искусства и артиста роднят его с мастерами стиля модерн». — констатируют исследователи.

Они отмечают в раннем творчестве художника приверженность к символизму: мерцающий и легкий колорит, бесплотность письма с прозрачными местами на холсте, абстрактная возвышенность и обилие орнамента. Особенно это проявилось в работе над иллюстрациями к поэме «Бахчисарайский фонтан», над которой он работал три года, тщательно изучая элементы, атрибутику, сказания, былины и легенды, которые его окутали.

В монографиях, посвященных В.Суренянцу, говорилось о том, что он является первым в армянской исторической живописи. Мальчик воспитывался в семье священника, особое воспитание и гимназия привили ему глубокие знания и почитание своей истории, религии и традиций.

Все это усугубил и геноцид 1915 года, пережив который, художник вместе с Фаносом Терлемзяном, Егише Татевосяном и Мартиросом Сарьяном организовал Общество армянских художников. Вместе они сделали огромное число этюдов с беженцев, в судьбах которых они принимали активное участие. Поэтому его картины пропитаны чувством глубокого патриотизма.

Многие картины были посвящены теме геноцида армян в Османской империи: «Покинутая» (1894 г.) на которой изображена девочка-сирота, не нашедшая крова и ласки, она пришла к Богу, к своей последней надежде, но увидела горькую боль поражения, ведь церкви тоже не осталось.

На картине «Попранная святыня» (1895 г.) художник с присущим ему мастерством изображает интерьер армянской церкви, подвергшейся разгрому. На первом плане, почти в центре холста и на втором плане лежат разорванные книги, чудь дальше – убитый монах, а в глубине полотна открытый разграбленный сундук, в котором когда-то хранили ценности. Полотно исполнено в серо-серебристой гамме, что усиливает эмоциональное воздействие.

Наряду с историческими картинами, Вардкез Суренянц работал над портретами и пейзажами. Исключительное место в дореволюционной пейзажной живописи занимает картина «Церковь Святой Рипсимэ» (1897 г.).

Как и русские живописцы Иван Васнецов и Михаил Врубель, В.Суренянц тяготел к монументальности форм в своих картинах. В этом пейзаже художник отражает думы о родной земле, о величии своего народа и о его гении, который смог создать такие архитектурные шедевры, как храмы и церкви. Композиция пейзажа построена четко на основании двух основных цветовых отношений – холодно-голубого неба и серой земли. Обобщенность и величие форм, значительность содержания дает пейзажу монументальное звучание.

Вардкез Суренянц поистине был художником широкого творческого диапазона. Он плодотворно работал и оставил творческий след не только в живописи, но и на ниве сценографии, оформления книг и журналов, иллюстрации и монументальной живописи. Так, в самом начале XX века он необычайно роскошно оформил в Императорском Мариинском театре балет Адана «Корсар», оперы Вагнера «Зигфрид» и Рубинштейна «Демон». Затем работал с Константином Станиславским в Московском художественном театре, оформил чеховскую «Чайку» и ряд других спектаклей. В.Суренянц занимался также переводческой, преподавательской, исследовательской деятельностью и т.д. Большой интерес вызывают также его искусствоведческие и исторические статьи. Он всегда считал, что духовное составляет почти все в сознании художника, знающего, что жизнь – это не просто красота, но и исполнение своего долга.

Мариам ПЕТРОСЯН

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image