Франция и Геноцид армян: три решения, взбудоражившие Турцию

11 февраля, 2019 - 14:46

Французская позиция в вопросе признания и осуждения Геноцида армян 1915 года в Османской империи является одной из самых принципиальных и последовательных в мире.

Многие эксперты считают, что основное влияние на французских политиков в вопросе Геноцида оказала большая армянская диаспора, и в частности деятельность великого шансонье Шарля Азнавура.

В течение 30 лет во Франции были приняты законопроекты и постановления по Геноциду армян, вызвавшие агрессивную реакцию со стороны турецкой политической элиты и общественности.

29 мая 1998 года Национальное собрание Французской республики приняло законопроект о признании Геноцида армян 1915 года в Османской империи. Через два года за проект проголосовал Сенат, изменивший формулировку на «Франция официально признает, что армяне подверглись геноциду в 1915 году». Уже в 2001 году – 19 ноября Национальное собрание единогласно проголосовало за законопроект о признании Францией Геноцида армян в Османской империи в 1915-1923 годах.

Еще до признания ведущая турецкая газета Milliyet призвала своих читателей «атаковать» французских парламентариев, для предотвращения их голосования. Министр иностранных дел Турции спустя часы после решения французских парламентариев выступил с заявлением, отметив, что признание окажет серьезный урон двусторонним отношениям. Турция отозвала посла во Франции для консультаций. В прессе также стали распространяться сведения, что Турция исключит Францию из претендентов на контракт по обмундированию турецкой армии на 7 миллиардов долларов.

В 2006 году во Франции начался процесс по принятию закона, устанавливающего уголовную ответственность за отрицание Геноцида армян наряду с Холокостом. Закон, предусматривающий за отрицание Геноцида 1 год заключения и штраф в 45000 евро, был принят окончательно только в 2011 году.

Реакция Турции не заставила себя ждать и стала даже более болезненной, чем после законопроекта о признании. Премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган заявил о приостановке отношений с Парижом, в том числе о отзыве посла и прекращении сотрудничества в военной и экономических сферах. Эрдоган также не исключил возможности введения против Франции экономических санкций и объяснил принятие закона стремление президента Франции Николя Саркози «завоевать голоса армянской общины». В Анкаре также прошла акция протеста у французского посольства с плакатами «Саркози – врун». Законопроект в итоге был отменен Конституционным судом Франции как противоречащий принципу свободы слова.

Третьим французским «ударом» стало объявление на днях президентом Эммануэлом Макроном 24 апреля во Франции Днем памяти жертв Геноцида армян. Тем самым Макрон выполнил свое предвыборное обещание, а также седланное в Ереване в октябре 2018 года заявление о необходимости учреждения такого дня.

Пресс-секретарь президента Турции Ибрагим Калын осудил решение президента Франции, назвав Геноцид армян «политической ложью». Глава националистической партии «Великое единство» Мустафа Дестиджи пошел дальше, призвав выдворить из Турции 100 тысяч армян, которые живут и работают «нелегально».

Официальная Анкара также болезненно реагирует на ежегодные высказывания французских президентов и их участие в мероприятиях памяти жертв Геноцида армян 24 апреля, самым значимым из которых стал приезд президента Франции Франсуа Олланда в Армению 24 апреля 2015 года на столетие Геноцида.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image