Армяне Эфиопии

17 марта, 2014 - 13:39

Сегодня мы впервые отправимся на африканский континент, а именно в Эфиопию. В прошлом эта страна именовалась Абиссинией. И лишь с середины XX века это название стало выходить из употребления. Армения и Эфиопия — древние страны с богатой историей и культурой.

Церкви в обоих государствах относятся к восточнохристианским церквям монофизитского толка. Оба народа перенесли многочисленные тяготы, включая геноцид. Им постоянно приходилось отстаивать свою свободу, в частности от общего врага — турок. Обе страны, бывшие в прошлом могучими империями, лишились значительной части своей территории и выхода к морю. Эфиопия была единственной страной на африканском континенте, которая была не колонией, а самостоятельным государством. Армянский и эфиопский народы отличаются мужеством и храбростью по отношению к врагам и добротой и гостеприимством к друзьям. Эфиопское нагорье напоминает армянское. Алфавиты двух стран имеют внешнюю схожесть.

Однако системы армянской и эфиопской письменности различны. Эфиопские письмена слоговые. А Месроп Маштоц создал настоящее алфавитное письмо, в котором каждая буква имеет значение определенного звука. Эфиопский крест больше, чем другие кресты, похож на армянский. Кстати, эфиопы тоже делают крест-камни. Правда, выглядят они иначе, чем армянские хачкары. Эфиопы являются самой талантливой африканской нацией. Они внешне сильно отличаются от всех остальных народов Африки. У многих вполне европейские черты лица. Только темный цвет кожи выдает в них африканцев. Причем более светлые представители знати уж очень напоминали армян. Некоторые ученые считают, что эфиопы расово не негры, а представители промежуточной, переходной расы. Возможно, смешения арменоидов и негроидов в эпоху мезолита 10 тысяч лет назад.

Небольшая армянская община существовала в Эфиопии уже с VII века. Развивались торговля, духовные и межцерковные связи. В дальнейшем, особенно с XIV века, интенсивность связей двух стран все больше нарастала. Умные, предприимчивые, владеющие иностранными языками армяне были связующим мостом Эфиопии с внешним миром, прежде всего с Европой. Армяне во многом определяли как внутреннюю, так и внешнюю политику страны. Достаточно сказать, что в 1756—1771 годах правителем Эфиопии был Микаэль Сыуль — самый сильный человек в стране, опытный политик и великолепный полководец. Он отнял власть у императора и боролся с соперничающими феодалами с целью восстановить единство страны. Известно, что в Египте именно его считали «императором Абиссинии». Армяне в Эфиопии были министрами иностранных дел, финансов и торговли, а также военачальниками, политиками, дипломатами, разведчиками и крупными торговцами. Армяне имели дружеские связи со знатными эфиопскими семьями. Число армян в Эфиопии было незначительно, тем не менее их присутствие было весьма заметно. Эфиопская церковь издавна поддерживала тесную связь с армянской. Правители Эфиопии понимали, насколько опасно ее положение между европейскими колонизаторами и турецкими захватчиками. Армяне сделали многое в поддержку Эфиопии для противодействия мусульманской экспансии. В XIV веке на древнеэфиопский язык геэз были переведены жития армянских святых — Святого Григория, крестителя Армении, и армянских мучениц Рипсиме и Гаянэ. Кстати, эфиопская церковь до сих пор празднует их дни: трижды в год день Святого Григория, один раз в год день Рипсимэ и Гаянэ. В Эчмиадзине хранятся фрагменты эфиопских рукописей XIV—XV веков. В Армении нередко можно было встретить эфиопских монахов. В 1867 году в Эфиопии открылась армянская религиозная миссия. С этого времени межцерковные связи особенно активизировались.

В Аддис-Абебе есть красивая армянская церковь Святого Георгия (Геворга). До возведения храма местные армяне проводили свои религиозные службы в эфиопских церквях. В 1923 году на этом месте была возведена армянская часовня. Известно, что в 1928 году из Константинополя в Аддис-Абебу прибыл архиепископ Азанян. Он заложил первый камень в основание храма. И в 1935 году на месте часовни была открыта современная церковь. Строительство профинансировал бизнесмен Мурадян. Он назвал церковь в память о своем отце Геворге. В церемонии официального открытия церкви Святого Георгия приняла участие жена императора Хайле Селассие I — императрица Менен Асфау. Первым настоятелем церкви был отец Ованес Гюевхерян. А сейчас настоятелем является отец Мирон Саркисян.

Уже в конце XIX века армяне глубоко интегрировались в эфиопское общество. Армяне стали основателями многих отраслей промышленности Эфиопии. Они всегда были очень активны в бизнесе. Причем их деятельность всячески поощрялась властями страны. После Геноцида армян в Турции в Эфиопии появились новые армянские семьи. Народ Эфиопии встретил их тепло и доброжелательно. Время с 1889 по 1974 год — это период расцвета армянской общины Эфиопии. И это притом, что в тот период имели место две тяжелые эфиопо-итальянские войны. Первое в Эфиопии спортивное общество «Араке», созданное в 20-х годах, целиком состояло из армян. Потом на смену ему пришел спортивный клуб «Арарат». По рассказу Аветиса Терзяна, первоначально в Аддис-Абебе существовал небольшой частный детский сад «Араратян», который постепенно превратился в школу. Затем в 20-х — начале 30-х годов из-за партийных разногласий она раскололась на 3 маленькие школы. И только прибывшему из Константинополя купцу Матигу Кеворкову удалось уговорить общину объединить 3 школы в одну. В то время эту школу так и называли – «Кеворков». До 1974 года армянская община была очень активной и насчитывала 1500 человек. Она имела своих представителей в выборных органах власти. А в 1974 году пришедшие к власти революционеры национализировали всю собственность, все заводы и фабрики, все ценное имущество, в том числе и имущество армян. В результате большинство наших соотечественников вскоре покинуло страну, обосновавшись в США, Канаде и Австралии. Тогда в стране осталось не более 500 армян. Ныне же в Эфиопии проживает примерно 100 армян. В основном они живут в столице — Аддис-Абебе. В столице по-прежнему действуют армянские церковь, школа и клуб. Здесь существует два армянских кладбища: старое и новое. Первому более 100 лет, второму около 50 лет. В Эфиопии проживали и проживают много известных армян. Среди них Геворг Налбандян (1887—1963) — эфиопский композитор и дирижер, руководитель оркестра «Арпа личоч». В 1924 году он в Иерусалиме из воспитанников сиротского дома Армянского патриаршества создал духовой оркестр. В 1924 году будущий император Эфиопии Хайле Селассие I посетил Иерусалим и, присутствуя на церковном празднестве в Армянском патриаршестве, с восхищением слушал выступления армянских сирот. После торжеств он просил патриарха подарить оркестр ему, пообещав поотечески заботиться о них. Патриарх не смог отказать, и регент и наследник престола, усыновив 40 молодых музыкантов, увезли их с собой в Адис-Абебу. Здесь под руководством Налбандяна они организовали императорский оркестр. Хайле Селассие I действительно дал всем образование, жилье, обеспечил работой. Геворг развернул в Эфиопии активную музыкальную и общественную деятельность. Он создал несколько новых коллективов — императорской армии, полиции, муниципалитета столицы, доведя их до уровня высочайшего профессионализма. А вершиной творчества Геворга Налбандяна стал национальный гимн Эфиопии, написанный по настоятельной просьбе монарха, который исполнялся до 1992 года.

Когда в 1935 году Италия напала на Эфиопию, Геворг Налбандян вместе с оркестрантами «Арпа личоч» и другими армянами сформировали отдельный полк, в который вступили 780 человек. Итальянцы, намеревавшиеся «марш-броском» пройти через Эфиопию, застряли у местечка Огден, столкнувшись с яростным сопротивлением армянского полка. Но эфиопская армия не смогла удержать фронт. И армянский полк оказался перед итальянцами, как на ладони. Во избежание больших потерь он отступил, оставив на поле битвы несколько десятков погибших, в том числе и музыкантов. Командир полка, отставной лейтенант британского экспедиционного корпуса в Египте Бабкен Сеферян, приказал музыкантам отойти в безопасное место, а сам остался на передовой позиции и геройски погиб. После войны оставшиеся в живых музыканты воссоединились. Геворг Налбандян в 1944 году обратился к императору с просьбой разрешить ему уйти на покой, а военный оркестр передать в руки брата, Акопа Налбандяна.

Талантливый композитор и дирижер Геворг Налбандян очень почитаем в Эфиопии. В 1938 году к Геворгу приехал его 23-летний сын Нерсес (1915— 1990), уже имевший опыт преподавания скрипичного искусства. Он сразу же удостоился чести стать руководителем хора армянской церкви. В 1939 году он создал знаменитую во всем мире хоровую капеллу «Мурадян», выступления которой вызывали неизменный восторг. Стал основателем эфиопского мюзикла. Нерсес Налбандян заведовал кафедрой в столичном национальном училище «Георгев», где одновременно руководил организованным им же хором из студентов-эфиопов. Такова многогран- ная деятельность известного композитора, дирижера и педагога Нерсеса Налбандяна. В начале XIX века в Эфиопии появилcя Грегорис Богосян. Предприимчивый торговец познакомился с эфиопским правителем и подружился с ним. Вскоре он стал специальным послом Менелика II в разных государствах Европы. У него родилось два сына: Хосров и Катиг. Хосров стал весьма состоятельным человеком, полковником императорской гвардии. Он женился на эфиопке, и у них родилось двое детей — старшая дочь Эстер и сын Александр, больше известный как Скундер Богосян, который впоследствии станет самым известным художником Африки. Он был первым африканцем, чьи работы стали выставляться на европейских выставках. Его картины производили фурор на персональных выставках во многих странах мира. Он был первым эфиопским художником, чьи работы приобрели музеи современного искусства во Франции и США. Его картины находятся в постоянных экспозициях Музея современного искусства в Нью-Йорке, Музее современного искусства в Париже, Музее-студии в Гарлеме и Национальном музее африканского искусства в Вашингтоне, Смитсоновском институте. О нем опубликованы сотни восторженных статей на многих языках. Петр Мерабишвили (1875— 1930), армянин по национальности, родился в 1875 году. Окончив Сорбону в Париже, в 1900 году Петр в Константинополе поступает на службу в эфиопское представительство. В 1908 году император Эфиопии Менелик II приглашает Поля Мераба, как называли его в Париже, в Аддис-Абебу и назначает своим личным врачом. Вскоре доктор Мераб приобрел репутацию лучшего врача Эфиопии. В своем доме на улице Рас Маконен в Аддис-Абебе он открыл первые в Эфиопии амбулаторию и аптеку, где по доступной цене продавалось примерно 700 наименований лекарств. Доктор Мераб считается одним из основоположников современной медицины в Эфиопии. Известный юрист Вардгес Егиаян родился 1936-м в АддисАбебе, в богатой армянской семье. Его отец Погос женился на дочери хозяина международной торговой фирмы Терзян. Она имела тесные связи с эфиопской императорской семьей. Ее крестной матерью была императрица Менен Асфау. И это дало возможность Вардгесу и двум его братьям учиться за границей. В США он постепенно дослужился от простого юриста до руководящего сотрудника в администрациях президентов Никсона, Форда и Картера. В качестве заместителя директора Корпуса мира США он курировал операции по всему миру 7000 добровольцев в 68 странах мира. Как специалист по Африке, он по заказу правительственных организаций составлял доклады по ситуации на Африканском Роге, где находится Эфиопия. Был консультантом по теме голода в Африке. Затем, уйдя с государственной службы, Егиаян открыл свою собственную юридическую фирму в Калифорнии. Он тесно сотрудничает с Арменией и занимается вопросом Геноцида армян в Турции.

Личный фотограф императора Эфиопии Хайле Селассие I также был армянин, по фамилии Заназанян. Наиболее известные снимки императора были сделаны именно им. У него в Аддис-Абебе были фотостудия и фотомагазин. Он передал все премудрости своего искусства сыну Ерванду. Первую премию в области профессиональной фотографии Ерванд получил в 9-летнем возрасте, представив свою работу на конкурс за подписью отца. В 11 лет за удачный портретный снимок высшую награду ему вручил император Эфиопии Хайле Селасие I. Три года подряд он признавался лучшим свадебным фотографом Эфиопии. В 1974 году, когда в стране произошла революция и военные свергли монархию, семья Заназанянов перебралась в Австралию. Ерванд Заназанян пошел по стопам отца и стал одним из лучших и высокооплачиваемых в мире свадебных фотографов. Во всех делах ему помогает жена Ани, которая тоже родилась в Эфиопии. Между прочим, дед Ерванда со стороны матери также был известным человеком в Эфиопии. Он был придворным ювелиром императора. Когда католикос Вазген I посетил Эфиопию, Хайле Селассие I подарил ему ювелирные украшения, созданные руками деда Ерванда. В Эфиопии начинал свой бизнес знаменитый ювелир Айк Арсланян. Его сын Шаге продолжил его дело, но уже в Бельгии. Он стал президентом компании «Арсланян». Шаге Арсланян стал основателем Ассоциации армянских ювелиров. В Аддис-Абебе были хорошо известны такие армянские семьи, как Джерияны, Гарабедяны, Хагопяны, Авакяны и другие. Это были образованные и культурные люди. Им принадлежали многие крупные здания на площадях, в которых располагались магазины. Они были владельцами обувных и прочих фабрик, мастерских и кинотеатров. В 1934 году Элиас и его брат Жорж организовали типографию «Артистик Принтинг Пресс братьев Джеррахянов». Элиас Джеррахян был избран вице-президентом армянской общины в Аддис-Абебе, но фактически он возглавлял национальный совет. Владельцами типографий были также Петрос и Торгом Асланяны, братья Чакряны. В XX веке «обув ными королями» Эфиопии были крупные предприниматели, миллионеры Мартирос Таракчян и главный поставщик обуви эфиопской армии Геворг Свачян. В наши дни в Аддис-Абебе любой житель знает парикмахера Севан Асланян. У нее здесь собственный салон «Севан», услугами которого пользуются многие местные жители и иностранцы. Парикмахерскому мастерству она обучилась в Лондоне. В 60-х годах предприниматель Гарбис Хайказян привез в Аддис-Абебу большую партию магнитофонов, которые тогда были здесь большой редкостью. Это вызвало настоящий музыкальный бум и появление многочисленных ночных клубов.

В окружении Менелика II всегда было много армян. Так, прибывший к 1875 году в Харэр Саркис Терзян очень скоро поступил на службу к эфиопскому императору. Он был, пожалуй, первым армянским торговцем оружием в мире. Накануне битвы при Адуа с итальянцами император Менелик II попросил его как свое доверенное лицо вооружить эфиопскую армию. И отправил его с секретной миссией во Францию в 1890 году для приобретения огнестрельного оружия. С учетом политической ситуации французы согласились лишь продать оружие, но отказались предоставить свой флот для его транспортировки в Эфиопию. Тогда Терзян тайно погрузил ящики на голландское судно и перевез оружие во французскую колонию Джибути. А далее на верблюдах доставил его в Аддис-Абебу. Эфиопская армия получила 80 тысяч винтовок, 13 миллионов патронов, большое количество пулеметов и 33 орудия. Это была крупнейшая сделка на поставку оружия в тот период. Итальянцы не ожидали, что эфиопы будут так хорошо вооружены. Солдаты Менелика II после победной битвы пели песни на амхарском языке в честь Терзяна. После этого Саркис получил особый статус при императоре. Саркис Терзян стоял также у истоков многих других проектов. Таких, как создание мукомольного завода и появление в Эфиопии первого паровоза, который называли «Саркис Бабур», или паровой двигатель Саркиса. Интересна судьба и его сына Аветиса Терзяна (1904—2000), который был старейшиной армянской общины. Он был почетным председателем Совета армянской общины Эфиопии. Аветис помимо армянского и амхарского языков хорошо владел английским, французским, итальянским, турецким и арабским языками. В молодости, с 1928 по 1937 год, Аветис Терзян служил секретарем в посольстве США. По сути дела он был самым высокопоставленным офицером связи между посольством США и правительством Эфиопии. Он работал официальным переводчиком и переводил, например, договор между Англией и Эфиопией в 1940 году. Император Менелик II и императрица Таиту очень любили и ценили своего ювелира Тиграна Эбеяна, и он жил при дворе со своей семьей до самой смерти. Другими придворными ювелирами этого императора были братья Багдасаряны. У Менелика II личным врачом был П. Маркарян. Армянином был также его садовник. Одним из крупнейших архитекторов Эфиопии в XIX веке был Г. Овьян. Он был главным архитектором страны и по сути создателем архитектурного облика Аддис-Абебы. В начале XX века в Аддис-Абебе армянскими архитекторами и строителями была построена первая гостиница европейского типа — отель «Танту». В наши дни также тесны связи между Арменией и Эфиопией. Не так давно принявший армянского посла нынешний Президент Эфиопии Гирму Уолд Джорджис поблагодарил за значительный вклад, который армяне Эфиопии столетиями вносили в общественную, культурную и научную жизнь страны и содействовали развитию и процветанию Эфиопии. А Президент Армении Серж Саргсян подчеркнул, что отношения между двумя нашими народами, базирующиеся на доброй исторической памяти, имеют хорошую базу для их углубления и укрепления в настоящее время. Армяне, несмотря на малочисленность, всегда занимали особое место в жизни эфиопского общества не количественно, а качественно. В Эфиопии хорошо помнят вклад армян в развитие страны и высоко ценят это. И ныне есть все условия для того, чтобы Армения и Эфиопия вновь протянули друг другу руки дружбы.

Александр ЕРКАНЯН

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image