ПЛЕНЕННЫЙ НАШЕЙ ИСТОРИЕЙ И КУЛЬТУРОЙ

7 марта, 2019 - 14:24

Говорят, незаменимых людей нет. Есть, к сожалению. Среди них - Ким Бакши, писатель, эссеист, кинодраматург, большой друг нашей страны, которую он впервые посетил более полувека назад, и с тех пор она ярко вошла в его творчество. Он много и глубоко писал об Армении, плененный ее историей, природой, древними храмами, манускриптами.

ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ интерес представляют его книги "Орел и меч", "Судьба и камень", "Воскрешение Святого Лазаря", "Наш мир подобен колесу", "Замороженное время", "Под синевой небес", "Духовные сокровища Арцаха" и другие. По свидетельству автора, путешествуя по Армении, по ее каменистым пространствам и схожим с ними суровым векам, он искал три драгоценных свойства: талант, добро и красоту. Он это увидел в Рослине, в его интересе к человеку, в праздниках цвета в его миниатюрах, в духовных поисках древних историков и средневековых поэтов. Талант, добро и красоту он нашел в духовном мире Вахтанга Ананяна, Мартироса Сарьяна, Минаса, Севака, в творчестве современных художников.

С каким интересом, глубиной Ким Бакши изучал миниатюры, древние армянские манускрипты, хранящиеся в Матенадаране, на острове Сан-Лазаро в Венеции, в Вене и во многих других собраниях древних книг, в крупнейших библиотеках мира! Яркое тому доказательство и фильм "Матенадаран" производства кинообъединения "Ереван" (авторы сценария - К. Бакши и О. Ахвердян).

Наверное, многие из нас задаются вопросом: в чем тайна всенародного признания, любви и уважения по отношению к Киму Бакши?..  Но особой тайны нет. Он отдавал нашему народу свою любовь и радость исследователя. Душа его была неисчерпаема, страдала страданиями народа и была счастлива его счастьем, его успехами, его искусством, которое он изучил основательно. И это его лучезарное счастье вылилось в его книги, которыми зачитывались не только в Армении, но и далеко за ее пределами - в Бейруте и Париже, Нью-Йорке и Лос-Анджелесе, Монреале и Афинах, Сан-Франциско и Детройте, Москве и Алеппо... В своих книгах "Орел и меч", "Судьба и камень" Бакши формулирует мысль о том, что не меч, а книга спасает народ - благодаря заключенной в ней вере, памяти о красоте, родному языку.

"Я КОРЕННОЙ москвич, приехал в Ереван в обычную командировку. Было это давно, - рассказывал Ким Наумович мне в одной из наших бесед, которых, к счастью, было немало. - Наверное, мне повезло: я сразу попал в добрые руки - к Вахтангу Ананяну. Я ему очень благодарен за то, что эту страну, как драгоценный дар, получил из его рук. Он меня повез по традиционному маршруту: Гарни, Гегард, Эчмиадзин. С этой нашей первой поездки и длится мое многолетнее лирическое путешествие по Армении. А Матенадаран меня буквально поразил! Когда я увидел великие манускрипты, понял, что об этом надо рассказать.

Сначала это был очерк, потом книга "Орел и меч", посвященная древним рукописям. В Матенадаране обрел много друзей, среди них достойные памяти Левон Хачикян, Сен Аревшатян - директора Матенадарана. Мы ездили в Гошаванк, Нор Гетик. Я не только постигал сами книги, но также духовную, даже физическую атмосферу, в которой они создавались и действовали великие деятели прошлого. У меня было такое ощущение, что вдруг нашел золотую жилу. По существу, для меня это было открытие огромного материка - древней, богатой культуры Армении. Встреча с Арменией перевернула мою жизнь, и сейчас мое главное увлечение, главная любовь - это Армения, ее древняя культура".

С огромным увлечением Ким Наумович рассказывал о том, как создавался 20-серийный фильм "Матенадаран".

- КАК-ТО РАЗ мне позвонил Сен Аревшатян и предложил принять участие в создании многосерийного фильма о Матенадаране. Я был сначала растерян, потом согласился: это ведь большое счастье работать над таким материалом. Я и раньше занимался документальным и научно-популярным кинематографом. Но когда мы с Овиком Ахвердяном - режиссером фильма - приступили к работе, поняли, что между сериалом, посвященным Эрмитажу, и фильмом о Матенадаране есть принципиальная разница. Я хочу лишь сказать, что когда вы вместо Рубенса, Ватто и других корифеев мировой живописи имеете в руках огромное количество манускриптов, написанных на непонятном никому, кроме специалистов, языке, а большинство книг Матенадарана духовного содержания, то возникает совершенно иные проблемы.

В одной из серий героями являются Давид Анахт, Анания Ширакаци и Гор Магистрос. Следующая серия - Ованес Саркаваг, Мхитар Гош и Мхитар Гераци. Девятая серия целиком посвящена Торосу Рослину. Это чрезвычайно интересная работа. Затем две серии посвящены зарубежным коллекциям армянских манускриптов. Кроме того, в этих сериях мы поднимаем тему дарения книг. Это целая волнующая страница армянской культуры. Мы рассказываем о причинах рассеяния книг, причинах, вызвавших гигантскую волну отлива армян из своей родины. Я имею в виду Геноцид. Вот тогда-то совершенно иначе будут смотреться и эти рукописи, и эти судьбы, которые занесли их за океан: в Австралию, США, Францию, Ливан и т.д.

В НАШЕМ фильме мы коснулись также такой темы, как армянские университеты и вокруг них огромное количество высших школ самого разного рода. Эти университеты были центром культуры, центром просвещения, искусства. По существу, в этих университетах - ванках горел огонь из века в век. Две серии посвящены исключительно миниатюре. А одна - это опыт анализа только одной школы, киликийской, самой блистательной. Мы рассматриваем становление этой школы, ее развитие, расцвет и закончим эту серию анализом великой рукописи Чашоца. Имя автора по масштабу не меньше, чем Торос Рослин. Чашоц - великая книга...

Финальная серия посвящена научной работе Матенадарана о людях, которые являются для меня образцом подвижничества. Но вместе с тем в этой последней серии есть и своя тема: "Мудрость в руках народа". Она рассказывает о феномене книги, ее роли в судьбе армянского народа. Ведь нигде, кроме Армении, нет такого обычая, чтобы в память о погибших сыновьях люди заказывали книгу или же строили матенадараны"...

20-СЕРИЙНЫЙ фильм "Матенадаран" впервые в таком объеме представил всему миру нашу культуру - культуру одного из древнейших народов. Не случайно он удостоился Государственной премии республики и премии имени Фритьефа Нансена. В работе над фильмом принимали участие такие великие актеры, как Сос Саркисян - ведущий фильма, Иннокентий Смоктуновский, для которого это было, по существу, первым шагом в сторону армянской культуры. До этой встречи он ничего не слышал о Нарекаци. Он был глубоко потрясен встречей с этой глубокой душой, с этим феноменом из X века. Когда слушаешь, как Смоктуновский читает Нарекаци (а читает он в русском варианте), поражаешься его проникновению в эту страдающую душу, в эти буквально дантовские страсти.

Сейчас, когда Ким Бакши ушел от нас, ярче видятся его необыкновенный талант, человеческое обаяние. Что касается его преданности Армении, ее культуре, ее древним памятникам, храмам, ее людям, то тут он несравним ни с кем.

...И вот завершилось лирическое путешествие Кима Бакши, хождение этого пилигрима по святым местам культуры и красоты. Но, уходя, он остался с нами. С нами остались его книги и уникальный фильм, насыщенные трепетом его страстной души, его горячего сердца, его огня, свет от которого останется с нами навсегда.

Наталия ГОМЦЯН

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image