ПОСЛЕДНИЙ ПОЛЁТ ИРАНСКОГО «ГЕРКУЛЕСА»

17 марта, 2019 - 19:40

Ровно 25 лет назад Баку устроил провокацию, в которой погибли граждане Ирана

На протяжении всех лет Арцахского национально-освободительного движения бакинский марионеточный режим многократно пытался вбить клин в отношения Армении и Ирана. При этом Баку, апеллируя к солидарности исламских стран на различных исламских форумах, одновременно использовал эти самые страны, и прежде всего соседний Иран, в качестве мишени для самых разных провокаций.

Вспомним разгром советско-иранской границы в АзССР в январе 1990 года. Или попытки азербайджанских вооруженных сил использовать иранскую территорию для спасения своих разгромленных формирований осенью 1993, и для обхода с тыла карабахских сил в ходе азербайджанского наступления на Арцах в ноябре-декабре того же 1993 года.

В апреле 2016-го вооруженные силы противника выпустили несколько реактивных снарядов из РСЗО «Ураган» по иранской территории, пытаясь обвинить в этом армянскую сторону.

Но все это меркнет по сравнению с чудовищной провокацией, осуществленной Баку ровно 25 лет назад в отношении самолета иранских ВВС, в результате чего погибли 34 человека, включая женщин и детей.

Сегодня эта история, к сожалению, порядком подзабыта даже большинством экспертов (и тем более просто называющими себя таковыми). Напомним читателю об этой трагедии, которая стоит в ряду таких преступлений азербайджанского режима, как погромы армян в Сумгаите, Баку, массовые убийства гражданских лиц в Мараге и Ходжаллу.

Итак, вечером 17 марта 1994 года, в разгар ожесточенных боев по всему периметру Арцаха, иранский военно-транспортный самолет С-130 «Геркулес», совершавший рейс из Москвы в Тегеран, отклонился от коридора, по которому он следовал через территории Грузии и Азербайджанской Республики. Он зашел в закрытую для воздушных полетов зону карабахского конфликта и около 23 часов вечера разбился в 4-х километрах севернее Степанакерта.

На борту самолета находились иранские дипломаты и члены их семей, направлявшиеся на праздничные каникулы Новруза. Среди погибших были 21 членов семей дипломатических сотрудников посольства Ирана в России (включая 9 детей и 7 женщин), дипломатов, и 13 членов экипажа.

Как выяснилось практически сразу после крушения, иранский самолет шел над закрытым небом Арцаха на высоте 3,5-4 км, не отвечая на радио запросы. Естественно, не отвечал он и на запросы радаров ПВО, так называемые «свой-чужой». Военно-транспортные самолёты использовались Тегераном для гражданских перевозок в те годы очень часто. Дело в том, что Иран находился под западными санкциями ещё со времен ирако-иранской войны, авиапарк устарел, и часто на международных рейсах использовались устаревавшие уже тогда военно-транспортные самолеты американского производства С-130 «Геркулес». Многие из этих самолетов даже не имели «черного ящика».

Очень скоро стало также известно, что самолёт был сбит силами ПВО Армии обороны Нагорного Карабаха. В закрытом воздушном пространстве азербайджано-карабахского конфликта не отвечающий на запросы транспортник был принят за вражеский бомбардировщик и был поражен ракетой уже непосредственно при приближении к Степанакерту.

Только на месте крушения карабахцам стало ясно, что произошла трагедия, жертвой которой стали иранские граждане, в том числе женщины и дети. Немедленно была проинформирована иранская сторона, и уже через 2-3 дня иранская комиссия была на место трагедии.

В этой истории, казалось бы, возникает явная параллель с трагедией малазийского «Боинга» в небе над Донбассом летом 2014 года. Но есть одно важное «но»: небо над Донбассом не было закрыто, в отличие от карабахского неба 1994 года.

Тогда, в марте 1994 года сразу и возник вопрос: а как иранский «Геркулес» оказался в закрытом для полетов гражданской авиации зоне конфликта?

Постепенно ситуация стала проясняться, даже вопреки наводнившим тогда российские СМИ ложным информационным вбросам. В том числе о якобы возможном «разведывательном» характера полёта иранского самолета. И о том, что самолет будто бы летел через территорию Армении, а не Азербайджана и т. п. «дезы»

Быстро стало известно главное: покидая воздушное пространство Грузии, иранский «Геркулес» был передан тбилисскими авиадиспетчерами своим азербайджанским коллегам, которые далее и «вели» иранский самолет.

Последний, пролетев Акстафу, вдруг неожиданно стал отклоняться в сторону от воздушного коридора, при этом никакой реакции на это со стороны азербайджанских авиадиспетчеров не последовало. Не последовало её и тогда, когда отклонение от курса составило уже более 100 км

То есть азербайджанские диспетчеры сознательно увели иранский самолет с курса и целенаправленно заманили его в закрытое воздушное пространство зоны карабахского конфликта. Как минимум, они сознательно не сообщили экипажу об отклонении от курса, хотя прекрасно знали об этом.

Боевые действия в тот период были очень ожесточёнными, и Баку активно использовал боевую, в том числе и бомбардировочную авиацию. Нетрудно было догадаться, что ждало иранский борт, который шел в закрытом воздушном пространстве на небольшой (для гражданского рейса) высоте, не отвечал ни на какие сигналы, и высвечивался на радарах как крупный самолет-бомбардировщик.

Как отметил вскоре после трагедии временный поверенный в делах Ирана в Армении Ахмад Собхани газете «Российские вести» (31.03.1994), «армянская сторона на деле доказала свои добрососедские отношения, приняв активное участие в расследовании причин авиакатастрофы». Действительно, армянской стороне нечего было скрывать от иранских соседей, и сразу же после трагедия была создана специальная комиссия, в которую вошли представители Ирана, Армении и Нагорно-Карабахской Республики.

В опубликованном 31 марта 1994 года в «Независимой газете» Заявлении МИД Ирана по поводу гибели самолета С-130, в частности, говорилось:

«Крушение самолета ВВС Исламской Республики Иран произошло вследствие вынужденного отклонения от воздушного коридора, отсутствия местной авиадиспетчерской помощи, а также (выделено нами – авт.) по причине обстрела армянской зенитной установкой, дислоцированной в районе Карабаха».

Может быть, несколько витиевато, но порядок перечисления обстоятельств, приведших к трагедии, и красноречивое «а также» говорят сами за себя.

В конце Заявления говорилось: «Вне всякого сомнения, ответственность за это лежит на тех, кто стремится к ужесточению конфликта и эскалации военных действий. Они должны за это ответить». Этот мессидж совершенно очевидно был обращен к Баку.

Думается, иранцы сразу же разобрались в том, кто реально цинично спланировал и осуществи смертельную провокацию в отношении иранских дипломатов, их жен, детей и военных летчиков, погибших при гибели «Геркулеса».

Думается также, что у иранцев память о подставленном под удар самолете не столь коротка, и они давно сделали для себя соответствующие выводы.

Граница Ирана с Арменией и Арцахом – это граница сотрудничества и дружбы. В отличие от ирано-азербайджанской, вдоль которой с согласия Баку размещены израильские центры электронной и иной разведки, диверсанты, осуществляющие с территории Азербайджанской Республики враждебную Исламской Республике Иран деятельность.

Напомним, что Баку все время взывал и взывает к «исламской солидарности», но сам подставлял и подставляет тот же Иран. Впрочем, о какой вере можно говорить в Азербайджане, где десятилетиями бессменно правили советский генерал КГБ и его сын-плейбой?

История с последним полетом иранского С-130 в марте 1994 года лишний раз подтверждает это.

Александр АНДРЕАСЯН

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image