Истории узурпации власти в Армении: в паутине "Восточного вопроса". Часть I

25 марта, 2019 - 13:25

Управление страной – …искусство, и если люди не жалеют сил и стараний выучиться играть на трубе и лире, танцевать, сколь же больше нужно готовиться, учиться, чтобы быть грамотным в управлении… И управление – есть естественное умение, искусство и если некто не обучен и не сведущ в нуждах людей – должно того считать неучем… Случайно оказавшегося у власти человека должно презирать, как презирают плохого музыканта или несведущего врача".

Ованес Плуз Ерзнкаци. "Таинство великое и дивное".

В августе 1988 года в Ереван прибыл заместитель председателя КГБ СССР генерал-полковник Агеев Гений Евгеньевич. Прибыл он с особой миссией: подготовить основу для увольнения с должности председателя КГБ Армянской ССР генерал-лейтенанта Юзбашяна Мариуса Арамовича.

В процессе сбора "компрометирующих" материалов на М. Юзбашяна Гений Евгеньевич проявил необыкновенное усердие и достаточно высокое рвение, докапываясь до, казалось бы, абсурдных мелочей. Так, например, он обвинил М. Юзбашяна в "барских" привычках на основании того, что в стационаре санитарной части КГБ Армянской ССР за председателем Комитета была закреплена отдельная палата. Следует отметить, что палата сама по себе была обыкновенная, а закреплена была за Председателем КГБ Армении в связи с тем, что туда была проведена телефонная линия засекреченной связи, что давало возможность быть в курсе политической и оперативной обстановки в республике во время его пребывания в палате. Но Г. Агеев, осмотрев данную палату, помимо прочего нашёл, что дверь в палату покрыта ламинатом светло-коричневого оттенка, тогда как двери остальных палат были окрашены белой масляной краской. Объяснения начальника хозяйственного отдела, что все двери стационара планируется заменить, и в первую очередь заменили именно дверь палаты, в которой, по рекомендациям врачей в профилактических целях время от времени пребывал генерал Юзбашян, не возымели никакого воздействия на мнение Гения Евгеньевича.

В результате миссии Агеева Гения Евгеньевича председатель КГБ Армянской ССР генерал-лейтенант Юзбашян М.А. был освобождён от занимаемой должности и отправлен в запас КГБ СССР. Нелишне в этой связи отметить, что "сигнал" о "некоммунистическом поведении" М. Юзбашяна был "взращён" в Ереване с участием московских "товарищей". Мариуса Юзбашяна обвиняли в "связях с мафией", в "национализме" и прочих "смертных грехах", т.е. во всём, в чём горбачёвским окружением обвинялся армянский народ.

С целью подтверждения озвученных обвинений в Москву были вывезены и подверглись многочисленным допросам отдельные сотрудники КГБ Армении (необходимо отметить, что все обвинения были в дальнейшем опровергнуты следственным отделом КГБ СССР). Но дело было сделано, и осенью 1988 года М. Юзбашяна торжественно отправили «на заслуженный отдых». Ему было предложено обосноваться в Москве, но Мариус Арамович предпочёл остаться в Ереване со своей новой семьёй – молодой женой и двумя её сыновьями. Ранним утром 21 июля 1993 года, во время прогулки, М. Юзбашян был убит со стороны спины из огнестрельного оружия, но это уже другая история, к которой, конечно же, придётся вернуться.

Что же явилось причиной подобной коллизии? Дело в том, что любой руководитель органов КГБ на месте должен был работать в тесном сотрудничестве с партийным руководителем. Согласно установившемуся правилу, Мариус Юзбашян, возглавлявший КГБ Армянской ССР с 1980 года по 1988 год, работал в контакте с первым секретарём ЦК Компартии Армении Кареном Серобовичем Демирчяном.

К.С. Демирчян, с активной подачи страдающих карьерным синдромом местных молодых кадров (главным образом из числа руководителей ЦК Комсомола Армении), не пользовался доверием генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачёва, как не отвечающий требованиям "ускорения" и "перестройки".

Вопрос заката карьеры К. Демирчяна (следовательно – и М. Юзбашяна) был фактически предрешён, и на место К. Демирчяна был назначен Москвой выходец из номенклатуры ВЛКСМ Арутюнян Сурен Гургенович (1988-90 гг. – первый секретарь ЦК Компартии Армении). Естественно, что С. Арутюнян опирался в своей деятельности на родственные ему местные комсомольские кадры. В дальнейшем стало известно что, отдельные руководители комсомола Армении, как, кстати, многие комсомольские "номенклатурщики" страны Советов, в одночасье превратились в приверженцев капиталистического строя, установившегося на постсоветском пространстве.

Сохраняя паритетность в рассмотрении "Карабахского вопроса", верховная власть СССР подобным же, зеркальным, образом назначила на должность первого секретаря ЦК КП Азербайджана так же выходца из комсомола – Везирова Абдурахмана Халил оглы (1988—90 гг. — первый секретарь ЦК Компартии Азербайджана).

Теперь настал момент обратиться к так называемому "Карабахскому вопросу и вокруг него", как это с чьей-то подачи принято было называть. А посему – немного истории.

На стыке XIX и XX веков намечалось уничтожение ослабленных длительным одряхлением трёх империй, – Оттоманской, Австро-Венгерской и Российской, что было осуществлено с помощью империалистической войны 1914-1918 гг. ведущими державами Европы с активным финансово-экономическим участием США.

30 октября 1918 года на борту английского линкора "Агамемнон" в порту Мудрос на острове Лемнос было подписано перемирие между странами Антанты и Османской империей. Первая мировая война закончилась полнейшим разгромом и развалом Османской империи. С окончанием войны так же была разгромлена и развалена Австро-Венгерская империя.

На развалинах "больного человека Европы" ведущие империалистические державы приобрели новые колониальные владения. Аннексии в основном была подвергнута территория Западной Армении, большая часть которой досталась Франции. В результате колониального распределения, Великобритания овладела Суэцким каналом и территорией, заселённой в основном арабскими кочевыми племенами (бедуинами). Получив мандат на указанные территории, Великобритания намеревалась создать т.н. "исламское государство" (организация, деятельность которой запрещена в РФ) с целью дальнейшего контролирования "великого шёлкового пути" через Персию, Афганистан и Индию вплоть до Китая. Подмандатные территории Великобритания намеревалась активно использовать в дальнейшем в целях давления на Россию. Обе чеченские войны, а так же – события на Ближнем Востоке в начале XXI века, раскрывают суть этой политики.

В конце XX века и начале XXI века намерение Англии создать "исламское государство" (организация, деятельность которой запрещена в РФ) было частично материализовано (в основном усилиями колонии Великобритании – Соединёнными Штатами Америки). Однако, активно вмешавшись в Восточную политику, современная окрепшая Россия нарушила давно лелеемые Англией планы создания "антирусского исламского государства" (во всяком случае – на первом этапе осуществления намерений).

В результате Февральской (буржуазной) и Октябрьской (социалистической) революций 1917 года была повержена Российская империя. Однако, в связи с тем, что по Европе, которая была поражена анархическими и социалистическими идеями, "бродил призрак коммунизма", ослабленные войнами и внутренними народными волнениями империалистические державы не были в состоянии овладеть обширными территориями Российской империи путём вооружённой интервенции. Молодая советская Россия удачно сопротивлялась вооружённому вторжению иностранных оккупантов и спровоцированной извне гражданской войне.

В феврале-марте 1918 года Турция, как союзница Германии, приняла участие в подписании Брест-Литовского мирного договора, согласно IV статье которого, и в соответствии с русско-турецким дополнительным договором, Советская Россия передала Турции не только территории Западной Армении, но и области, принадлежащие России в границах до 1914 года. В указанной статье отмечалось: "Округа Ардагана, Карса и Батума также незамедлительно очищаются от русских войск. Россия не будет вмешиваться в новую организацию государственно-правовых отношений этих округов, а предоставит населению этих округов возможность установить новый строй в согласии с соседними государствами, в особенности с Турцией". Этому предшествовал разговор между Львом Троцким (Бронштейн) и палачом армянского народа Талаатом-пашой. "Для встречи с Троцким из Константинополя в Брест-Литовск специальным поездом прибыл Великий везирь Талаат-паша".

После Брест-Литовского договора от 3 марта 1918 года на территориях, входящих ранее в состав Российской империи, младотурки продолжили геноцид христианского населения, и в первую очередь – армян. В этот период закавказские народы (грузины, татары и армяне) под жёстким давлением младотурецкого правительства отделяются от России и создают т.н. "Закавказский сейм". Так, 5 (18) января 1918 года в Петрограде было созвано Всероссийское учредительное собрание, большинство которого составили представители социал-демократов (меньшевиков) и социал-революционеров (эсеров).

12 (25) января 1918 года в городе Тифлисе Закавказский комиссариат, обсудив вопрос о политическом положении, принял решение о созыве Закавказского сейма, как законодательного органа Закавказья. На первом же заседании Закавказского сейма развернулась горячая дискуссия по вопросу о независимости Закавказья и отношениях с Турцией ввиду развернувшегося турецкого наступления.

Дашнакская фракция предложила оставить Закавказье в составе России на правах автономии, разделённой на национальные кантоны. Азербайджанская делегация, со своей стороны, заявила, что Закавказье должно решать свою судьбу независимо от России, но заключив мир с Турцией. Грузинская сторона в основном поддержала азербайджанцев в вопросе о провозглашении независимости Закавказья и заключении самостоятельного договора с Турцией.

Пока в Сейме шли дебаты по согласованию позиций, 21 февраля (6 марта) турки овладели Ардаганом. 27 февраля (12 марта) началось отступление армянских беженцев под защитой добровольческих формирований из Эрзерума. С падением Эрзерума турки фактически приобрели контроль над всей Западной Арменией.

23 февраля (8 марта) делегация Закавказского сейма, возглавляемая А. Чхенкели, прибыла в Трапезунд, где её один день продержали на корабле, не разрешая сойти на берег ввиду отсутствия турецкой делегации (ожидались результаты Брестского договора). Мирная конференция началась лишь 1 (14) марта.

На заседании Закавказского сейма 9 (22) апреля, несмотря на противодействие оставшейся в меньшинстве армянской делегации, было принято решение провозгласить Закавказье «независимой демократической федеративной республикой».

Несмотря на резкие протесты Армянского национального совета и отставки армянских представителей в правительстве Чхенкели в связи со сдачей руководством сейма Карса, Чхенкели остался на своём посту и начал готовиться к новым переговорам с Турцией.

Мирная конференция открылась в Батуме 28 апреля (11 мая) 1918 г. Переговоры, продолжавшиеся в Батуме с 11 по 26 мая, выявили острые внешнеполитические разногласия между национальными советами Грузии, Армении и Азербайджана, что и привело к созданию отдельных национальных государств.

На переговорах Турция предъявила более жёсткие условия, чем предусматривал Брест-Литовский договор: Закавказье должно было уступить младотуркам две трети территории Эриванской губернии, Ахалцихский и Ахалкалакский уезды Тифлисской губернии, а также контроль над Закавказской железной дорогой. В этой ситуации Национальный совет Грузии обратился за помощью и покровительство к Германии.

Германское командование охотно откликнулось на это обращение, поскольку ещё в апреле 1918 подписала с Турцией секретное соглашение о разделе Закавказья, согласно которому Грузия и без того находилась в сфере влияния Германии. Представители Германии посоветовали Грузии незамедлительно провозгласить независимость и официально просить немецкое правительство о покровительстве. 24-25 мая 1918 года на заседании исполкома Национального совета Грузии это предложение было принято. Там же было принято решение впредь именовать Национальный совет Грузии парламентом.

25 мая германские войска высадились в Грузии.

13 (26 мая) 1918 года Закавказский сейм объявил о самороспуске, в результате чего Армения осталась «один на один» с регулярными вооружёнными силами Турции. В связи с этим государства Антанты, с целью отвлечения турецкой армии от своих вооружённых сил, обманно вовлекли дашнакскую Армению в военный конфликт с Турцией, обещая ей всяческую помощь, от чего в дальнейшем, конечно же, отказались. Именно этот фактор использовал руководитель восстания против решений Мудроского перемирия и Константинопольского правительства Османской Турции Мустафа Кемаль-паша, объявив Армению «агентом мирового империализма», которому противостояло "революционное турецкое население в борьбе за свою независимость".

Благодаря всеобщей мобилизации сил путём распространения коммунистической идеологии молодая Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР) не только отразила интервенцию со стороны империалистических стран, но и сама нацелилась на распространение по всему миру идеи "мировой революции".

Агент международного сионизма Л. Троцкий и его единомышленники из левого крыла партии большевиков, а также – представители партии эсеров и других революционных течений России, руководствуясь идеей "перманентной революции", принялись взращивать ростки «мировой революции» на восточном направлении, опираясь при этом, в основном, с подачи английской дипломатии, на турецко-татарский фактор.

Дальнейшая история показала, что Турция впредь постоянно двигалась в фарватере английской дипломатии с явным антисоветским и антирусским уклоном. А пока, 26 апреля 1920 года организатор продолжения геноцида армян Мустафа Кемаль-паша обращается с письмом к В.И. Ленину с предложением дружбы и союзничества «в борьбе против международного империализма».

Ответ на указанную просьбу стоит того, чтобы опубликовать с незначительными купюрами:

"3 июня 1920 г. № 11/551.

Советское Правительство имеет честь подтвердить получение письма, в котором Вы выражаете желание войти в постоянные сношения с ним и принять участие в совместной борьбе против иностранного империализма, угрожающего обеим странам. Советское Правительство с удовлетворением ознакомилось с основными принципами внешней политики нового Турецкого Правительства, возглавляемого Великим Национальным Собранием в Ангоре. Эти принципы следующие:

  1.     Провозглашение независимости Турции.
  2.     Включение в состав Турецкого государства бесспорно турецких территорий.
  3.     Провозглашение Аравии и Сирии независимыми государствами.
  4.     Решение, принятое Великим Национальным Собранием, о предоставлении Турецкой Армении, Курдистану, Лазистану, Батумской области, Восточной Фракии и всем территориям со смешанным турецко-арабским населением права самим определить свою судьбу. …Признание за национальными меньшинствами на территориях, входящих в состав нового Турецкого государства, возглавляемого Великим Национальным Собранием, всех прав, признанных за национальными меньшинствами в государствах Европы с наиболее либеральным строем. …Ликвидация всякого рода иностранного влияния.

Советское Правительство принимает к сведению решимость Великого Национального Собрания сообразовывать Вашу работу и Ваши военные операции против империалистических правительств с возвышенным идеалом освобождения угнетённых народов. Советское Правительство надеется, что дипломатические переговоры позволят Великому Национальному Собранию установить между Турцией, с одной стороны, и Арменией и Персией – с другой, точные границы, которых требуют справедливость и право народов на самоопределение. Советское Правительство готово в любой момент, по приглашению заинтересованных сторон, принять на себя обязанности посредника.

В целях установления дружественных отношений и прочной дружбы между Турцией и Россией Советское Правительство предлагает немедленно установить дипломатические и консульские отношения. Советское Правительство протягивает руку дружбы всем народам мира, оставаясь неизменно своему принципу признания за каждым народом права на самоопределение. Советское Правительство с живейшим интересом следит за героической борьбой, которую ведёт турецкий народ за свою независимость и суверенитет, и в эти дни, тяжёлые для Турции, оно счастливо заложить прочный фундамент дружбы, которая должна объединить турецкий и русский народы.

Доводя вышеизложенное до Вашего сведения, господин Председатель Великого Национального Собрания, имею честь от имени народа рабоче-крестьянской Федеративной Республики выразить Вам наши пожелания успеха народам Турции, борющимся за свою независимость".

Народный комиссар по иностранным делам Чичерин.

При этом не следует забывать, что в 1920 г. в России уже нет ни интервенции, ни гражданской войны "в борьбе против международного империализма" (конечно, кроме Восточного направления).

После Мудроского перемирия (30 октября 1918 г.) руководители младотурков Талаат-паша, Энвер-паша, Джемаль-паша и другие организаторы геноцида армян бежали в Германию на немецкой подлодке, и были заочно осуждены Константинопольским трибуналом к смертной казни.

В 1919 году Энвер-паша встречается в Германии с представляющим Советскую Россию агентом Троцкого Карлом Радеком (Собельсон), который и рекомендует осужденного Константинопольским трибуналом палача армянского народа московским властям. В начале 1920 года Энвер-паша прибыл в Москву со своими сподвижниками-пантюркистами, где работал около полутора лет в "Обществе Единства Революции с Исламом" (ОЕРИ).

1 – 8 сентября 1920 года в Баку по предложению троцкиста М. Павловича-Вельтмана созывается I Съезд народов Востока, в котором принимает участие две тысячи делегатов из тридцати стран.

Руководил работой съезда Григорий Зиновьев (Радомысльский-Апфельбаум), который прибыл в Баку в одном вагоне с К. Радеком и Энвером-пашой. Приезд Энвера-паши на вокзал был встречен с ликованием многочисленной толпой националистов-мусаватистов, которые торжественно пронесли его по улицам города, как "освободителя города Баку в 1918 г. «от ненавистной большевистской коммуны" (Во время этой интервенции аскерами Энвера-паши было вырезано более 10.000 жителей Баку).

На Съезде народов Востока, основываясь на позиции "Общества Единства Революции с Исламом" (ОЕРИ), была предпринята попытка протаскивания "единения идей партии большевиков с шариатом". Это "единение" называлось "Проект шариата" и содержало 15 разъяснений шариатских положений, якобы соответствующих коммунистической доктрине, что, конечно же, не вписывалось в атеистическую сущность пропаганды большевиков. Впоследствии об этом "единении" на официальном уровне благополучно забыли, хотя остаточные явления в отдельных мусульманских республиках на основе идеологии пантюркизма имели место...

Продолжение следует

Егорий Сергиев - аналитик, писатель, специально для ИА "Реалист"

Об авторе:

Сергиев Егорий Иванович родился 14 августа 1941 года в Ленинграде в семье военнослужащего. Отец погиб на фронте. В октябре того же года с матерью, Барсеговой Анной Степановной был эвакуирован в Армению. После окончания средней школы, отслужив срочную службу, избрал карьеру военного. В 1986 году комиссован по состоянию здоровья. Пенсионер.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image