В Азербайджане активисты потребовали возобновить расследование дела о смерти блогера Мехмана Галандарова

29 апреля, 2019 - 22:59

Собравшиеся на акцию поминовения Мехмана Галандарова активисты раскритиковали официальную версию о причинах его гибели в СИЗО. По их мнению, блогер был арестован по политическим мотивам, а его смерть могла быть насильственной. Они потребовали от властей возобновить расследование по этому делу.

Как писал "Кавказский узел", блогер, участник оппозиционных акций Мехман Галандаров скончался в бакинском СИЗО-1 в апреле 2017 года. Госдеп США призвал власти Азербайджана расследовать смерть активиста. Сабунчинская районная прокуратура Баку открыла уголовное дело по статье о доведении до самоубийства, два сотрудника СИЗО были уволены, еще один получил выговор. Правозащитники и активисты потребовали провести независимое расследование.

Акция поминовения по случаю второй годовщины со дня смерти Галандарова прошла сегодня у его могилы на Кюрдаханском кладбище в Баку.

В мероприятии приняли участие представители гражданского общества, СМИ, политические активисты, всего около 20 человек, сообщил корреспондент "Кавказского узла".

Открывая церемонию, координатор Центра защиты политзаключенных Огтай Гюльалыев напомним, что Галандаров был арестован 7 февраля 2017 года по обвинению в незаконном обороте наркотиков.

"По официальной версии, он 28 апреля 2017 года совершил самоубийство в Бакинском СИЗО-1. Однако мы сомневаемся в достоверности этой версии, поскольку с самого начала не было прозрачного расследования. Его похоронили под покровом ночи, в тайне от общественности", - заявил Гюльалыев.

При этом он указал на политические мотивы ареста Галандарова.

"Последний год перед арестом Мехман Галандаров жил в Тбилиси и принимал там участие в акциях протестах перед посольством Азербайджана под лозунгами "Мы не хотим короля!", "Свободу политзаключенным". В начале февраля 2017 года он вернулся в Баку. 7 февраля он провел одиночную акцию перед памятником Гейдару Алиеву", - рассказал координатор Центра защиты политзаключенных.

Он также напомнил, что перед своей последней акцией Галанадаров написал у себя в Facebook: "Будем все, как Гияс. Не будем рабами". По его словам, таким образом блогер "хотел привлечь внимание к аресту Гияса Ибрагимова и Байрама Мамедова, которые были арестованы из-за граффити на памятнике Гейдару Алиеву".

"По возвращении домой Галандаров был арестован, а через полтора месяца он ушел из жизни. Мы не верим в самоубийство. Мы, группа активистов, просили допустить нас к месту происшествия и осмотреть камеру Галандарова, но нас не пустили туда. Было формальное следствие, и дело по ст. "доведение до самоубийства" закрыли под формулировкой "отсутствие состава преступления", - сказал Гюльалыев, призвав власти провести повторное следствие.

В октябре 2016 года Байрам Мамедови Гияс Ибрагимов были приговорены к десяти годам тюрьмы по обвинению в незаконном обороте наркотиков. Сами активисты связали преследование с граффити на постаменте памятника Гейдару Алиеву. 16 марта оба активиста были помилованы. 30 марта Байрам Мамедов был задержан в Баку и в тот же день арестован на 30 суток по обвинению в неподчинении сотрудникам полиции. 2 апреля апелляционный суд оставил решение об аресте активиста в силе. При этом суд обязал прокуратуру расследовать жалобы активиста на пытки.

Азербайджанским журналистам в последние годы приходится обсуждать проблемы свободы прессы у могил коллег, погибших при исполнении профессиональной деятельности, отметил во время акции поминовения директор агентства Turan Мехман Алиев.

При этом, по его мнению, ситуация в стране начинает меняться.

"За два года после смерти Мехмана Галандарова многое изменилось. Как недавно, выйдя на свободу после трехлетнего заключения, сказал Гияс Ибрагимов, у людей в Азербайджане уже исчезает страх. Это связано с тем, что само общество становится производителем информации. Власть уже вынуждена реагировать на вопросы, поднимаемые обществом. Эти перемены стали возможно в результате самоотверженной борьбы таких поборников свободы слова, как Мехман Галандаров", - заявил Алиев.

Отсутствие прозрачного расследования и реального наказания за смерти журналистов порождает новые преступления против представителей медиа, уверен председатель Института свободы и безопасности репортеров (ИСБР) Мехман Гусейнов.

"Убийства Эльмара Гусейнова, Рафига Таги остаются до сих пор не раскрытыми. По делу об убийстве Расима Алиева не было полного расследования, не все были наказаны. Смерть Мехмана Галандарова не похожа на самоубийство. Мы требуем возобновления следствия по всем делам о гибели журналистов. В прошлом году в больнице при странных обстоятельствах скончалась моя мать. Ее почему-то отключили от аппаратов и перевели из реанимации в обычную палату, а потом через несколько часов объявили о смерти", - заявил Гусейнов.

Активист движения Nida Байрам Мамедов приехал на кладбище сразу из изолятора полиции по окончании 30 суток административного ареста.

"Смерть Мехмана Галандарова тогда произвела на меня в тюрьме удручающее воздействие. Мы слышали о том, что он провел одиночную акцию в нашу поддержку, и я был рад, что общество еще не мертво и сопротивляется. В его смерти есть и определенная вина общества. 45 дней в тюрьме у него не было адвоката. Это позволило власти обращаться с ним как ей хочется. Уже потом мы узнали от его сокамерников, что Мехману угрожали расправой. Полагаю, что его арест бы прямыми политическим заказом, и наступит день, когда все раскроется и все виновные ответят за это перед законом", - сказал Мамедов.

Смерть Галандарова - это политическое убийство, заявил Гияс Ибрагимов.

"Мехмана Галандарова арестовали после того, как он выступил в нашу защиту и провел акцию у памятника (Гейдару Алиеву, - прим. "Кавказского узла"). И его смерть является политическим убийством. Мы должны возвышать голос протеста не после того, как людей убивают, а еще до того, как их арестовывают", - сказал Ибарагимов у могилы блогера.

Эксперт назвал условия возобновления расследования гибели Галандарова

уголовное дело по факту смерти Галандарова может быть возобновлено, отметил в беседе с корреспондентом "Кавказского узла" эксперт в области мидаправа Ялчин Иманов. Он подчеркнул, что "законодательство допускает такую возможность".

"Следствие может быть возобновлено по вновь открывшимся обстоятельствам. В частности, речь идет о появлении новых свидетелей, о необходимости проведения повторных следственных действий и назначении дополнительных экспертиз. Смерть блогера стала резонансным событием, и власть должна быть заинтересована в том, чтобы результаты расследования вызывали доверие в обществе", - сказал Иманов.

Получить комментарии пресс-службы генеральной прокуратуры относительно требований активистов о возобновлении расследования гибели блогера Мехмана Галандарова пока не удалось.

Напомним, по данным опрошенных "Кавказским узлом" правозащитников, не менее 128 азербайджанских оппозиционеров подверглись политически мотивированным административным арестам за прошедший год. Власти Азербайджана отрицают наличие в стране политзаключенных и осуществление политических убийств.

"Кавказский узел" отслеживает новости о преследованиях активистов, правозащитников и журналистов в регионах Кавказа на тематической странице "Преследование активистов". Также на "Кавказском узле" опубликована справка "Преследование правозащитников и гражданских активистов в Азербайджане".

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image