100 летие Геноцида понтийского эллинизма в Турции. ВИДЕО

19 мая, 2019 - 17:03

В текущем году исполняется 100 лет со дня Геноцида понтийского эллинизма. 19 мая день, который был официально признан греческим государством с 1994 года и назван Днем памяти геноцида греков Понта.

У понтийских греков - трагическая судьба. Понт был родиной эллинизма, здесь бурно расцветала экономика и пробуждалось национальное самосознание. Этот дух эллинизма не сломили даже 400 лет турецкого ига. В суровые времена понтийские греки уходили в горные районы Халдеи, оказывая сопротивление угнетателям, а позже, при благоприятных условиях, занимались экономикой, жертвовали большие деньги на развитие культуры и просвещения. Были периоды, когда греческие школы Понта переживали подъём, процветала греческая литература.

Бурным развитием промышленности и торговли Османская империя в XIX - начале XX века обязана, прежде всего, грекам и армянам, которые и были родоначальниками буржуазных отношений внутри одряхлевшей феодальной Оттоманской империи. Греки вместе с армянами представляли экономическое будущее Турции, поскольку в руках греков находилась практически вся внешняя торговля, банки, морской транспорт, а в руках армян - большая часть розничной торговли и мелких лавок. Тогда греки надеялись на мирную трансформацию империи в буржуазную республику и, вполне резонно, на достойное место в будущем этого государства. Но разве могли они предполагать, что в начале XX века переживут страшный геноцид, который войдёт в историю под названием «Малоазиатская катастрофа».

Задолго до того, как образовалась Византийская империи, в IV веке до нашей эры на южном побережье Черного моря сформировалось мощное независимое Понтийское царство, которое в 301 году до нашей эры возглавил царь Митридат I. Позже царство стали кратко обозначать «Понт». Последним царём, который упорно сопротивлялся римским завоевателям, был Митридат VI Эвпатор, но долго он противостоять не смог.

Новый расцвет греков связан с эпохой христианизации. Именно святой апостол Андрей Первозванный проповедовал в Понте и на Кавказе христианскую веру.

Появилось много святынь, но самым почитаемым для каждого грека-понтийца был монастырь Богородицы Сумельской - Панагия Сумела, на горе Мелас, в котором пребывала чудотворная икона Богоматери Афинской, написанная по преданию самим апостолом Лукой.

Икона разделила судьбу своего народа в XX веке, став изгнанницей, как и народ Понта.

Константин Великий, создатель Византийской империи, заложил тысячелетнюю историю развития православия и православной культуры. Последним императором, по иронии судьбы павшим в рукопашном бою с турками в 1453 г., был также Константин.

Так как Понт от материковой Греции находился далеко, понтийцы развивались независимо от остальных частей эллинского мира. В результате у ромеев, как сами себя они называли, сформировались определённые отличия. Во-первых, язык. Сегодня в нём так много архаичной лексики, что грек из Греции понимает его с трудом. Он ближе к древнегреческому языку, чем к новогреческому. В понтийском диалекте много заимствований из турецкого, персидского и кавказских языков.

Создатель грамматики понтийского языка и понтийского словаря Костас Топхарас вообще считал понтийский язык самостоятельным, входящим в греческую группу.

Первым национальным государством на Востоке было Понтийское царство 363-63 гг. до н.э. При Митридате VI Евпаторе оно борется с римлянами за всемирное господство. Гербом понтийских царей был полумесяц со звездой за 14 веков до появления турок. Древняя Византия тоже использовала его в качестве герба. Христианская Византия вплоть до XIV века также сохраняет рядом с крестом полумесяц.

Преследования понтийских греков со стороны мусульман привели к тому, что они предали забвению само название «эллин» как символ национальной идентичности и заменили его на иные антонимы. В эпоху Римской империи греки стали называть себя «ромеи», т.е. римляне, а в период исламского давления с XVIII века по настоящее время - «лазы».

В XI веке Понт в результате восстания гавров получил автономию в Византии. В 1204 году была основана Трапезундская империя. Одновременно возникли и другие греческие государства. Первым государственным образованием, которое называлось Эллада, было Никейское царство. С начала XIV века императоры Понта величали себя «Царь и самодержец всего Востока. Иберов и Ператии Великий Комнин», их гербом был одноглавый орел, смотрящий в сторону Азии. Трапезундская империя просуществовала 257 лет, пока её не завоевали турки.

Период турецкого порабощения нанёс непоправимый и невосполнимый ущерб христианским народам Малой Азии, и в первую очередь грекам.

Коран и основанное на нём мусульманское законодательство делят всех людей на верных и неверных. С XVII века начинается период добровольной и принудительной исламизации греков. В районе Офи, восточнее Трапезунда, ислам приняли все вместе со своим владыкой Александром. Люди делали это, чтобы улучшить социальное положение. Самое интересное в том, что именно в этом районе были основаны лучшие теологические и духовные школы мусульман Оттоманской империи. Некоторые понтийские греки формально становились мусульманами, но втайне оставались христианами, сохраняя своих святых и церкви. Духовная раздвоенность - величайшая трагедия, не имеющая прецедента в мире.

XIX век характеризуется системным распадом Оттоманской империи. Первой нацией, которая вступила в смертельную схватку со своим угнетателем и добилась освобождения и независимости, были греки в 1829 г. Великие державы пытались извлечь выгоду из распада империи. Многочисленные этносы, населяющие её, начали движение за национальное самоопределение. Вмешательство великих держав стало определяющим в судьбе народов Турции. Британия стремилась обеспечить экономический контроль над Востоком и безопасностью морских путей, т.е. поддерживала доктрину обеспечения целостности Турции.

Ситуация изменилась после того, как подписали берлинский договор 1875 г. и Германия включилась в восточный вопрос. Крепкие немецко-турецкие отношения подтолкнули Англию к тому, чтобы пересмотреть свои позиции о целостности Турции. С этого момента в восточном вопросе возрастает роль греческого государства, греческая политика не вступает в противоречие с английскими притязаниями. На Востоке греческий фактор выражается в развитии идеологии освобождения, предусматривающей включение в греческое государство всего греческого населения с поэтапным расширением его границ.

Из трёх стран-гарантов, взявших на себя защиту Греции после освобождения, главенствовала, бесспорно, Англия. Она полностью контролировала греческую экономику и определяла внешнюю политику. Но кроме интересов великих держав существовали народные движения. В Малой Азии появилась тенденция к автономизации сначала армян и греков, а затем курдов.

В Греции же формировались два противостоящих лагеря - сторонники Э. Венизелоса и сторонники короля. Их столкновение и определило будущее греков Востока. Партия Венизелоса выражала позиции буржуазного национализма и выступала за национальную интеграцию путём расширения государства. Стремление понтийских греков создать Понтийскую греческую республику угрожало монополии Афин.

В противоположность национально-освободительным движениям греков и армян, направленным против феодализма и османского деспотизма, движение младотурков в 1908 г. стало контрреволюцией против прогрессивных буржуазно-демократических движений греков, армян и других христианских народов. Главной причиной, усилившей контрреволюционный характер младотурков, был полный контроль над торговой деятельностью христианского населения.

К этому времени Османская империя потеряла многие бывшие владения. Стали государствами Греция, Сербия и Болгария. Младотурки страшно боялись дальнейшего распада государства. «Турция для турок!» - был их главный лозунг. Они открыто провозгласили 1911 год годом уничтожения других этносов, населявших Турцию, и в первую очередь греков, армян, ассирийцев как носителей христианства.

Один из авторитетных исследователей понтийской трагедии В. Агдзидис приводит в своей книге «Одиссея понтийских греков» выдержку из константинопольской газеты  «Народ» за 1909 г., в которой разоблачаются властно-ассимиляторские намерения младотурков. В статье говорится: «Есть греки, армяне, албанцы, арабы, которые, хотя они и мусульмане, не являются турками. Чтобы поработить их ум и душу, вы всех хотите отуречить... Для каждого у вас свой метод. У одних вы затрагиваете религию,  у других язык, у третьих обычаи. За это вы боретесь уже более пятисот лет. Именно поэтому вы год от года идете к своей гибели. Народы империи не потеряли свои национальные черты пять веков назад, несмотря на рабство и муки, навязанные вами. В настоящее время, с принятием турецкой конституции, если у вас на уме то же самое, если вы попытаетесь своим фанатизмом и отуречиванием задушить всякую отдельную национальную жизнь, будет пролито много крови с обеих сторон и Европа сядет вам на шею. Вы, турки, господствующие над всеми народам империи, узнаете, что ни один народ не является настолько низким и жалким, чтобы согласиться с господством чужеземного тирана, недруга. И тогда, если вы не образумитесь, распадётся Оттоманская империя и Турция погибнет».

Младотурки категорически отрицали, что в Турции есть национальный вопрос. И выбрали политику национальной ассимиляции национальных меньшинств. На одном из тайных заседаний под председательством Таалат-паши доктор Бехаэддин Шакир, один из лидеров младотурок, сказал: «Нации, которые остались на территории нашей империи, похожи на вредные сорняки, которые надо вырвать с корнем. Очистить нашу землю - такова ведь цель нашей революции» (из книги Мелвад Заде Рафат «Желтые грани турецкой революции», Халепи, 1929 г., стр. 159).

На том же совещании другой лидер младотурок, доктор Назим, говорил: «... Я хочу только, чтобы жил турок. И хочу, чтобы он жил на этой земле и был независимым. Кроме турок, все другие будут уничтожены, независимо от того, к какой религии или вере принадлежат. Эта страна должна очиститься от чуждых элементов. В Турции должны провести эту чистку. Моя религия - это Туран» (см. В. Агдзидис «Одиссея понтийских греков», Салоники, 1991 г., стр.21).

Прекрасную возможность турецкие националисты получили с началом Первой мировой войны. Идеология пантюркизма в сочетании с интересами Германии, которая стремилась получить сырьё и рынки Малой Азии и доступ к ближневосточной нефти, создали самую подходящую среду, чтобы мечты младотурок о геноциде осуществились. Молодой германский империализм, лишенный колоний, стремился использовать Турцию для своих экономических и политических интересов, в том числе как противовес  Великобритании. Поэтому кайзеровская Германия разработала план, как обеспечить целостность Турции, который можно было выполнить, только уничтожив часть населения, усиливавшую центробежные тенденции внутри Оттоманской империи. После балканских войн Германия пыталась всячески посеять у турок нетерпимость по отношению к христианам. В одной из листовок, которые распространял Германский Банк в Палестине, говорилось: «Если мы, турки, голодаем и страдаем, то причиной тому являются гяуры, держащие в своих руках наше богатство и нашу торговлю. До каких пор мы будем терпеть их вызов? Бойкотируйте их товары. Прекратите все торговые сделки с ними. Зачем вам их дружба? Какая польза вам от того, что вы с ними братаетесь и с такой искренностью предлагаете нашу любовь и богатство...».

Вильгельм II решил не только укрепить политические и экономические отношения с турецкой верхушкой, но и усилить их своей женитьбой на сестре султана Абдул Гамида. Подготовка к великой резне шла быстро. Берлинская военная академия занялась подготовкой и переподготовкой турецких офицеров. Немецкому офицеру генштаба фон Гольцу Вильгельм поручил формировать турецкую армию. Немецкие консульства в Константинополе и Анатолии превратились в центры шпионажа и провокаций. Сотни учёных посещали Турцию, изучая политическую, экономическую, общественную, военную, религиозную и культурную ситуации в империи. Все отчёты были радужными для Германии. Препятствием её интересам в Турции были англичане и французы, а также греки и армяне - христианские меньшинства Оттоманской империи. Случись военный конфликт, они, по заключению немцев, стали бы естественными союзниками Англии и Франции. Поэтому Германия, чтобы добиться успеха в своих амбициозных планах, не остановилась перед прямой клеветой султану на греков. Развитие национальных движений и поиски народом путей национальной самобытности преподносились султану как смертоносное оружие, которое неизбежно приведёт к распаду империи. Германия предложила султану планы, как подавить эти движения, султан их одобрил,  а позднее их взяли на вооружение младотурки. Гонения усилились. Турки раздавали оружие мусульманскому населению. Положение понтийских греков всё больше осложнялось. Младотурки запретили все виды сделок с недвижимостью, принадлежащей христианам. Совершалось всё больше убийств отдельных граждан. По ночам организованные банды грабили города и сёла. Патриархия обратилась за помощью к европейским державам, но ответа не последовало - началась Первая мировая война, которая создала турецким националистам идеальные условия, чтобы добиться целей. Турция приняла участие в войне на стороне Германии. План по уничтожению христианского населения начал осуществляться.

Младотурки извлекли из балканских войн урок о том, что они смогут сделать Малую Азию своей родиной, только истребив греков и армян. Германия, стремясь к собственным целям, не остановилась перед тем, чтобы принести христианские народы в жертву пантюркизму. Поэтому, что бы ни говорили политики сегодня, ясно одно: ответственность за геноцид греков и армян несёт не только Турецкое государство, но и современная Германия. Именно по дьявольскому плану немецкого фельдмаршала Лимана фон Сандерса началось массовое переселение греков с побережья в глубинные и высокогорные районы Турции. Не давая им возможности брать с собой еду, одежду, греков доводили до истощения, по ночам большую часть физически истребляли. Оставленные дома грабили и сжигали.

В 1915 г. - геноцид армянского народа. Уничтожили более 1,5 млн. человек. Мир промолчал. Одурманенные кровью турки приступили к полномасштабному уничтожению греков Понта, прежде всего западного. Единственное спасение греки видели в вооружённом сопротивлении. Спешно создавались партизанские отряды. Понтийское партизанское движение с самого начала и до конца было автономным. Вот как оно было организовано в округе Санта. Из-за нападения на греков турецких банд  15 декабря 1917 года созвали общее собрание жителей Санты. Главный лозунг - «Грабить грабителей». Жители избрали исполнительный комитет с абсолютной властью. Исполком назначил командира, который в свою очередь назначил еще 9 других командиров. Все мужчины в возрасте от 18 до 50 лет были записаны в народную милицию, и начались повседневные учения. Сёла Санты превратились в осаждённые лагеря. В каждом районе Понта создаются независимые тайные организации. Понтийские металлурги пытаются делать сами маленькие орудия. Понтийское движение приобретает такой размах, что центральные турецкие власти посылают Кемаля на его подавление. Мустафа Кемаль-паша, генерал оттоманской армии, отбыл в Понт, чтобы подавить партизанское движение, султан разрешил,  англичане одобрили.

19 мая 1919 г. он прибыл в г. Самсунт, а на следующий день турецкие банды в составе двух армий начали подавлять понтийское сопротивление. После Октябрьской революции в России большевики во главе с В. Лениным поддержали национальное движение младотурок во главе с Кемалем Мустафой. Есть свидетельства передачи большевиками туркам понтийских партизан, арестованных в России. Такие же факты имелись со стороны американских военных, которые также передавали понтийских партизан турецким жандармам.

Советское правительство отказалось признать подпись Временного правительства о согласии на создание Греческой Понтийской республики. Мало того, оно вошло в контакт с кемалистским режимом и оказало ему военную и экономическую помощь, которая изменила соотношение сил в пользу Турецкого государства.

26 апреля 1920 г. Мустафа Кемаль обратился к советскому правительству с просьбой о помощи, ссылаясь на то, что Советскую Россию и Турцию объединяет общая борьба против империализма за освобождение своих народов от гнёта. Для начала он просил в виде первой помощи

5 млн турецких лир золотом, оружие и боеприпасы.

Летом 1920 г. в Анкару поступило 5 тонн золота из Советской России. Позже турки получили ещё несколько таких посылок. Троцкий поставил кемалистам 40 тыс. винтовок, 257 пулемётов, 54 орудия, а также направил войска во главе с М. Фрунзе. Уж не за эти ли заслуги через 6 лет Кемаль предоставит убежище Троцкому, когда ему откажут другие страны?

Греческие войска, которые фактически оккупировали Турцию и оказали помощь понтийцам, потерпели тяжёлое поражение.

Первые декларации большевиков за подписями Ленина и Сталина чётко обозначили ориентиры внешней политики нового государства: «Константинополь должен остаться в руках турок, а договор о разделе Турции и аннексии Армении должен быть разорван и аннулирован» (И. Дойчер «Сталин. Политическая биография», изд. «Вече», стр. 329).

Изменение позиции Англии и России после поражения Германии и Турции в Первой мировой войне на противоположную стало главной причиной поражения национально-освободительного  движения греков и армян. Общее число убитых турками греков к марту 1924 г. составило, по подсчетам историка Г. Валаваниса, 353 тыс. человек. Если к этому добавить еще 700 тыс. греков Ионии, которых убила турецкая армия, то потери греков Турции составили 1,05 млн. человек. Более

1 млн. уцелевших понтийцев после 1923 года покинули свою родину, где их предки жили тысячелетиями. Они переселялись в Россию, Северную и Латинскую Америку, Средний Восток, Европу и, конечно, Грецию.

Ответственность за тягчайшее международное преступление, каковым является геноцид понтийского греческого народа, целиком и полностью лежит на кемалистском Турецком государстве. Ответственность Германии как прямого соучастника данного преступления должна  определить ООН. Это преступление не подлежит историческому списанию, забвению и тем более прощению или оправданию. Турция должна признать факт геноцида, искренне покаяться в содеянном. Прав публицист и общественный деятель Михалис  Харалампидис, который пишет: «Элементарный политический, юридический характер международного сообщества, других, в особенности тех, которые покровительствовали и продолжают поддерживать повинное в геноциде расистское Турецкое государство - это признание геноцида и оказание поддержки понтийскому народу.

Фалес Куцурадис,

историк, г. Ессентуки

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.