Станислав Иванов: Зачем Турции российские ЗРК

26 мая, 2019 - 17:36

Закупка Анкарой С-400 вызывает больше вопросов, чем ответов

В том, что одна страна покупает у другой комплект оборонительного оружия для защиты своего воздушного пространства, нет ничего необычного. Однако уже несколько месяцев Вашингтон в ультимативной форме пытается вынудить турецкое руководство отказаться от сделки по покупке. Якобы страна НАТО не должна связывать себя какими-либо соглашениями в военно-технической области с Россией.

Многие политики и политологи внушают обывателю, что новая холодная война вряд ли повторится, на деле стратегическая стабильность в мире подвергается все большим испытаниям. Достигнутые прежде между США и РФ договоры и соглашения в области сокращения ракетно-ядерных и других вооружений оказались на грани срыва, нуждаются в обновлении и продлении сроков их действия. Россия вынуждена реагировать на совершенствование систем вооружения США, расширение НАТО на Восток, размещение в Европе американских военных объектов и создание европейской ПРО, ограничительные санкции Запада и т.д.

В этих условиях закупка Турцией зенитных ракетных комплексов (ЗРК) С-400 рассматривается в Вашингтоне и Брюсселе чуть не как предательство. Формальным аргументом США в требовании отменить эту сделку является якобы несовместимость российских ЗРК со стандартами НАТО и возможные проблемы с безопасностью в воздушном пространстве альянса. «К концу первой недели июня 2019 года Анкара должна отменить многомиллиардную сделку с Россией и вместо этого закупить американскую систему ПРО «Пэтриот», или ей грозит исключение из программы совместного с США проекта по производству истребителей-бомбардировщиков F-35, введение американских ограничительных санкций и соответствующая реакция со стороны НАТО», – заявили в Госдепе.

Турецкие власти пока не поддаются шантажу Вашингтона и, по некоторым сведениям, даже направили на обучение в Россию первую партию своих военнослужащих. В то же время говорить об окончательном решении Анкары по С-400 преждевременно. Под давлением США или при более выгодном предложении своих союзников по НАТО Реджеп Тайип Эрдоган может пойти на расторжение сделки.

Решение Анкары по С-400 не объяснялось военной необходимостью, а было принято по политическим соображениям. Президент Турции попытался с максимальной для себя выгодой разыграть противостояние Москвы и Вашингтона и в какой-то мере создать у себя альтернативу натовским системам ПВО.

Сегодня в воздушном пространстве Турции нет сколько-нибудь серьезных потенциальных или вероятных противников из числа сопредельных государств. За последние годы ВВС и ПВО Турции и их сателлиты из числа сирийской вооруженной оппозиции и радикальных исламистских группировок сбили лишь несколько самолетов, вертолетов и беспилотников ВВС Сирии и России. Последующие договоренности между Анкарой и Москвой о сотрудничестве в рамках Астанинского процесса и разделе сфер влияния в Сирии свели на нет возможные новые нарушения воздушного пространства Турции со стороны ВВС Сирии или РФ. Да и трудно предположить, что Анкара решится использовать С-400 против страны – поставщика этих ЗРК или ее регионального союзника в Дамаске.

Конкуренция и соперничество Анкары с Тегераном в борьбе за лидерство в мусульманском мире, влияние в Сирии и регионе вряд ли могут привести к открытому вооруженному конфликту между ними. Власти Турции и Ирана реально оценивают свои силы и понимают, что открытое вооруженное столкновение может привести к смене их правящих режимов и элит. Скорее всего Анкара и Тегеран ограничатся поддержкой противоборствующих сил в Сирии и предпочтут и дальше вести там прокси-войну руками своих сателлитов (радикальных суннитских и соответственно шиитских группировок).

Сохраняющаяся напряженность в отношениях Турции с Грецией из-за нерешенности кипрского конфликта также не вызывает необходимости размещать на этом направлении системы ЗРК С-400, поскольку Греция является союзником Турции по НАТО. Вряд ли есть необходимость защищать и воздушное пространство Турции на грузинском или армянском направлении. Грузия – надежный партнер Турции в регионе, а Армения – союзник России и член ОДКБ.

Остается лишь конспирологическая версия: Эрдоган намерен защитить себя от возможных новых попыток вооруженных переворотов. Прошедшие в стране региональные выборы показали растущее недоверие большинства населения Турции к правящей партии – Партии справедливости и развития (ПСР) и Эрдогану лично. ПСР проиграла в двух центрах политической жизни страны: Анкаре и Стамбуле. Поэтому гипотетически Эрдоган может разместить эти ЗРК в районах авиабаз, где дислоцируются ВВС Турции, чтобы исключить несанкционированный взлет своих военных самолетов. Может быть, часть этих ЗРК планируется выделить для прикрытия Анкары и президентского дворца. Эрдоган надеется, что С-400 окажутся надежнее, чем «Пэтриот», в деле отражения потенциальных атак подготовленных с помощью американских инструкторов турецких летчиков, к тому же летающих на самолетах американского производства.

Следует учитывать, что даже при окончательном утверждении властями Турции этой сделки потребуются значительное время и серьезные усилия со стороны турецкого военного командования и российских заинтересованных ведомств, чтобы добиться постановки на боевое дежурство С-400 и их успешной и длительной эксплуатации. Не так просто будет и создать условия для проживания и обучения турецких военных на курсах в РФ.

Таким образом, даже при положительном решении Анкары по вопросу закупки в России С-400 потребуются значительные усилия со стороны турецких и российских властей по реализации этого, можно сказать, беспрецедентного с политической и военной точек зрения соглашения в сфере военно-технического сотрудничества и его последующего технического сопровождения. Как бы не повторилась история с российскими самолетами «Сухой Суперджет – 100», когда за отсутствием необходимых запчастей и сервисного обслуживания мексиканской авиакомпании пришлось разбирать для ремонта вышедших вскоре из строя машин вполне исправные самолеты. Из 22 закупленных Мексикой в РФ авиалайнеров этого типа к середине 2019 года в эксплуатации осталось только 15. Как следствие, от закупок и эксплуатации подобных лайнеров отказались практически все европейские авиаперевозчики (Ирландия, Бельгия, Словения и т.п.). Под предлогом наличия на «Суперджете» комплектующих американского производства Вашингтон заблокировал и поставки этих самолетов в Иран.

Станислав Михайлович Иванов – ведущий научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, кандидат исторических наук.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image