Станислав Иванов: Сирийская трагедия и курды

27 мая, 2019 - 20:32

Как известно, турецкие власти продолжают навешивать на сирийских курдов ярлык террористов и под этим предлогом обстреливают и бомбят курдские районы Сирийской Арабской Республики, вторгаются механизированными колоннами в северные районы этого суверенного государства, требуют создать буферную зону глубиной до 32 км на северо-востоке Сирии. В свою очередь, в Дамаске и Тегеране курдов упорно обвиняют в сепаратизме и развале сирийского государства. Абсурдность и лживость подобных утверждений очевидна.

Хотелось бы напомнить, что с началом арабской весны 2011 года курдские общественные организации Сирии приняли активное участие в массовых митингах и демонстрациях протеста против политики центральных властей. Основные требования курдов сводились к предоставлению им равных с арабским большинством страны прав, в частности, восстановлению гражданства нескольким сотням тысяч курдов (по оценкам, около 300 тысяч человек), отмены депортаций и массовых переселений, права создавать свои партии, общественные организации, использование в СМИ и при обучении курдского языка и т.п. Когда правительственные войска применили для разгона демонстрантов боевую технику и тяжелое оружие и, тем самым, спровоцировали гражданскую войну в стране, курды заняли позицию нейтралитета и не стали воевать ни на одной из сторон межарабского вооруженного конфликта. Их позиция была простой и понятной: курды готовы сотрудничать с любыми властями в Дамаске, которые гарантируют им равные с арабами права и свободы в новой конституции страны.

В этот период в Сирии наряду с растущим сопротивлением режиму Асада сил вооруженной оппозиции активизировались и радикальные исламистские группировки типа «Джабга ан-Нусра» и ИГИЛ (запрещены в РФ). Правительственные войска как «шагреневая кожа» сократились в разы и уже в 2012 году Дамаску пришлось отозвать из северных районов страны оставшиеся верными Дамаску войска, другие силовые структуры и чиновников госаппарата.

Оказавшиеся один на один с вооруженными «до зубов» бандформированиями ИГИЛ и лишенные военной, финансовой и материальной помощи из Дамаска, курды вынуждены были создать отряды самообороны и при поддержке ВВС США и других западных стран, не только успешно отразили все нападки боевиков ИГИЛ, но и освободили от них в последующем восточный берег реки Евфрат, включая столицу Исламского халифата г.Ракку. Жители северных провинций САР создали также независимые органы регионального и местного самоуправления и 17 марта 2016 года провозгласили Демократическую Федерацию Северной Сирии (ДФСС), получившую известность как Западный Курдистан (по-курдски Рожава). К этому времени на базе курдских отрядов самообороны был сформирован так называемый «Демократический альянс», численностью около 35 тысяч человек, в котором служат не только курды, но и представители других сирийских этнических групп (арабы, армяне, ассирийцы, друзы). Спецназ и армейская авиация США, советники и военные специалисты из Великобритании и Франции оказывают этим ополченцам помощь и поддержку.  

В целях предотвращения новых вылазок разрозненных групп ИГИЛ  прокурдский альянс наладил взаимодействие с арабскими племенами восточного берега Евфрата, большая часть которых пока также придерживается нейтралитета в сирийском конфликте. Одним из факторов, препятствующих налаживанию контактов этих племен с Дамаском, является их приверженность суннитскому направлению ислама, в то время как правящий алавитский клан Асадов тесно связан с иранскими шиитами. Наличие в стране нескольких десятков тысяч вооруженных иностранцев-шиитов (КСИР Ирана, ливанская «Хизбалла», иракская милиция, наемники-йеменцы, афганцы, пакистанцы, другие) вызывает неприятие и раздражает большинство сирийских граждан (арабов-суннитов и курдов).

Лидеры сирийских курдов неоднократно заявляли, что они не являются сепаратистами, всегда готовы к диалогу с представителями нынешних сирийских властей и оппозиции по широкому спектру проблем, включая вопрос будущего государственного устройства Сирии, однако встречных шагов со стороны Дамаска или оппозиции так и не дождались. Асад и его противники продолжают игнорировать сам факт существования самобытного курдского народа в составе Сирии, арабские лидеры неоднократно подчеркивали невозможность федерализации или автономизации сирийского государства, курдские делегации изолировали от переговорного процесса в Женеве и Астане. Анкара и Тегеран тоже выступают за сохранение унитарного сирийского государства лишь с той разницей, что и иранские аятоллы и Эрдоган хотят видеть в Дамаске свой марионеточный режим. Время от времени раздаются даже угрозы силовым путем восстановить контроль правительственных войск над северо-востоком Сирии. Такая попытка уже была предпринята в ночь с 7 на 8 февраля 2018 года, когда проасадовские отряды (шиитские наемники и ЧВК «Вагнера») попытались безуспешно атаковать позиции курдских ополченцев и захватить газоперерабатывающий завод в районе Дэйр эз-Зора. Своих сил у Асада на подобные военные операции пока явно не хватает. Турецкие власти также не скрывают своих агрессивных намерений вторгнуться в курдские кантоны Сирии как они уже это совершили в ходе военно-карательной операции в административном районе Африн провинции Алеппо.

Враждебность по отношению к курдам со стороны центральных сирийских властей, их патронов в Тегеране и заклятого врага Асада - Эрдогана традиционна и вполне вписывается в их общий политический курс на подавление силой курдских национальных движений и полную ассимиляцию курдов.

К сожалению, российский МИД также высказывает озабоченность отсутствием контроля Асада за восточным берегом Евфрата и тем обстоятельством, что союзники США вкладываются в обустройство этой части страны. Очевидно, речь идет о выделенных нескольких сотнях миллионов долларов Саудовской Аравией и Эмиратами на восстановление г.Ракки. Непонятно, правда, что в этом плохого? Неважно ведь, кто и на чьи деньги будет восстанавливать разрушенное жилье и инфраструктуру. Главное, чтобы сирийцы могли вернуться к мирной жизни.

В Москве даже пытаются обвинить курдов в создании какого-то воображаемого квазигосударства на северо-востоке САР, хотя общеизвестно, когда и при каких обстоятельствах правительство Асада утратило контроль за этой территорией. Правительственные войска панически бежали из этого района еще в 2012-2013 гг., бросив боевую технику, горы оружия и свое население на произвол судьбы. Свыше трех лет эта территория входила в состав Исламского халифата, а г. Ракка стала его столицей. Асад и его сторонники скрывались в подвалах президентского дворца и со на день ожидали штурма Дамаска исламистами или силами Свободной сирийской армии (ССА). В этом случае не помогло даже участие в боевых действиях на стороне Асада подразделений КСИР Ирана и отрядов ливанской «Хизбаллы».

Только вмешательство ВКС РФ, ВВС США и их западных союзников помогло предотвратить катастрофу и, вначале остановить наступление джихадистов ИГИЛ, а затем, с помощью курдских ополченцев разгромить их в наземных операциях и освободить весь восточный берег реки Евфрат. Сейчас там живут сирийцы (курды, арабы, другие этнические группы). Асад считает ниже своего достоинства вступать в переговоры с курдами или местными арабскими племенами. Отвоевать силой эти районы для него проблематично, так как войск у него явно недостаточно, а иностранцы-шииты и наемники вряд ли пойдут во враждебно настроенные арабо-суннитские и курдские районы.

Настоящие квазигосударства в Сирии созданы иранскими аятоллами и турецкими войсками. Почти стотысячный иностранный шиитский легион под командованием КСИР Ирана практически контролирует проасадовскую часть Сирии, большая часть населения которой остается в лагерях беженцев в соседних странах (Турция, Ливан, Ирак, Иордания, Саудовская Аравия, другие). Игнорируя большинство сирийцев, и, опираясь на штыки иностранцев-шиитов, Асад лишь продлевает агонию своего режима. Почти половина территории Сирии стала, по сути, проиранским шиитским анклавом. Это вызывает растущую обеспокоенность со стороны США, Израиля, Турции и Саудовской Аравии.

Несколько десятков тысяч турецких военнослужащих контролируют северо-западные провинции Сирии (Идлиб, Алеппо) и строят там свое антиасадовское квазигосударство. Эрдоган заявляет, что ни под каким предлогом он эти земли Асаду не вернет. Там уже созданы свои органы власти и силовые структуры, включая новую армию (ССА), отряды туркоманов и радикальных исламистов.

Курды – полноправные граждане Сирии, которые имеют право в союзе с другими сирийцами защищать свои территории и налаживать там мирную жизнь без оглядки на обанкротившийся, марионеточный режим в Дамаске, Иран и Турцию.

Становится все более очевидным, что не курды развалили тот неудавшийся французский проект господина Пико, когда без учета особенностей этнических и религиозных групп населения бывшей Османской империи на карте нарисовали границы Сирии. Разделенными государственными границами оказались не только курды, но и туркоманы, армяне, другие этносы. Уже тогда были заложены корни и истоки последующей сирийской трагедии.

Баасистский, националистический режим Асадов окончательно развалил это, слепленное на скорую руку колонизаторами, государство. Власти не провели давно назревших политических и социально-экономических реформ, пытались разговаривать со своим народом языком спецслужб, армии и залпов реактивных установок. Именно эти действия правительства и привели страну к катастрофе 2011-2019 гг. Из 22 млн довоенного населения Сирии сейчас в стране осталось лишь половина. Более 600 тысяч убиты, около 2 млн стали инвалидами, 8 млн беженцев, 2-3 млн – перемещенных лиц. В процентном отношении САР потеряла за годы гражданской войны и борьбы с террористами больше людей, чем любая из стран-участниц Второй мировой войны.

Так что, главными виновниками сирийской трагедии являются вовсе не курды, как это пытаются представить некоторые политики и враги курдского народа, а сирийские власти и региональные хищники: иранские аятоллы и Эрдоган. Именно они, как стервятники, продолжают рвать многострадальную страну на части и убивать сирийцев. Курды понесли большие потери в борьбе с террористическими группировками в Сирии и Ираке, своим мужеством и отвагой они защитили нашу цивилизацию от этой «чумы 21-го века». Но сегодня сами сирийские курды нуждаются в защите мирового сообщества от возможных нападений со стороны Дамаска, Тегерана и Анкары.

Вывод из Сирии всех иностранных военных контингентов и замена их при необходимости на миротворческие контингенты под эгидой ООН могло бы остановить гражданскую войну в этой стране и создать условия по возрождению Сирийского государства в прежних границах или мирному сосуществованию сирийцев в образовавшихся фактически анклавах основных групп населения (арабов-суннитов, арабов-алавитов, курдов). Подобные прецеденты имели место в истории страны, когда, например, в 1923-1936 гг. на территории нынешней Сирийской Арабской Республики существовало Государство алавитов со столицей в порту Латакия.

Ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН, кандидат исторических наук Иванов Станислав Михайлович



 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image