Андрей Арешев: Китайско-армянское сотрудничество – на «Великом Шелковом Пути»

30 мая, 2019 - 12:31

25-26 мая, в рамках поездки по странам Закавказья, с официальным визитом в Ереване побывал член Государственного Совета, министр иностранных дел Китайской Народной Республики Ван И. В ходе его официальных встреч и переговоров с премьер-министром, президентом, министром иностранных дел Армении подчёркивалась необходимость постоянного расширения и углубления двусторонних контактов в политической и экономической сфере.

Напомним, в конце апреля в Пекине состоялся второй форум «Шёлкового Пути», на котором Армения была представлена министром охраны природы, что стало поводом для некоторых разочарованных комментариев. Однако в середине мая премьер-министр и ещё несколько членов правительства поучаствовали в Пекине в форуме «Диалог азиатских цивилизаций». В рамках своей рабочей поездки Никол Пашинян встретился с председателем КНР Си Цзиньпином, премьер-министром Ли Кэцяном, а также с главами некоторых крупных китайских компаний.

По итогам переговоров глав внешнеполитических ведомств в Ереване 26 мая было подписано несколько соглашений, в том числе – о взаимной отмене визовых требований (для взаимных поездок граждан двух стран сроком до 180 дней). Помимо этого, главы внешнеполитических ведомств двух стран подписали договор об экстрадиции, а название ещё одного соглашения говорит само за себя – «О продовольственной безопасности и ветеринарно-фитосанитарных нормах экспортируемого из Армении в Китай меда». Сельскохозяйственная сфера двустороннего сотрудничества включает продвижение армянской экологически чистой продукции в Поднебесную. Вследствие острых экологических проблем и запредельной загрязнённости воды и воздуха, в Китае уделяется огромное внимание импорту высококачественной, экологически чистой продукции, включая различные виды мяса, фруктов и овощей.

Несмотря на географическую отдалённость, Китай для Армении является третьим по значимости экономическим партнером после России и «коллективного» Евросоюза. Предметы армянского экспорта – минеральные ресурсы (в частности, медь, в которой Китай остро нуждается), драгоценные металлы, полудрагоценные камни, продукция пищевой промышленности и др.  Импорт из Китая, согласно статистическим данным – в несколько раз больше, включая отдельные виды продукции военного назначения и др. (1)

В ходе переговоров Ван И с Николом Пашиняном отмечалась важность строительства автомагистрали по линии «Север-Юг», которая, по словам премьер-министра, рассматривается не только как программа развития дорожной инфраструктуры, но и как возможность сформировать коммуникационный коридор, способный стать важным звеном в контексте инициативы «Один пояс, один путь». В Пекине разделают мнение о важности армянского коммуникационного маршрута на стыке Кавказа и Ближнего Востока, участвуя в строительстве отдельных участков автомагистрали «Север – Юг», от границы с Грузией до Мегри на Араксе. Так, крупнейшая китайская строительная корпорация Sinohydro Corporation вела субподрядные работы на двух участках (Талин – Ланджик и Ланджик – Гюмри) длиной чуть более 46 километров (на сумму в 140 млн. долларов). Имеются интересные предложения и относительно южного участка трассы, строительство которой, начатой при прежней администрации, сопровождалось многочисленными коррупционными скандалами. Надо надеяться, что сейчас, после «бархатной революции» и провозглашённой ею курсом на «очищение» и «экономическую революцию», положение дел кардинально изменится…

Также периодически возобновляются разговоры о предполагаемом участии китайских инвесторов, с их опытом прокладки стальных путей в условиях высокогорья, в строительстве железнодорожного участка Гавар – Мегри гипотетической железной дороги Армения – Иран. Впрочем, хотя данный проект и был анонсирован более 10 лет назад, в обозримой перспективе он едва ли будет реализован, в том числе – по причинам геополитического характера. Любые проекты, направленные на преодоление коммуникационной изоляции Ирана, будут неизменно наталкиваться на жёсткое противодействие Вашингтона (2). Экономический характер инициативы «Один пояс, один путь» не убеждает администрацию Трампа, объявившую Пекину экономическую войну. Вполне возможно, что чем дальше, тем больше страны Кавказа, и в частности Армения, будут, пусть и косвенно, втягиваться в орбиту американо-китайского противостояния. Символично в этой связи выглядит масштабное строительство неподалёку от «Ереванского моря», в непосредственной близости от легендарной американской дипмиссии, нового посольского комплекса КНР – второго по площади на постсоветском пространстве (40 тыс. кв метров). «…Масштабы этого строительства говорят сами за себя. В Армении также действует школа по углубленному изучению китайского языка, открывшаяся в прошлом году. Думаю, эти два фактора говорят о намерении Пекина выстроить долгосрочное партнерство с нашей страной в экономике и политике», – отмечает экономист Ваагн Хачатрян, по мнению которого, сотрудничество с Китаем позволит кавказской стране в значительной мере улучшить инфраструктуру.

Правительство Армении предпринимает шаги по наращиванию технологического производства и в этой связи также заинтересовано в углублении сотрудничества в сфере информационных технологий, заявил Н. Пашинян и пригласил китайские компании принять участие во Всемирном форуме информационных технологий, который состоится в Ереване 6-9 октября текущего года. В свою очередь, Ван И отметил, что сфера высоких технологий в Китае развивается быстрыми темпами. Имея представление о серьёзном потенциале Армении в этой сфере, Китай готов обсудить перспективы обмена опытом и развития сотрудничества. Немалые возможности таит также сфера туризма, однако показатели взаимного туристического потока, хотя и стабильно растут, пока не выглядят впечатляющими. Представляется, что не только предстоящая отмена виз, но также и прямые авиарейсы между Ереваном и крупнейшими городами Китая (Пекин, Шанхай, Гуаньчжоу) кардинально поднимут уровень двусторонних экономических и гуманитарных контактов, равно как и возможное открытие совместного банка под кредитование перспективных проектов. Как уже упоминалось выше, помимо отделений Института Конфуция, с августа 2918 года в Ереване работает современная школа на 500 человек с «китайским» уклоном, а университеты Поднебесной активно и успешно конкурируют за армянских студентов с американскими и европейскими коллегами; достаточно активно развиваются связи по линии научных и экспертно-аналитических сообществ.

Нельзя не упомянуть также о сравнительно небольшой, но весьма активной и передовой в организационно-техническом отношении армянской диаспоре в Китае, пользующейся в этой стране немалым уважением, в том числе – как источник знаний отнюдь не только об Армении и Кавказе, но и о многих других странах и регионах. В тревожные апрельские дни 2016 года, как отмечает президент армянской общины Китая, исследователь-международник Мгер Саркисян, «община участвовала в проведенном в поддержку Арцаха сборе средств. А ещё армяне, проживающие в Китае, очень достойно и организованно проявили себя в информационной войне и взяли верх, что неудивительно, так как речь идет о людях, получивших прекрасное образование и владеющих китайским языком». Множество проводимых общиной мероприятий способствуют большей узнаваемости Армении и армян у многочисленных народов Китая, десятилетиями сталкивающегося с проблемой уйгурского сепаратизма в Синьцзяне, а также способствует укреплению экономических взаимосвязей. «Китайский рынок – самый большой, и мы можем и должные попробовать реализовать на просторах этого рынка ряд армянских товаров, – продолжает М. Саркисян. – …Роль Китая в мировой политике растет и будет расти, так что если Армении удастся наладить хорошие партнерские отношения с Пекином сейчас, то в будущем это принесет хорошие плоды, как в политическом, так и экономическом аспектах». Помимо совместных транспортных проектов, Армения может предложить КНР восстановить и модернизировать оставшуюся ещё от Советского Союза инфраструктуру, в частности – некогда передовой химической отрасли.

Вообще, культурно-исторические связи двух древних народов насчитывают не одно столетие, что подтверждается, в частности, историческими хрониками и археологическими артефактами. Ещё в далекой древности армянские торговые общины выступали посредниками между западными и восточными цивилизациями, а Армянское нагорье было важным связующим звеном на «Великом Шёлковом пути» на пути из Китая в Европу.

«Визит в Ереван Ван И является важным, даже историческим событием, и будем надеяться, что наши власти представляют важность и значение углубления и развития армяно-китайских отношений.

В глобальной политике уже невозможно не заметить растущий рост влияния Китая, и в данном случае армяно-китайские отношения играют важную, неоценимую роль в диверсификации внешней политики Армении, что, несомненно, будет способствовать укреплению суверенитета нашей страны, укреплению стабильности в регионе, что является очень важным фактором и в процессе урегулирования нагорно-карабахской проблемы»,

– пишет издание «Жаманак» («Время»). Формирование политической повестки в диалоге между Ереваном и Пекином, в логике многовекторного внешнеполитического курса Армении, будет способствовать укреплению её позиций в регионе, включая и «карабахский вопрос», который официальный Баку стремится монополизировать в диалоге с третьими странами, спекулируя на тезисе о «территориальной целостности». Конечно, привлечение китайских инвестиций и технологий может иметь и оборотную сторону – в виде, к примеру, нарушений экологических и иных норм эксплуатации полезных ископаемых, а также усугубления долговой зависимости, с чем сталкиваются многие развивающиеся страны. Тем не менее, представляется очевидным, что преимущества от сотрудничества с Китаем, при грамотной нормативно-правовой регламентации и минимизации коррупционной составляющей, перевешивают возможные риски.

Примечания

(1) Согласно двустороннему межправительственному соглашению в Ереван было импортировано 249 автобусов марки «Higer-Bus», эксплуатация которых началась в марте 2012 года. В декабре 2016 года с послом Китая в Армении было достигнуто соглашение о предоставлении 200 машин «Скорой помощи» на сумму в 9,8 млн. долларов, что стало важной инвестицией в сферу здравоохранения».

(2) Один из мультимодальных коммуникационных путей – из Китая в порт Бендер-Аббас и оттуда в Ереван и далее в Грузию – с ужесточением антииранских санкций заблокирован. Между тем, «…из Китая в порт Бендер-Аббас мы можем привезти товар контейнерами за 18 дней. Между портами Бендер-Аббас и Поти около 3 тысяч километров, которые при хорошей логистике можно пройти в кратчайшие сроки (от двух до трех дней)», – говорит директор логистической компании "Сати" Макар Аракелян.

Андрей Арешев

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image