К вопросу об официальном признании со стороны Республики Армения и Республики Арцах факта геноцида армян на территории современного Азербайджана в 1988-1992 гг.

1 июня, 2019 - 19:31

 

 

 

 

 

 

 

Айвазян Григорий Геннадиевич,

Председатель НПО Ассамблея Азербайджанских Армян, кандидат исторических наук,

научный сотрудник Института археологии и этнографии НАН РА. 

 

Для того чтоб лучше представить себе подлинную правовую, юридическую, политическую сущность и актуальность затронутого вопроса, следует сделать краткий экскурс в его историческое прошлое. Община  азербайджанских армян в изгнании (беженцы), в процентном соотношении от общего числа населенья Республики Армения к началу 1990-ых гг. составляла около 12% [1]. Азербайджанские армяне являются одной из основных пострадавших и заинтересованных сторон арцахско-азербайджанского конфликта, без учета их законных прав и интересов невозможно достижения прочного, справедливого, долговременного мира в регионе Южного Кавказа, а также внутриполитической стабильности в Армении.

Вопрос об официальном признании со стороны Республики Армения и Республики Арцах (далее Арцах), факта геноцида армян на территории современного Азербайджана в 1988-1992 гг., является краеугольным камнем в решении проблемы армянских беженцев из Азербайджана, однако помимо сугубо гуманитарного и правового аспектов он имеет и прикладное политическое значение с точки зрения государственных интересов и национальной безопасности Республики Армения и Арцаха.

Вопрос азербайджанских армян самое слабое звено в информационно пропагандистской войне, развязанной и уже давно ведущейся авторитарным режимом Баку против Республики Армения, Арцаха и всего армянского народа, можно сказать, что этот вопрос «Ахиллесова пята» азербайджанского милитаризма.

Дело в том, что на примере истории и печальной судьбы азербайджанских армян можно без особого труда представить и доказать международному сообществу, на понятном для него языке, практическую невозможность мирного сосуществования арцахских армян и азербайджанских тюрок в рамках единого государства, а также нейтрализавать любые азербайджанские спекуляции на тему одностороннего возвращения на места прежнего проживания исключительно так называемых азербайджанских «беженцев» 
[2] и т.д. Образно выражаясь, вопрос азербайджанских армян, являются «щитом и мечем» армянской государственности в деле противостояния азербайджанской пропагандистской машине.

В результате политики этнических чисток [3] и массовой насильственной депортации спланированной  и осуществленной руководством Азербайджана на самом высоком государственном уровне [4] по отношению к собственным мирным гражданам [5] армянской национальности совершенно не причастными к арцахскому движению и полностью лояльными государству, вдали от зоны конфликта и за долго до его военной фазы, Азербайджан в 1988-1990гг. было вынуждено покинуть практически всё его полмиллионное коренное армянское население. Этот яркий пример служит неопровержимым доказательством лучше всего илюстрирущим факт того, что происходившее в зоне карабахского противостояния в период 1988-1994 гг.  не было всего лишь борьбой за свободу и независимость Арцаха и темболее территориальным  конфликтом между Арменией и Азербайджаном, а было, по сути, Великой Отечественной Войной армянского народа, против азербайджанской милитаристской геноцидальной машины, на которой решался вопрос - быть армянскому народу или ему не быть, что автоматически, подобно косовскому прецеденту, делает практически безальтернативным международное признание независимости Арцаха, а это в свою очередь значит и снятие многолетней незаконной блокады Армении со стороны Турции и Азербайджана.

Фактически в 1991 г. уже де-юре, Азербайджанская ССР, считавшаяся малой империей и тюрьмой народов, распалась на две части, на ее территории на одном и том же юридическом основании образовались два независимых государства, практически равные в правовом и политическом статусе это - Республика Арцах [6] и Азербайджанская республика, причем Арцах, в отличие от Азербайджанской республики[7], не отказывалась от правопреемственности Азербайджанской ССР, провозгласившей себя правопреемником не кем не признанной и неимевшей международно-признанных границ, так называемой Азербайджанской Демократической Республики (АДР). [8]

В свое время АзССР также была основана на исторических землях коренных народов нынешнего Восточной части Южного Кавказа, таких как удины, лезгины азербайджанские армяне и др. как «единый государственный союз» основных двух общин республики, а именно «мусульман и армян».

Армяне АзССР были фактически одной из государствообразующих и титульных  наций этой вненационально республики [9]. Мотивируя именно этим обстоятельством и «исходя из необходимости национального мира между мусульманами и армянами…» республики, в свое время Кав бюро ЦК РКП (б) приняло решение от 5 июля 1921 года о передаче НК в состав АзССР [10]Флаг второго автономного образования АзССР — Нахичеванской автономной республики, также весьма красноречив, он носил название республики на двух языках, а именно на тюркском и армянском. [11] Фактически второй пост в иерархии государственных должностей АзССР- пост первого заместителя председателя Верховного Совета АзССР законодательно был закреплен за армянином, председателем областного Совета народных депутатов НКАО [12]

Достаточно отметить то, что среди первых девяти руководителей азербайджанской большевистской партии периода 1920-1933г.г. азербайджанских тюрок было в лучшем случае всего двое, а именно Мирза Гусейнов [13] и Рухулла Ахундов [14] и руководили они вместе сроком немногим более года. Даже, если не считать Степана Шаумяна, в 1926-1929 г.г. республикой руководил Левон Мирзоян [15], а до него армянскими лидерами азербайджанской большевистской партии, фактичскими главами республики, были соответственно Анастас Микоян [16] и Рубен Рубенов[17]. Позже армянское население АзССР стало постепенно вытесняться как из государственных структур управления, так и вообще из республики, и подвергаться различного рода притеснениям, доходящим до открытой дискриминации.[18] Фактически азербайджанское военно-политическое руководство в 1988-1990гг. Грубо нарушило неписаный закон сосуществования двух государствообразующих и титульных общин АзССР, азербайджанских армян и тюрок в рамках единого государства, что конечно крупный просчет азербайджанской политической элиты. После произошедшего с армянами АзССР в 1988-1990 гг. Азербайджан не имеет ни моральных прав, ни юридических оснований претендовать на принадлежность ему Арцаха. Здесь следует заметить, что ставить знак равенства между армянами АзССР и азербайджанцами АрмССР в корне некорректно, не только по тому, что первых было более полмиллиона, а вторых всего-то около 160, а по тому, что в принципиально   различными были их статусы, в то время как армяне АзССР являлись одной из титульных и государствообразующих наций республики, азербайджанцы в АрмССР не обладали подобным статусом, а были всего лишь национальным меньшинством.

Общину азербайджанских армян вообще в классическом понимании этого термина было бы неверно называть диаспорой. Армяне на Востоке Южного Кавказа (в нынешнем Азербайджане) народ автохтонный, они проживали здесь издревле задолго до прихода в регион в широких масштабах из Манчжурии, Алтая и Средней Азии основной части предков, современных азербайджанцев-тюрок[19].

Тюрки - азербайджанцы на Южном Кавказе вообще народ пришлый. Значительная часть их прямых предков оказалась здесь лишь в ХIХ-XXвв. как отходники [20] (тюркоязычные гастарбайтеры из северного Ирана). Соседние оседлые народы предков этих азербайджанцев преимущественно называют именем «хIамшари-гъамшари», что стало нарицательным названием и употреблялось как «голытьба», «быдло», «не человек»[21].

До 1918г. на Южном Кавказе вообще не было никакого Азербайджана [22], а до 1936г. азербайджанцев - (это термин-неологизм) не имевший статус конкретного этнонима.

Понятие азербайджанец является собирательным и в нынешнем его виде, оно всё еще отображает скорее не этническое происхождение индивида, а его гражданскую принадлежность [23]. Этот факт были вынуждены признать и некоторые азербайджанские ученые [24]. Чтобы поставить всё на свои места, следует знать о ком именно идет речь; если об азербайджанцах (azərbaycanlılar), то у них нет  своей «особой» истории до 1936 г. [25], а если об азербайджанских тюрках (они имеют смешанное этническое происхождение), тут дело обстоит совершенно иначе, и путать и тем более подменять эти два разных понятия, как это делают многие, называя, тюрок Восточной части Южного Кавказа «азери» (azərilər), недопустимо. В том же случае, если речь идет о тюрках Азербайджана, а не об азербайджанцах, всё становится предельно ясно, ведь их история хорошо известна. Хотя в этом случае об автохтонности придется забыть напрочь. Следовательно, в данном регионе не как не могло быть никакой азербайджанской земли, азербайджанских ханств и т.д. Все это фикция!

Азербайджанские армяне по большей части являются потомками коренного христианского населения исторических провинций Арцах, Утик (Карабах) и Собственно Албании (Агванка), (в Албании они наряду с удинским народом)[26].

В советское время в историографии по этому вопросу особых дискуссии не было. Единственное противоречие было в том, что одни историки считали, что арцахские и азербайджанские армяне изначально были армянами [27], а другие, что они потомки арменизированных в X- XIX веках «албано-удин» [28]. При всем этом никто не ставил под сомнение автохтонность их предков на землях, которые с 1918 года стали называться Азербайджаном. Здесь следует таже заметить, что ярким примером хваленной азербайджанской «толерантности» и «мультикультурализма» в действии, наряду с исторической судьбой азербайджанских армян, может послужить судьба удинского народа.

Достаточно только упомянуть о том, что в начале XX века, не за долго до известных печальных событий 1918-1920 гг., удин было на своей Родине около 10.000 человек [29], а к 1926г. их осталось всего 2.445 человека [30], в конце 1980-х – начале 1990-х гг. XX  века, число удин в Азербайджане было около 6.120 чел.,  после чего оно резко сократилось  до 3.800 чел., в 2009 г., только  в городе Вардашен численность удин упала с 3.000 чел., в 1990 г. до 74 человека в 2009 году [31], это все происходило с удинами на фоне геноцида армян на территории современного Азербайджана 1988-1990гг., полагаем, что любые комментарии здесь излишни, цифры красноречивее всего.

Однако вопреки всем историческим фактам азербайджанские авторы и пропагандисты со всех трибун без тени стыда и совести твердят, что в результате войны 1988-1994 годов более 20% территории Азербайджана было оккупировано Арменией и более миллиона «азери» стали «беженцами». С правовой и юридической точки зрения беженцев  азербайджанцев из Армении в Азербайджане вообще нет [32], что же касается «беженцев» азербайджанцев из Арцаха и его освобожденных территорий - это внутренне перемещенные лица - «ВПЛ»- комбатанты [33]активно участвовавшие в блокаде Арцаха и боевых действиях против него. В действительности все было с точностью до наоборот, это Армения и Арцах подверглись неспровоцированной агрессии со стороны Азербайджана как в 1918-1920, так и в 1988-1994 годах.  Это - коренное армянское население Восточной части Южного Кавказа по указке руководства Азербайджана подверглось этническим чисткам и массовой насильственной депортации, под страхом массового истребления, с родной земли. К тому же армянская сторона не оккупировала, а освободила всего часть Нагорного Карабаха и вовсе не выходила за пределы его историко-географических границ.  Ведь в  свое время в нарушении решения Кавбюро РКП (б) от 05.07.1921 г. вместо всего Нагорного Карабаха (включая ныне освобожденные территории) автономия была образовона  на небольшой его части, и позже область по этому факту «задним числом» была переименована из АОНК в НКАО [34].

К тому же под оккупацией азербайджанской стороны всё еще находятся исконные земли армян Восточной части Южного Кавказа, такие как Шаумяновский, Шамхорский, Ханларский, Дашкесанский, Кедабекский, армяно-удинские Куткашенский и Вардашенский районы, армянский Гандзак, Нахичевань и т. д.  Что же стало причиной подобного искажения причинно следственной связи и подлинного образа арцахско –азербайджанского конфликта? Ответом на этот скорее риторический, чем практический вопрос, может служить азбучная истина о том, что прежде, чем нести правду о произошедшем миру ее следует признать самому! Фактически вопрос азербайджанских армян остался за рамками переговорного процесса, ведущегося в формате Минской группы ОБСЕ. После сумгаитского этапа [35] геноцида армян в Азерербайджане прошло уже более 30 лет, однако по надуманным причинам сомнительного характера события, произошедшие в 1988-1992гг. по отношению к армянам АзССР, в Армении и Арцахе  на официальном государственном уровне, все еще  так и не признаны в качестве геноцида и продолжают  вопреки здравому смыслу квалифицироваться в качестве «погромов».  Описание всех ужасов, произошедших с армянами Азербайджана в период 1988-1990 гг. выходит за рамки наши задачи, эти факты являются аксиоматической истиной не требуют дополнительных доказательств [36]. К тому же целым рядом постановлений Верховного Совета Армянской ССР до сих пор, не утративших юридическую силу, уже было признаны и осуждены злодеяния, геноцидальные акты, совершенные в отношении армянского населения Аз. ССР в частности: 1)«Постановление Верховного Совета Армянской ССР об осуждении злодеяний, совершенных против армянского населения в городе Сумгаите в феврале 1988 года» [37] 2) Постановление Верховного Совета  Армянской ССР и Национального Совета Нагорного Карабаха о Постановлении Верховного Совета СССР от 28 ноября 1989 года «О мерах  по нормализации обстановки в Нагорно-Карабахской Автономной области»[38]; 3) Постановление Верховного Совета Армянской ССР «О вопросе обеспечения безопасности армянского населения Азербайджанская ССР, НКАО, приграничных районов Армянской ССР и армян военнослужащих советской армии»[39].

На новом этапе, уже в независимой Армении, с 2007 г. с инициативой об официальном  признании [40] со стороны парламента Республики Армения и Арцаха, произошедшего на территории современного Азербайджана в 1988-1992 гг., в качестве геноцида армян в Азербайджане, выступает  НПО Ассамблея Азербайджанских Армян [41] (далее «ААА»). Факты и документы, о которых ниже пойдет речь в широкий научный оборот вводятся практически впервые.  НПО «ААА» направила, целы ряд обращений по данному вопросу на имя руководства Республики Армения и Арцаха. В ответ на эти обращения организация получила ответы из МИД РА [42] и из Национального собрания РА, за подписью тогдашнего главы парламента Т. Торосяна [43], о необходимости экспертной оценки произошедшего на территории современного Азербайджана в 1988-1992 гг., как геноцида и соответствии их конвенции Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1948 года, о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, музеем-институтом геноцида армян. Организация  «ААА»  представила соответствующий пакет необходимых документов и имеющиеся множество вопиющих фактов свидетельствующих  о сути произошедшего на территории современного Азербайджана в 1988-1992 гг. в музей - институт геноцида армян, откуда 23.10.2008г. на имя председателя НПО «ААА» пришел официальный ответ-заключение со справкой на 2 листах, за подпись директора музея А. Демояна [44] в котором приветствовалась инициатива о признании на законодательном уровне факта геноцида армян в Азербайджане и представлялось заключение о полном соответствии, произошедшего на территории современного Азербайджана в 1988-1992 гг., конвенции ООН от 9 декабря 1948 года о предупреждении преступления геноцида и наказании за него[45]. Инициатива о признании геноцида армян в Азербайджане лично от имени Католикоса Всех армян и Армянской Апостольской церкви была поддержана и благословлена в послании, адресованном на имя председателя НПО «ААА» из первопрестольного Эчмиадзина[46]. Имея на руках весь необходимый пакет документов НПО «ААА» в 2008г. Обратилась ко всем представленным в парламенте РА фракциям политических партий с инициативой о признании национальным собранием РА на официальном уровне факта произошедшего на территории современного Азербайджана в 1988-1992гг по отношению к армянам в качестве геноцида. На инициативу НПО «ААА» положительно откликнулась парламентская фракция партии «Наследие», которая в письмах на имя председателя НПО «ААА», от 26.11. 2008г. за подписью секретаря фракции, приветствовалась инициатива о признании на законодательном уровне факта геноцида армян в Азербайджане и выражалась готовность представить соответствующий законопроект [47]. Практически параллельно этому процессу, со стороны парламентской фракции партии АРФД (Дашнакцутюн) в оборот пытались ввести зеркальный законопроект, не содержащий четкого определения геноцид в отношении произошедшего в АзССР в 1988-1990 гг.  Фракцией «Наследие» 01. 05. 2009 г. был представлен законопроект относительно признания факта геноцида армян в Азербайджане[48], которому, по целому ряду причин объективного и субъективного характера и в первую очередь отсутствия политической воли и государственного мышления, также не было суждено воплотится в жизнь. В последний раз по мотивам именно этого законопроекта было представлено заявление Национального Собрания РА приуроченного к 30 литию Сумгаитской резни, однако на этот раз все четкие формулировки, политические и правовые оценки событий как геноцида предварительно были изъяты из текста документа [49]. Однако мы не здаемся и собираемся обратится к новому парламенту Армении с инициативой об официальном признании [50] произошедшего на территории современного Азербайджана в 1988-1992гг., в качестве геноцида.

В качестве эпилога следует здесь сказать, что насильственно депортированные под страхом массового истребления из мест своего исконного проживания армяне Восточной части Южного Кавказа, до сих пор так и не получили ни политической, ни материальной, ни моральной компенсации за нечеловеческие испытания что выпали на их долю.  В 1992 году практически все прогрессивное мировое сообщество, до того в целом поддержавшее Арцахское движение, закрыло глаза на этот факт, а также проигнорировало легитимность образования государства Арцах и отказ Азербайджана от правопреемства АзССР, и признала последний в нарушении международного пава, в границах АзССР, этим вольно или невольно практически спровоцировав карабахскую войну. Подобный неприемлемый подход   стал одной из основных причин вытеснения из образа арцахского конфликта вопроса армян Восточной части Южного Кавказа – одной из основных пострадавших и заинтересованных сторон арцахско-азербайджанского конфликта и соучредителя Азербайджанской ССР. Армении и Арцаху предстоит упорная и напряженная работа для того, чтобы в Минском процессе ОБСЕ по мирному урегулированию арцахского конфликта были представлены законные права и интересы азербайджанских армян (беженцев), а первым шагом на этом пути является официальное признание факта геноцида армян на территории современного Азербайджана в 1988-1992гг., другого пути достижения общей цели попросту не существует.

 

ПЕРВОИСТОЧНИКИ:

________________________________________

[1] По официальным данным  Миграционной службы Министерства Территориального Управления и Развития Республики Армения, численность армянского населения в крупных городах и районах АзССР 361. 453 www.smsmta.am

[2] Зачастую когда говорят о праве возвращения беженцев на прежние места проживания создается ошибочное впечатление, что речь идет исключительно об одностороннем возвращении азербайджанских  «беженцев» (точнее перемещенных лиц, так как людей в статусе беженца в Азербайджане просто нет) на  места прежнего проживания  на территории РА и НКР, но в действительности  дело обстоит совершенно иначе. Как нас заверили в представительствах стран сопредседателей Минской группы ОБСЕ, речь здесь идет о возвращении всех исключительно всех беженцев, в том числе и армянских беженцев из Азербайджана, на свои прежние места проживания. Что касается вероятности подобного развития событий, то оно вероятно настолько же, насколько вероятно возвращение азербайджанских  «беженцев» в РА и Арцах,  не больше того и не меньше. Концепция всеобъемлющего решения проблемы беженцев в зоне арцахско-азербайджанского конфликта может быть исключительно универсальной, либо взаимное возвращение всех беженцев на свои прежние места проживания, либо взаимное исключение их возвращения, другого просто не дано! В ответе  на наши запоры (со стороны НПО «ААА») в адрес посольств стран сопредседателей минской группы ОБСЕ  и представительства УВКБ ООН в Ереване, были получены ответы, а именно из посольства США 09.14.2010,08.13.2010; Франции 24.11.2008; УВКБ ООН 23.06.2010, N 112/2010, в которых сопредседатели подтвердили наличия подобного подхода к решению вопроса беженцев у международного сообщества. Все документы из личного архива председателя НПО «ААА».

[3] Актами геноцида армян проживавших в Сумгаите, Баку, Кировабаде (Гандзаке) в 1988-1990 гг., а так же  последовавшими программы и акты массового насилия по всей республике.

[4] Имена всех заказчиков, организаторов и исполнителей погромов, давно и хорошо известны, это  практически все прошлое руководство Аз. ССР и Народного Фронта Азербайджана.

[5] Согласно конституции СССР от 1977 г., статья 33 «в  СССР установлено единое союзное гражданство», однако оно не прямое, а опосредованное через гражданство союзной республики - « каждый гражданин союзной республики является граждан СССР», а в статье 76 конституции СССР прямо сказано, что - «союзная республика суверенное советское социалистическое государство, которое объединилось с другими  советскими  республиками в Союз ССР.

[6] Закон СССР о порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР, от 3 апреля 1990г.

[7] Азербайджанская Республика вышла из состава СССР с нарушением закона СССР о порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР, от 3 апреля 1990г. Нынешняя Азербайджанская Республика правопреемница учрежденной Турцией и существовавшей с 28 мая 1918 года по 28 апреля 1922 года так называемой «АДР». Она отвергла правопреемство АзССР. Этот отказ от правопреемства АзССР юридически было оформлено в декларации «О восстановлении государственной независимости Азербайджанской Республики» (30 августа 1991 г.) и «Конституционном акте о государственной независимости Азербайджанской Республики» (18 октября 1991 г.). Во второй статье «Конституционного акта…» дана правовая оценка советизации АзССР как оккупации Азербайджана Советской Россией. В «Конституционном акте о государственной независимости Азербайджанской Республики»  название Азербайджанской Демократической Республики изменено. Азербайджанская Демократическая Республика post factum была переименована в «Азербайджанскую Республику». Для того, чтобы показать, якобы нынешняя Азербайджанская Республика восстановила  существовавшую в 1918-1920 годах государственность с тем же названием. Но государства под названием «Азербайджанская Республика» до того не существовало. На такую поправку в Баку пошли по видимости для визуальной убедительности  преемственности.

[8] Азербайджанская Демократическая Республика (АДР) 1918-1920 гг. - искусственно созданное в 1918г. на Южный Кавказ на штыках и в результате  кровавой турецкой интервенции марионеточного «государства» построенного на крови армян и  прочих коренных народов Восточной части Южного Кавказа.  АДР имела безграничные территориальные претензии практически ко всем своим соседям, в первую очередь к Армении, Грузии и России. Эта страна претендовала на обширные территории от Баку и Дербента до Батуми и Тавриза, из-за чего так и не была принята в Лигу наций и без международно-признанных границ бесславно сошла с исторической арены. В противоположность новоявленному в Закавказье Азербайджану, Арцах имеет богатую историю государственности, эта страна никогда не был частью «независимого» Азербайджана.

[9] В адресованном Центру письме закавказских большевиков от 10 июня 1920 года, под которым подписался  и тогдашний лидер кавказских тюрок Нариман Нариманов, для АзССР употребляется весьма характерное для нее понятие — «вненациональная» см. «К истории образования Нагорно-Карабахской автономной области Азербайджанской ССР, 1918-1925. Документы и материалы», Баку, 1989 , стр. 56, 99-101. ср. Манасян А.,  Карабахский конфликт: ключевые понятия и хроника, Ер., 2005, с.25.

[10] Этот принцип зафиксирован в «Декрете об образовании Автономной области Нагорного Карабаха» (АОНК) от 7 июля 1923 года, в котором цель советской власти в АзССР объявлена установление «единого государственного союза» населяющих республику двух основных общин — армян и мусульман см. «Декрет Аз. ЦИК об образовании Области Нагорного Карабаха», Нагорный Карабах в 1918-1923гг. Сборник документов и материалов, Ер.1992, с.650, док N451. В первые годы советской власти практически во всех политико-правовых документах о национально-государственном устройстве АзССР постоянно фигурировала формула «мусульмане-армяне», чем дополнительно признавался статус армян АзССР как одного из учредителей интернациональной республики. При чем языком сношения с Автономной областью Нагорного Карабаха декретом Азербайджанского Центрального Исполнительного Комитета (АзЦИК) от 31 июля 1923 года «О национализации государственных учреждений в АзССР» был объявлен армянский. В русле «языкового равенства» народов республики декрет обязал государственные учреждения «давать ответы и разъяснения» гражданам всех национальностей  на том языке, на котором подана бумага», т.е. на котором они обращаются в госучреждения.

[11] В статье 112 Конституции Нахичеванской Автономной Советской Социалистической Республики, принятой 18 сентября 1937 года Чрезвычайным Х съездом Советов Нахичеванской АССР, содержалось следующее описание: «Государственным флагом Нахичеванской Автономной Советской Социалистической Республики является государственный флаг Азербайджанской ССР, состоящий из красного полотнища, в левом углу которого, у древка наверху, помещены золотые серп и молот, и надпись на азербайджанском и армянском языках АзССР» с добавлением под надписью «АзССР» буквами меньшими размера надписи «Нахичеванская АССР» на азербайджанском и армянском языках».

[12] Манасян А.,  Карабахский конфликт: ключевые понятия и хроника, Ер., 2005, с. 172-173.

[13]  28 апреля 1920 — 23 июля 1920

[14] 1926 г.

[15] Мирзоян Левон Исаевич. Родился 14.11.1897, в Шушинском уезде Елизаветпольской губернии в с. Ашан; в 1917 годувступил в РСДРП(б), с 1919 года на партийной работе; с 21 января 1926 — 5 августа 1929 первый секретари ЦК КП Азербайджанской ССР; секретарь Казахстанского крайкома ВКП(б) в 1933—1937; первый секретарь ЦК КП(б) Казахстана в 1937—1938гг. Арестован 23 мая 1938 г. Приговорён: ВКВС СССР 26 февраля 1939 г., обв.: участии в к.-р. организации. Расстрелян 26 февраля 1939 г. Реабилитирован 10 декабря 1955 г. Лит.: ВКВС СССР 4-е издание диска «Жертвы политического террора в СССР», выпущенное в 2007 году Международным обществом «Мемориал» совместно с Уполномоченным по правам человека в РФ;  см. Левон Мирзоян в Казахстане. Сборник документов и материалов (1933—1938 гг.) Сост.: Е. М. Грибанова, А. Н. Ипмагамбетова, Е. В. Чиликова, Алматы, 2001,Ляхов В. И., Л. И. Мирзоян, «Вопросы истории КПСС», 1965, т.1.

[16] Анаста́с Иванович Микоян (родился 13 (25) ноября 1895, село Санаин в Армении — 21 октября 1978, Москва) — российский революционер, советский государственный и партийный деятель. Член партии с 1915 года, член ЦК с 1923 года. В марте 1919  года возглавил Бакинское бюро Кавказского крайкома РКП(б). С занятием Баку в1920 большевиками вступил в город в качестве уполномоченного Реввоенсовета XI армии. См. Мемуары, Мысли и воспоминания о Ленине, М., Политиздат, 1970; Дорогой борьбы, Книга первая, М., Политиздат, 1971.

[17] Рубен Гукасович Рубенов (Мкртчян), (родился в Тифлисе в семье рабочего-армянина. 1894 — 27 ноября 1937) революционер, советский партийный и государственный деятель. Первые секретари ЦК КП Азербайджанской ССР с 0 7.02.1933 — 10.12.1933гг.

[18] Так, например армянское население АзССР в процентном соотношении было на лидирующем месте по количеству призванных и отправленных на фронты ВОВ в республике что, по сути, было преднамеренным актом, направленным на сокращение числа армян. См. Манасян А., Нагорный Карабах: как это произошло, Ер., 2010, с. 56.  Подобную политику руководство Азербайджана проводит и сейчас в отношении других коренных народов республики (лезгин талышей и т.д.) отправляя их служить в  горячие точки на карабахском фронте. 

[19] Прародина тюрок локализуется на пространствах между югом Сибири, современной Монголией и Маньчжурией. Китайцы древних тюрок называли хйон ну, что означает «мятежные рабы», а после подчинения их стали звать «юрюки», что значит «покорный» см.  Cahun L., Introduction à histoire de l'Asie, Paris, 1896, р. 87; Зулалян М. К. Вопросы Древней и Средневековой истории Армении в освещении современной турецкой историографии, Ер. 1970, с. 50-51.

[20] История Азербайджана, т. II, Баку, 1962, с. 253-262; Манасян А., Нагорный Карабах: как это произошло  конфликт, Ер., 2010, с. 15.

[21] Среди лакцев, даргинцев, аварцев и арчинцев известно название азербайджанцев – хIамшари (гъамшари), означающее в персидском языке «земляк», «соотечественник» (хам шахран). В России это слово, в виде искажённой формы «амшара», стало нарицательным названием и употреблялось в то время как «голытьба», «быдло», «не человек». См. Белова Н. К., Об отходничестве из Северо-Западного Ирана в конце XIX – начале XX века, «Вопросы      истории», М., 1956, № 10, с. 114. У многих народов Кавказа по отношению к азербайджанцам используется название с именем кажар (каджар), (къаджарлы у карачаевцев и балкарцев, гӀажари – у чеченцев иингушей къажар - у кумыков, лакцев и даргинцев). У аварцев, андийцев, чамалалов, багулалов и арчинцев с этнонимом азербайджанцы связан термин падар (арчинцы называют азербайджанцев также – цилишду). Цахуры, а также рутульцы и аварцы (Шеки-Закатальской зоны Азербайджана) называют азербайджанцев  – мугъал (мугалы)ахвахцы - гьвадаро, къажаро, хIабашаради. См. Волкова Н. Г., О названиях азербайджанцев на Кавказе, «Ономастика Востока», с. 209; она же: Этнонимия в трудах экономического обследования Кавказа 1880-х годов, В сб.: «Имя и этнос: общие вопросы ономастики, этнонимия, антропонимия, теонимия, топонимия», М., 1996, с. 24-30; Сергеева Г. А., Этнографические наблюдения в Азербайджане, Полевые исследования Института этнографии, 1982, М., 1986, с. 96. См. также, Ахвахско-русский словарь; Арчинско-русско-английский словарь; Ингушско-русский словарь; Арчинско-русско-английский словарь.

[22] В качестве названия для новоявленного на Южном Кавказе государства было выбрано название северо-западной провинции Ирана – «Азербайджан» (в античных источниках – Атропатена, в армянских –Атрпатакан).

[23] Айвазян Г., О термине «азербайджанцы» судьбах коренного населения Азербайджана и подлинных предках современных азербайджанцев, «Историко-филологический журнал», Ереван, 2013, № 1 (192), с. 104-119.

[24] Алекперов А. К., Исследования по археологии и этнографии Азербайджана, Баку, 1960, с. 71; Алекперли Ф., Национальная идеология Азербайджана. Кто мы, от кого произошли и куда идем? «Зеркало», Баку, 08. 08. 2009. (Фарид Алекперли,  доктор исторических наук и заведующий отделом Института рукописей НАН АР).

[25] Понятие азербайджанцы вообще приобрело гражданство лишь в 1936 г. В связи с одним из требований конституционной реформы СССР, которое гласило, что для образования союзной республики требовалось, чтобы численность «титульной нации», составляла не менее одного миллиона человек. Ни один этнос в Азербайджанской ССР не набирал такого количества людей. Тогда-то и было принято директивное решение о «переименовании» мусульман республики в азербайджанцев. Тем самым набралось нужное количество для образования союзной республики, а тюрки стали азербайджанцами, а значит и основной титульной нацией республики. Таким образом, тюрки Азербайджанской ССР актом присвоения названия республики в качестве собственного этнонима, стали основной «титульной нацией» Азербайджана.

[26] Самоназвание – «уди» народ доминант Кавказской Албании периода царства Шаки-Эрети в IХ-Х вв.н.э. Этноним «уди» к этому времени уже, стал самоназванием (эндоэтнонимом) практически всех лезгиноязычных албанцев-христиан: Этимология этнонима уди-ути до сих пор точно не выяснена. Он мог служить в качестве родового названия, тотемного обозначения с обожествлением его в последствии как эпонима, бога хранителя рода, и т.д., на подобие скандинавского бога Одина, либо восходить к какому-то первоначально нарицательному значению. На наш взгляд, обоснованным кажется предположение о том, что в восточнокавказских языках слово ути-уди означало определенное понятие-термин, которое могло использоваться для обозначения некоей общности, как внутри самой лезгиноязычной этнической группы, так и со стороны их ближайших соседей. К примеру, ути-уди могло означать «жители равнин» Этому, в общем, соответствует локализация племени ути-уди в античности на южном или среднедагестанском равнинном побережье Каспия  (см. Thor Heyerdal’s Search for Odin, Oslo, 2014; Вагапов Я., некоторые нахские топонимы и этнонимы с корнем на а (Этимологические заметки), – Вопросы вейнахской лексики, Грозный, 1980, с. 79.). Удины компактно проживают в северной части современной Азербайджанской республики – в селе Нидж Куткашенского (ныне Кабалинского) района и в районном центре Варташен (ныне Огуз), а также в Грузии (с. Зинобиани, бывшее Октомбери, Кварельского района; это переселенцы из Варташена, откуда часть удин диофизитов бежала в Грузию еще в 1922 г.). Удины дисперсно проживают также в России, Армении, Казахстане и т.д. Антропонимика (имена, фамилии, отчества) удин,последователей ААЦ, до недавнего времени была преимущественно идентична армянской. Язык современных удинов относится к лезгинской группе нахско-дагестанской семьи языков (или подсемьи северокавказской семьи языков, по другой классификации). Удинский язык имеет два диалекта: ниджский и варташенский (варташенско-октомберийский). Степень их расхождения не препятствует взаимопониманию. Ниджский диалект в свою очередь имеет подговоры, делящиеся на три подгруппы — нижние, промежуточные и верхние. По версии В.Л. Гукасяна, эти подговоры исторически являлись отдельными говорами (диалектами), соответствовали разным группам удин переселившихся в с. Нидж из Нагорного Карабаха. См. Удинско-азербайджанско-русский словарь, Баку, 1974, с. 251; Ворошил Г., Ниджский диалект удинского языка (звуковой состав и некоторые фонетические процессы), – «Известия» АН Азерб. ССР, серия обществ. наук, № 3. Баку, 1963, с. 79-89.

[27] Мнацаканян А. Ш., О литературе Кавказской Албании, Ер.,1969; Мнацаканян А., Севак П., По поводу книги З. Буниятова«Азербайджан в VII-IX вв.»,  ИФЖ, 1967, № 1, с. 177-190; Мелик-Оганджанян К. А., Историко-литературная концепция З. Буниятова, «Вестник архивов Армении», 1968, № 2, с. 169-190; Акопян А. А., Мурадян П. М., Юзбашян К. Н., К изучению истории Кавказской Албании,  ИФЖ, 1987, № 3, с. 166-189; Акопян А. А., Албания-Алуанк в греко-латинских и древнеармянских источниках, Ер.1987.

Арутюнян Б. А., Когда отсутствует научная добросовестность, ВОН АН Арм. ССР, 1987, № 7, с. 33-58; он  же: О некоторых вопросах этнической и политической истории так называемого Агванка, Всеармянский журнал «Вэм», часть I, 2011, № 2 (34),(на арм. яз.) с. 31-64, часть II, 2011, № 3 (35), (на арм. яз.) с. 34-73.  Айвазян Г.Г., О некоторых аспектах вопроса освещения истории этнического происхождения армян Карабаха, «История и культура: арменоведческий журнал» (сборник научных статей), Ереван, 2013, том I, с. 93-107; он  же: К вопросу об этногенезе армян Азербайджана в свете албано-удинской проблематики Историко-культурный вклад армян Гардмана и Ширвана (история и современность) ,  Республиканский симпозиум (Ереван, 29-30 апреля, 2016),  доклады и тезисы докладов, с.3-24; он  же:  Основные тенденции искажения ключевых вопросов истории Армении, «21-й Век», журнал фонда «Нораванк», Ер., 2013, № 4 (29), с. 109-126.

[28] Буниятов З., Азербайджан в VII-IX вв., Баку, 1965; Мамедова Ф., Политическая история и историческая география Кавказской Албании (III в. до н. э. – VIII в. н. э.), Баку, 1986; она же: Кавказская Албания и албаны, Баку, 2005; Геюшев Р., Христианство в Кавказской Албании, Баку, 1984; Ахундов Д., Архитектура древнего и раннесредневекового Азербайджана, Баку, 1986.

[29]  См. Кавказский календарь, Тифлис, 1915, с.104,165.

[30]  Перепись  населения ССР 1926 года.

[31] Перепись  населения 1989 г.; перепись 2009 г.

[32] Законом о гражданстве Азербайджанской республики им всем автоматически, «в явочном порядке», предоставлялось гражданство Азербайджана. См. Закон о гражданстве Азербайджанской республики 1998г., Статья №5, пункт  3.

[33] Комбатант — лицо, принимающее непосредственное участие в боевых действиях в составе вооружённых сил одной из сторон международного вооружённого конфликта и имеющее в этом качестве особый юридический статус (определение комбатанта прямо или косвенно содержится в ЖК, III и ДП,I, к Женевским Конвенциям). строгое определение понятию комбатант было сформулировано в 1907 году на 2-й Гаагской конференции в Конвенции о законах и обычаях сухопутной войны(далее IV Гаагская конвенция). Тогда,  были установлены критерии, с помощью которых можно было отличить комбатантов от других участников вооружённых конфликтов. Позднее, с принятием Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям, касающейся защиты жертв международных вооружённых конфликтов 1977 года, в статье 43 данного протокола появляется определение вооружённых сил и также впервые вводится понятие комбатанта как составляющего вооружённые силы. См.  IVГаагская конвенция -я  о законах и обычаях сухопутной войны. Приложение о законах и обычаях сухопутной войны, 1907, Статья 1.; Дополнительный протокол I к Женевским конвенциям, касающийся защиты жертв международных вооружённых конфликтов, 1977 .

[34] Автономная Область Нагорного Карабаха (АОНК) Нагорно-Карабахская Автономная Область (НКАО). Разные названия армянской автономной области, образованной по Постановлению Кавбюро РКП(б) от 5 июля 1921г. Первое название – АОНК – соответствует Постановлению Кавбюро о включение «в пределы» АзССР всего Нагорного Карабаха и создании здесь автономной области с широкими правами. Второе название – НКАО – отражает грубое нарушение этого Постановления Кавбюро и образование армянской автономной области лишь на части включенных в пределы АзССР территорий Нагорного Карабаха. Кавбюро РКП (б) 5 июля 1921г. постановило: «Нагорный Карабах оставить в пределах Азербайджанской ССР, предоставив ему широкую областную автономию…». Принятый 7 июня 1923г. Декрет Азербайджанского Центрального Исполнительного Комитета (АзЦИК) «Об образовании Автономной области Нагорного Карабаха» в нарушение Постановления Кавбюро решил: «Образовать из армянской части Нагорного Карабаха автономную область…». Так за пределами автономной области были оставлены южные (Кубатлу, Зангелан, Физули, Джабраил), ее западные районы (Лачин, Кельбаджар), центральные (Ханлар, Шаумян) и северные (Кархат/Дашкесан, Гетабек, Шамхор) районы Нагорного Карабаха, хотя во многих из этих районах в момент принятия Декрета АзЦИК-а этнические армяне составляли большинство населения. «Автономная область Нагорного Карабаха» (АОНК) по фкту случившегося была переименована в «Нагорно-Карабахскую автономную область» (НКАО) в 1936 году. См. «Декрет Аз. ЦИК об образовании  Области Нагорного Карабаха», Нагорный Карабах в 1918-1923гг. Сборник документов и материалов, Ер.1992, док. N 451, с.650.

[35] Ему предшествовали  так называемая «армяно-татарская резня 1905-1907гг., в результате которой было разрушено  128 армянских поселений и погибло, по разным оценкам, до 10 тыс. человек,  см. Новиков А., Резьня в Баку 1905,  Таганрог 2015; Tadeusz Swietochowski. Russia and Azerbaijan: A Borderland in Transition. Columbia University Press, 1995, p. 40; Резня армян в Баку 1918 г., осуществлявшиеся в сентябре 1918 года турецкими регулярными войсками  и мусаватистскими бандами послевзятия Баку, в результате которой погибли около 30 тысячь  армян, см. Ишханян Б.,  Великие ужасы Баку, 1920, Тифлис, с.184-187;  Рональд Григор Сюни, The Baku Commune, 1917—1918, Class and Nationality in the Russian Revolution» Princeton UniversityPress, 1972, p. 337; Andreopoulos George, Genocide,  Conceptual and Historical Dimensions University of Pennsylvania Press, 1997, p. 236; Резня армян в Шуше 1920г. в результате, которых погибло, до 30 тыс. армян, и была сожжена и разрушена армянская часть города, Шагинян М.,  Нагорный Карабах М., 1930, с. 41-42.

[36]  Эти  факты широко известны и отображены в соответствующей документальной литературе См. хотя бы: Улубабян Г. Б., Золян С. Т., Аршакян А. А.,  Сумгаит... Геноцид... Гласность?, Ер, 1989; В. Б. Арутюнян, События в Нагорном Карабахе Ер, 1990;  Х. Барсегйан Истина дороже.. к проблеме Нагорного Карабаха, Ер, 1989; Сборник Нагорный Карабах и вокруг него, глазами  независимых наблюдателей, Ер, 1991.

[37] Հայկական ՍՍՀ Գերագույն Խորհուրդ որոշում, 15.06.1988, N 1255-XI «Ադրբեջանական ՍՍՀ սումգայիթ քաղաքումկատարված  ոճրագործությունները դատապարտելու մասին».

[38] Հայկական ԽՍՀ Գերագույն Խորհրդի, 01.12.1989, N 1651-XI, որոշում «Լեռնային Ղարաբաղի Ինքնավար Մարզումիրադրությունը նորմալացնելու միջոցառումների մասին» ԽՍՀՄ Գերագույն Խորհրդի 1989 թվականի նոյեմբերի 28-իորոշման մասին.

[39] Հայկական ԽՍՀ Գերագույն Խորհրդի եվ  Լեռնային Ղարաբաղի Ազգային Խորհրդի որոշում,17.09.1989, N 1597-XI:«Ադրբեջանական ԽՍՀ-ում, ԼՂԻՄ-ում, Հայկական ԽՍՀ  սահմանային շրջաններում հայ ազգաբնակչության եվխորհրդային բանակում հայազգի զինծառայողների անվտանգության ապահովման խնդիրների մասին».

[40]  Четкой правовой и политической оценки и подтверждении приверженности решениям ВС АрмССС по данному вопросу.

[41] НПО Ассамблея Азербайджанских Армян «ААА», организация   представляющей и защищающей законные права и интересы общины азербайджанских армян в изгнании (беженцев), а также  занимающейся вопросами международных отношений, аналитическими, научными азербайджановедческими исследованиями, историей России, ее взаимоотношений с народами Кавказа и т.д.

[42] 29.02.2008г.  N 25/02496;07.112008,  N 25/16059 , Документы и материалы из личного архива председателя НПО «ААА».

[43]  22.07.2008, ն-554 Документы из личного архива председаделя НПО «ААА».

[44] 23.10.2008,  N 0-214. Документы из личного архива председателя НПО «ААА».

[45] Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него была принята резолюцией 260 (III) Генеральной Ассамблеей Организации Объединённых Наций от 9 декабря 1948 года в Парижe. Конвенция вступила в силу 12 января 1951 года. Она устанавливает международный правовой статус понятия «геноцид» как тягчайшего преступления против человечества, а также даёт его юридическое определение. Являет собой кульминацию многолетней борьбы польского юриста еврейского происхождения Рафаэля Лемкина за установление юридической ответственности за уничтожение этнических групп и признание международным сообществом геноцида как преступления против человечества. Всем странам-участницам предписывается принимать меры к предотвращению и наказанию актов геноцида в военное и мирное время.

[46] 03.02.2009,  N 122 Документы из личного архива председателя НПО «ААА».

[47] 26.11.2008, ԺԽ-0507/08

[48] Պ-412-24.12.2008-ԱՀ-012/0 Հայաստանի Հանրապետության Ազգային Ժողովի

Հայտարարություն նախագիծ 1988-1992 թվականների ընթացքում Ադրբեջանական ԽՍՀ-ի բոլոր եվ ԼՂԻՄ-Ի(հետագայում` ԼՂՀ-Ի) բազմաթիվ բնակավայրերում ադրբեջանական իշխանությունների կողմից տեղի հայ բնակչությաննկատմամբ իրագործած ոճրագործությունները որպես ցեղասպանություն ճանաչման մասին.

[49] Պ-254-06.02.2018-ԱՀ-013/0 Հայաստանի Հանրապետության Ազգային Ժողովի Հայտարարություն նախագիծ «Հայերի նկատմամբ Ադրբեջանի ոճրագործությունների դատապարտման վերաբերյալ».

[50] Четкой правовой и политической оценки и подтверждении приверженности решениям ВС АрмССС по данному вопросу.

Комментарии

Правильно пишет автор! Я, уверен, что придет время, и мы лезгины объединимся. Нас тоже азербайджанские турки лишили от Родины. Они врут когда говорят что потомки Кавказской Албании. Это именно мы, лезгины, аварцы, удины и ещё много народов являемся потомками Кавказской Албании. Кавказские кочевые турки, чужой и пришлый народ.

Те, кто претендует на древнюю культуру, должны предъявлять следы своей деятельности, чего не имеют т. н. Азербайджанцы. Все артефакты уварованы у соседних народов.Когда зарождалось Кубачи «азербайджанцы» были на полпути к Баку. Может быть и лезгинка их танец?

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.