Последний свидетель былой славы

10 июня, 2019 - 13:15

Лет двести-триста назад армянская община Бенгалии была многолюдной и процветала. В этот регион Индийского субконтинента наши соотечественники начали наведываться с XVII века из Персии и Восточной Анатолии. Вливались в ряды здешнего купечества, вели широкую торговлю джутом, кожами и шёлком. Дело оказалось прибыльным, и многие решили перебраться сюда, как говорится, с концами.

По всей видимости, процесс этот стартовал в начале XVII века, вскоре после того, как персидский шах Аббас завоевал Армению и депортировали в Персию около 40 тыс. её жителей. После этого армянские общины начали возникать и в других странах региона, в том числе – в Бенгалии. Переселение туда из Персии не выглядит невероятным, поскольку персидское владычество в рамках империи Великих моголов распространялось и на Индостан. 

Армяне компактно селились в районе старой Дакки, получившем впоследствии название “Арманитола”. Так этот исторический район называется там до сих пор. Хотя армян в нынешней Бангладеш уже, можно сказать, не осталось. Армяне начали покидать регион после ухода отсюда британцев, когда торговля пошла на спад.

О былом расцвете сегодня напоминает армянская церковь Св. Воскресения, построенная в Арманитоле в 1781 году. Церковь, одна из красивейших в стране, построена на месте старой деревянной часовни рядом со старым армянским кладбищем, где сохранилось около 350 захоронений. Так, здесь похоронены Хачик-ага Минас (это он выделил землю под строительство церкви), Микаэл Саркис, Ходжа Петрос, Цатур Геворг, Маргар Погос, которые тоже содействовали строительным работам. А улица так и называется – Армянская (Armenian street).

Возведённую церковь Св. Воскресения освятил епископ Епрем (будущий Католикос всех армян Епрем I Дзорагехци). Белокаменный, с жёлтой отделкой, храм не очень велик: 75 футов (около 22,8 м) в длину, главный зал вмещает около 80 человек. В плане церковь имеет прямоугольную форму. Среди архитектурных особенностей – сводчатые ворота и сводчатые двери. Основной этаж разделён на три части: огороженный перилами амвон, среднюю секцию с двумя раздвижными дверями и зону за деревянной оградой, где могут сидеть женщины и дети. Деревянная винтовая лестница ведёт на верхний балкон, где могут разместиться ещё 20-30 человек. Оттуда два узких проёма ведут на крышу.

Через пятьдесят лет после постройки церкви на её западной стороне была возведена часовая башня. Говорят, что бой церковных часов разносился на несколько километров, и окрестные жители сверяли с ними свои часы. Землетрясение, случившееся в этих краях в 1897 году, к сожалению, разрушило башню.

Власти Бангладеш причислили армянскую церковь Св. Воскресения к архитектурным памятникам, представляющим культурно-историческую ценность. Посетив Дакку в 1996 году, Мать Тереза побывала в этом храме на богослужении.

Ныне церковь не действует, в связи с чем пребывает преимущественно в запертом состоянии. Постоянного настоятеля нет уже давно. Тем не менее, как, прибегая к почти новозаветным формулировкам, рекомендует потенциальным путешественникам портал AtlasObsсura.com, если проявить настойчивость и стучаться достаточно долго, то вас услышат и увидят, и вам откроют. И вы получите возможность познакомиться с внутренним убранством храма, включая полотно “Тайная вечеря” (художник – Чарльз Порт). «Плата за вход,- информирует упомянутый портал,- не взимается. Однако некоторый взнос в поддержку храма уместен».

“Бангладеш была моим первым дипломатическим назначением (1980-1982 гг.),- пишет один из читателей портала, jacksonmcdonald.- По субботам мы часто наведывались в район армянской церкви, исследуя старую Дакку и оживленную набережную. Кстати, недалеко от церкви когда-то была курильня опиума”.

Последний из могикан

Кто же откроет вам, если вы достучитесь? А разве что Микел Осеп Мартиросян, известный, как сообщает выходящая в Дакке газета The Daily Star, под англизированным именем Майкл Джозеф Мартин. Больше, по сути, некому. Мартиросян сегодня – единственный армянин на всю Бангладеш. Он и выполняет миссию хранителя местной армянской церкви.

По сообщению The Daily Star, Мартин приехал в Бангладеш в 1942 году – к своему отцу, который обосновался здесь лет за двадцать до того. Не покладая рук, он заботится о Божьем храме. Однако годы, как говорится, берут своё. И его беспокоит, кто же продолжит его дело. “Ведь это – благословенное место, и Господь не оставит его без защиты. Быть может, когда я умру, одна из моих троих дочерей приедет сюда из Канады, чтобы армянское присутствие здесь не прервалось”,- с надеждой сказал Микел Мартиросян в комментарии информагентству “Франс Пресс”, которое сняло документальный фильм о церкви Св. Воскресения в Дакке.

По состоянию на июнь 2013 года, когда в The Daily Star появилась публикация о нашем соотечественнике, он был ещё жив. Дай-то Бог, чтобы он был жив и сегодня. Но сейчас ему уже наверняка глубоко под 90, если не больше. Надеемся всё же, что такой ценный культурно-исторический памятник не останется забытым и заброшенным. Во всяком случае, правительство Бангладеш объявило его религиозным и историческим наследием, и Министерству культуры страны поручено контролировать его состояние. Со своей стороны, правительство РА проявляет заинтересованность в сотрудничестве с властями Бангладеш по этому вопросу.

   Ашот Гарегинян

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image