Ситуация в зоне карабахского конфликта. Имитация или подготовка к войне?

17 июня, 2019 - 14:11

13 июня министр обороны Армении Давид Тоноян на вопрос журналистов о беспрецедентной активизации азербайджанских сил на линии соприкосновения ответил, что на самом деле ситуация там относительно стабильная. «Если будет непосредственная угроза войны, то я сразу вам сообщу об этом», - заявил уверенно Тоноян, тем самым, закрыв тему.

Думается, у министра обороны должно быть достаточно оперативной информации, чтобы иметь основания к такому недвусмысленному заявлению. Однако, с другой стороны, нельзя просто взять и отмести данные об участившихся полетах азербайджанской беспилотной авиации вдоль фронта, а также передвижениях спецподразделений и техники.

Получается, что, либо министр Тоноян с какой-то целью не хочет раскрывать истинное положение дел на передовой, либо, действительно, наблюдаемая последняя активизация азербайджанских сил в ближайшей перспективе потенциально не носит в себе угрозы большой войны.

Что же на самом деле происходит и как разобраться в ситуации?

Ведь не может быть такого положения вещей, когда одна сторона с целью подготовки к боевым действиям стягивает силы и ведет гиперактивные разведывательные действия, а другая, будучи осведомленной об этом, демонстрирует уверенное спокойствие.

На наш взгляд все дело в том, что азербайджанская власть пытается создать видимость подготовки к широкомасштабной войне, тогда как армянская разведка хорошо осведомлена об этой имитации и поэтому оборонное ведомство Армении реагирует соразмерно сложившейся реальной обстановке. Причин для такой имитации, а также создания именно сейчас определенной степени напряженности на фронте у Азербайджана может быть как минимум две.

Во-первых, речь идет о планируемой 20 июня в Вашингтоне встрече министров иностранных дел Армении и Азербайджана. Как известно, в Баку уже давно практикуется метод в преддверии каждой такой встречи «играть мускулами». Как кажется азербайджанской власти, это способствует усилению позиций Баку и придает убедительности его максималистским условиям и требованиям за переговорным столом. Ныне же демонстрация показной решительности тем более актуальна для Азербайджана, поскольку, как свидетельствует заявление МИД этой страны, годовой срок «ультиматума», предъявленного Армении на то, чтобы разобраться с карабахской повесткой, уже истек. Надо же как-нибудь показать Еревану свою бескомпромиссность и внушить ему, что азербайджанская армия готовится к броску.

Вторую же причину такого поведения Азербайджана следует искать в иной, совершенно не связанной с карабахской проблемой плоскости. Дело в том, что именно в эти дни в Италии начался судебный процесс по делу бывшего председателя парламентского комитета по правовым вопросам и правам человека Совета Европы Луки Волонте. Он обвиняется в получении крупных взяток от властей Азербайджана с целю подкупа других депутатов ПАСЕ. Вся подноготная «икорной дипломатии» непременно будет вскрыта на этом процессе, поскольку миланская прокуратура привлекла сотни свидетельств и неопровержимые доказательства подкупа азербайджанскими властями десятков парламентариев в структурах ПАСЕ. Скандал по поводу коррупционных схем, выстроенных азербайджанскими властями в европейских организациях и странах, грозит опять вылиться на страницы мировой прессы, и тогда Алиевым опять придется отбиваться от нападок международного сообщества и оттираться от плевков. Также эти разоблачения могут иметь непредсказуемые последствия внутри Азербайджана, где протестный электорат заполучит великолепный повод для мобилизации своих сил и проведения массовых акций против власти.

И еще напомним, что в эти дни на Мальте активизировались процессы по делу расследования убийства в октябре 2017 г. независимой журналистки Дафны Каруаны Галиции. С задержанными подозреваемыми по делу ведется работа по выявлению заказчиков убийства. Как известно, незадолго до смерти Галиция опубликовала на своем блоге материалы своего журналистского расследования о подкупе премьер-министра Мальты Джозефа Мусаката семьей Ильхама Алиева. Журналистка пролила свет на схемы вывода наворованных алиевской семьей государственных средств из Азербайджана и переброски их с помощью мальтийского правительства в офшоры.

Тем самым, учитывая вышеприведенные факты, можно предположить, что азербайджанские власти, на самом деле, будучи не готовы к большой войне за Арцах, все же стремятся создать ощущение ее неизбежности в ближайшей перспективе. И делается это для того, чтобы с одной стороны психологически надавить на Армению и вынудить на ощутимые уступки, с другой же - отвести внимание своих граждан от назревающего нового масштабного коррупционного скандала. В этом смысле искусственное взвинчивание ситуации на карабахском фронте является для алиевщины традиционной мерой, к которой она прибегает при форс-мажорных для своей личной безопасности ситуациях. Напряженность на линии соприкосновения служит великолепным громоотводом, время от времени вызывающим на себя разряды напряжения, накапливающиеся в недрах азербайджанского общества.

В то же время, следует учесть, что алиевщина способна перешагнуть предел, разделяющий имитацию от реальной эскалации, напряжение от полномасштабной войны.

Такой ход весьма вероятен опять же в двух случаях.

Естественно, если армянская армия выкажет признаки слабости и неготовности выдержать удар. И если трон правящей в Азербайджане семьи пошатнется не на шутку.

Относительно последнего напрашиваются параллели с событиями апреля 2016-го, когда внезапное наступление азербайджанской армии совпало с оглашениями данных о «панамских офшорах» и о наворованных миллиардах алиевской семьи. Можно предположить, какое продолжение мог иметь этот скандал в Азербайджане и как бы отразился на судьбе режима, если бы Ильхам Алиев не дал распоряжение о начале фронтальных боевых действий в Карабахе. Но факт в том, что офшорный скандал был задушен во внутриполитической повестке Азербайджана ценою жизней сотен «шехидов» и, мягко говоря, ценою сомнительных «боевых успехов».

Можно ли гарантировать, что при схожей ситуации Ильхам Алиев не поступит, как и прежде? Очевидно, что нет. Но вместе с тем, нам кажется, что есть один весомый фактор, заставляющий Алиева сотню раз подумать, прежде чем решиться на очередную авантюру с реальной войной для отвлечения внимания своих граждан от внутриполитических дрязг и международных скандалов со своим участием. И этот фактор – бдительность армянской армии, которая в силу определенных объективных и субъективных причин в преддверии апреля 2016-го была утрачена.

Преимущества внезапности у Алиева более нет и поэтому едва ли он рискнет при нынешних обстоятельствах перевести напряженность в горячую фазу полномасштабной войны. Поэтому он будет лишь имитировать подготовку к такой фазе, для того чтобы снабдить министра Мамедьярова хоть каким-то инструментарием давления, и чтобы заведомо оторвать внимание азербайджанских масс от миланского суда и мальтийской прокуратуры и приковать его к «акдеринским» окопам. Именно с этим связано бряцание оружием на границе, активизация снайперов и интенсификация полетов беспилотной авиации.

И очевидно, именно в этом контексте следует толковать цитированный нами емкий ответ министра обороны Армении Давида Тонояна о ситуации на передовой.

Автор: Богдан Атанесян

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image