Премьера библейской эпопеи «Ной»: Без окон, без дверей - полна горница зверей

27 марта, 2014 - 13:14

Слоган «Ноя» Даррена Аронофски - «Воин. Отец. Слуга. Спаситель». В таком порядке и рассказывается история становления героя, которому Бог, решивший скомкать, порвать и выбросить в корзину собственное творение, все-таки поручил кое-что спасти. В «Ное», фильме обширном и зрелищном, не так уж много внимания уделяется собственно плавучему зоопарку, с которым библейская история у большинства людей и ассоциируется. Аронофски интересует путь героя, который был вынужден стать спасителем человечества.

Вообще-то до него этот путь интересовал многих. Ной в течение веков почитается и в иудаизме, и в христианстве, и в исламе; несколько страниц  Ветхого завета породили тысячи страниц истолкований, объяснений и апокрифов. И сейчас насторожились многочисленные представители  главных религий планеты. Во многих мусульманских странах (Катаре, Бахрейне, ОАЭ, Египте) фильм без разговоров запретили задолго до выхода — в исламе не разрешено вообще изображать пророков, а уж тем более вольно толковать их душевные движения. Иудеи вроде пока осторожничают и молчат. Христианский лагерь разделился. В США радиоведущий Гленн Бек объявил, что фильм - «опасная дезинформация», способная покалечить невинные души, присовокупив, что «Ноя» не видел и не собирается, только желает ему провала; тем временем вменяемые верующие христиане в США и по всему миру ждут возможности посмотреть фильм и потом уж его обсудить.

Лучше пока спокойно разобраться в том, кем был или не был Ной.

Напомним историю. Бог видит, что люди погрязли в зле и грехе, раскаивается в том, что их создал и решает нажать кнопку reload, устроив наводнение и уничтожив все живое. Но одному человеку, Ною, не выдающемуся ничем, кроме своей абсолютной праведности, приказывает взвалить на себя миссию: построить ковчег, взять туда семью и животных («каждой плоти по паре»), и спасти таким образом жизнь на Земле. Ной блистательно справляется с этим, проплавав много месяцев по бушующим водам. А Бог,  осушив землю, решает больше не уничтожать людей за их грехи. Символом вечного договора между небом и землей является радуга. Отныне она возникает, как только Бог наводит облако на землю: Он тут же вспоминает, что обещал больше не губить все живое.

Потоп — он вообще был?

Во многих культурах встречается миф о наводнении, которое было послано богами и погубило почти все живое. Еще в шумерских рукописях история человечества делится на допотопную (в буквальном смысле) и послепотопную. Причем, как и в Библии, сообщается, что до потопа люди жили по нескольку столетий, а потом продолжительность их жизни резко сократилась (в Библии максимальный отрезок человеческой жизни после потопа определен в 120 лет — так оно, в общем, и есть).

В древнегреческой мифологии Зевс решает погубить Землю, но сын Прометея, Девкалион, следуя указаниям отца, строит огромный корабль и на нем спасается. В индийской мифологии — то же самое: чудовищный потоп, от которого спасаться приходится на лодке... Интересно, что у более-менее северных европейцев такой миф уже встречается довольно редко.

Дыма без огня не бывает. Вероятно, миф о потопе отражает какую-то реальную катастрофу, случившуюся в глубокой древности. Еще в 1920-е годы на территории современного Ирака (древнего Ура) были найдены свидетельства ужасного наводнения, случившегося в незапамятные времена. Заговорили о том, что Ной — реальный человек... А некоторые ученые считают, что примерно в девятом тысячелетии до н.э. началось стремительное таяние ледников, что и привело к потопу. Версий много, а  истина по-прежнему где-то рядом: официальная наука ни в чем не уверена.

Но толкователи Библии и без их помощи  вычислили, что Потоп начался 12 ноября 3268 года до нашей эры.

Из чего был сделан ковчег?

Из просмоленного дерева «гофер». Богословы наряду со светскими исследователями Писания уже века спорят, что имелось в виду. Высказывались самые разнообразные предположения: что «гофер» - это сосна, акация, самшит, тик, сандал,  эбеновое дерево и так далее; но главенствующие версии — кедр и кипарис. Тем более, как раз из кипариса в древности очень любили строить корабли.

Интересны размеры ковчега. В Библии они точно указаны в т.н. локтях; исследователи перевели их в современные цифры — получилось где-то 137 метров в длину, около 23 в ширину и около 14 в высоту (есть иные подсчеты, но не принципиально отличающиеся, буквально на несколько метров). На ковчеге было три палубы. В XVI веке геометр Йоханнес Бутео рассчитал, как все могло быть устроено — выходило, что все животные помещались, более того, оставалось место для бездымных печей и мельниц. Это была любимая головоломка для многих людей — продумывать логистику Ноевого ковчега. Один иезуит в XVII веке выяснил, что на верхней палубе жили Ной с семьей и птицы, на средней находился провиант, а на нижней жили животные.

Согласно еврейской легенде, Ной сам посадил кедры, из которых потом построил ковчег, и 120 лет ждал, когда они вырастут. (Торопиться ему было некуда — он узнал о грядущем потопе, когда ему уже было 500 лет, а умер он в результате в 950. Напоминаем, тогда люди жили долго). Над Ноем все смеялись,  но он посмеялся последним.

Хотя в Бытии истории Ноя отведено всего несколько страниц, у иудеев про его плавание существует масса дополнительных преданий: например, что Ной на ковчеге опоздал вовремя покормить льва, и тот, рассерженный, так хряпнул его лапой, что Ной стал хромым.

Где остановился Ной?

Ну, все вроде бы знают — на горе Арарат (гора и ковчег, кстати, изображены на современном гербе Армении). Однако на самом деле - не факт. В Библии сказано «на горах Араратских» (то есть по сути — горах в царстве Урарту), и ни слова о конкретной вершине. Раньше сирийские толкователи считали, что ковчег оказался на горе Куди-Даг. А легендарный британский историк, путешественник и авантюрист Уолтер Рэли и вовсе считал, что ковчег можно искать на множестве гор в Азии, к востоку от Армении...

Однако так уж повелось, что именно Арарат называют пристанищем ковчега, и потому, в частности, эта гора считалась священной. Бытовала уверенность, что после Ноя на нее никому не суждено ступить. Рассказывали легенду о святом Акопе (Якове), который якобы трижды пытался подняться на Арарат, и трижды обнаруживал себя у его подножья. Однако в ХIX веке европейцы все же совершили восхождение... И никакого ковчега не нашли.

Вообще поискам Ноевого ковчега в шутку присвоили название «аркеология» (от английского ark – “ковчег»). Начали искать задолго до рождества Христова. Постоянно возникали рассказы о каких-то людях, обнаруживших на Арарате огромный корабль и отщипывавших от него по кусочку. Постоянно (даже в ХХ веке) находились какие-то армяне, которых дедушки в детстве водили в горы показывать ковчег. И якобы Николай II снаряжал экспедицию на поиски... Экспедиций таких было множество, фотографий с выпуклостями, напоминающими по форме корабль — тоже. Реальных доказательств существования ковчега в этом месте, конечно — ноль.

Откуда такое хамство?

Русское слово «хам» произошло от имени сына Ноя, Хама. Он однажды, уже после потопа, увидел своего отца,  ставшего виноградарем, спящим, пьяным и голым, пошел и радостно рассказал об этом братьям: типа зырьте, папаша-то наш нажрался и разделся. Братья, Сим и Иафет, повели себя благочестиво, подошли к отцу не оборачиваясь и не глядя на него, накрыли его наготу. А Ной, проспашись, проклял сына Хама - Ханаана.

Удивительная история. Ну, казалось бы, Хам увидел наготу отца своего, ну, хмыкнул, ну, неприятно, ну, мелкий семейный конфликт. Но проклинать на веки вечные из-за этого сына Хама, Ханаана, который вообще ни при чем, который не видел наготу дедушки и не издевался над ней? Выдвигалась даже версия, что Хам вступил в сексуальную связь с беспомощным отцом; или кастрировал его; или еще что-нибудь такое, что могло бы вызвать ярость. Или есть еще версия, что «увидел наготу его» - значит, вступил в связь с его женой, то есть с собственной матерью, и Ханаан, таким образом, плод инцеста, потому и проклят. Рассуждать над несколькими строчками можно десятилетиями (энтузиасты так и делают), а истины мы не найдем.

Грустно другое: расисты в США очень долго проталкивали теорию, что все негры — потомки Хама, а потому должны быть рабами у потомков благочестивых Сима и Иафета (каковыми они представляли себя). В ХХ причем веке, во времена, когда на президентский пост уже вступил Кеннеди. И это произносилось очень всерьез.

И очень, очень, очень многие в это безоговорочно верили. Во-первых, это было удобно. А во-вторых, вдруг случайно не поверишь — и Бог случайно забудет про радугу.

Денис КОРСАКОВ

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image