Андрей Арешев: Дональд Туск – уходящий и политика Евросоюза на Южном Кавказе

15 июля, 2019 - 18:07

«Противостояние Кремлю», энергетика и «права меньшинств» – всё, демократия и права человека – ничто

Завершающий свою карьеру в качестве председателя Европейского Совета бывший премьер-министр Польши Дональд Туск (в 1980-х годах – один из создателей антикоммунистического «Независимого студенческого союза» в бывшем немецком Данциге и активист движения «Солидарность» Леха Валенсы) в начале июля проехался по странам постсоветского пространства, участвующим в программе «Восточное партнёрство». Осенью господин Туск, как и другие высшие руководители переживающего не самые спокойные времена Евросоюза, уступает дорогу сменщикам (так, Европейский Совет возглавит франко-бельгиец Шарль Мишель). Активный интерес Брюсселя к взаимодействию со странами «Восточного Партнёрства» со сменой публичных персон никуда не исчезнет. Как нам представляется, активная «продемократическая» риторика, чем дальше, тем больше будет камуфлировать прагматические интересы, обусловленные, прежде всего, энергетическими и коммуникационными возможностями Грузии и Азербайджана как части «Южного газового коридора». «То, что [Туск] побывал в Алятском порту (Баку), а в Грузии ознакомился с портом в Батуми, это показывает то, что ЕС интересуется транспортными проектами региона и он хочет, чтобы между портами в Черном море и в Каспийском море были налажены механизмы взаимодействия. ЕС сейчас нуждается в этих коридорах, чтобы выйти на рынки Центральной Азии, – говорит директор Кавказского центра политического анализа Ахмед Алили. – Сейчас Брюссель налаживает тесные отношения со странами данного региона, и частые визиты официальных лиц туда об этом свидетельствуют. Стратегические отношения между Грузией и Азербайджаном должны послужить тому, чтобы ЕС через них вышел в Центральную Азию».

Кроме того, официальные представители Брюсселя, и прежде всего сам господин Туск, завоевавший в Брюсселе и на исторической родине репутацию «проукраинского маньяка», используют любую возможность для критики политики Москвы на постсоветском пространстве и российских энергетических проектов, делая это подчас в весьма эмоциональной форме. К этому мы ещё вернёмся. Соответственно, ради максимального избавления от мифического «энергетического монополизма Кремля» (при том, что тот же «Северный Поток-2» нужен Европе больше, чем России) все средства хороши, чему яркое подтверждение – подхваченные бакинским официозом громкие заявления действующего пока главы Евросовета на берегах Апшерона. Из этой же серии – знаковая фраза о «поддержке территориальной целостности Азербайджана» (очевидно, в границах бывшей Азербайджанской ССР), вызвавшая негативные отклики в Степанакерте и Ереване.

В частности, высказывается обеспокоенность недостаточно активной, по мнению некоторых армянских экспертов, позицией «революционных» властей Еревана в отстаивании важности неприменения силы и права наций на самоопределение как не менее значимых основополагающих принципов международного права. Официальный Баку не жалеет усилий с целью заполучить выгодные ему формулировки относительно нагорно-карабахского конфликта со стороны европейских и международных чиновников. Так, полагающий Россию «старым врагом Испании», сменщик Федерики Могерини на посту «министра иностранных дел» Европейского Союза 72-летний каталонец Жозеп Боррель Фонтельес, социалист со степенью американского магистра – сторонник принципа территориальной целостности, неоднократно высказывавшийся против независимости своей «малой родины», и это делает ситуацию для Азербайджана ещё более благоприятной. Как известно, Баку и Брюссель в настоящее время находятся в процессе активного согласования текста документа о «продвинутом партнёрстве», в которое предполагается включить политически ангажированные формулировки, прямо противоречащие праву на жизнь Нагорного Карабаха и его народа. В то же время, акценты Еревана в диалоге с Брюсселем, похоже, смещаются в сторону поддержки реформы судебной системы, в то время как прежние власти делали упор на реформу Конституции при техническом сопровождении «Венецианской комиссии». К чему это привело – достаточно хорошо известно, да и конституционный кризис с принятием несколько лет назад кардинально обновленного Основного закона не только не исчез, но и обрёл новые формы.

В Степанакерте не скрывают разочарования речами Туска в Баку, подчёркивая, как отметил пресс-секретарь Президента Арцаха Давид Бабаян, «важность того, чтобы международное сообщество, в частности авторитетные организации и альянсы, к которым относится и ЕС, наконец, выступили с какими-то идеями и принципами». Ведь одно дело – громкие фразы о приоритете демократии и прав человека, и совсем другое – когда видишь близкие отношения с такой террористической страной как Азербайджан. Действительно, если в 2015 году тот же Туск хотя бы говорил о приоритетном характере для Брюсселя демократического развития «восточных партнёров», то в этот раз даже традиционная его встреча с представителями азербайджанского «гражданского общества» стала, судя по всему, пустой формальностью. Глава Евросовета с готовностью делал вид, что верит россказням Ильхама Алиева о том, как «широко шагает» его страна по пути демократических реформ. Далее, Д. Бабаян обращает внимание на отсутствие в заявлении Туска каких-либо упоминаний «...по поводу антиармянской риторики Азербайджана, героизации зарубившего топором спящего армянского офицера человека, реваншистской и агрессивной политики. Но если вы руководствуетесь интересами, то почему тогда вы требуете от других, чтобы они не руководствовались интересами?.. Нельзя скрывать тревоги, а их много. Мы видим икорную дипломатию, проведение Европейских игр в Баку. Хорошо, какой здесь действует принцип? Если говорят о территориальной целостности, то необходимо четко сказать, что имеют в виду: существующие границы или те, на которые претендует Азербайджан? Это совершенно разные вещи».

Ответом на политико-дипломатическую экспансию официального Баку могла бы стать грамотная геополитика, способная обеспечить стабильные и предсказуемые отношения с основными центрами силы, включая Россию, США, европейские страны, Иран. К сожалению, эффективной внешнеполитической работе органов государственной власти в Армении, как отмечается в недавней публикации на сайте Организации «Диалог», зачастую препятствует недостаточный профессионализм и субъективная сфокусированность некоторых парламентариев на собственных «успехах». В результате «провальные для Армении повестки» выдаются за «достижения» и «успешные попытки продвижения армянских интересов в ЕС». В частности, речь идёт о недавней резолюции 28-й ежегодной сессии Парламентской Ассамблеи ОБСЕ, призывающей «стороны конфликтов вступить в переговоры добросовестно, без предварительных условий, с целью достижения всеобъемлющего и прочного мира при полном уважении суверенитета, территориальной целостности и нерушимости международно признанных границ Грузии, Украины, Азербайджана и Республики Молдова». Речь идёт о странах, по вине правительств которых в разное время были развязаны кровопролитные войны, и которые теперь пытаются решить свои проблемы за счёт внешних игроков.

Недостаточно активная работа армянской стороны с представителями отдельных государств Старого Света создает более широкие возможности для недружественных лоббистов. По словам депутата Армана Бабаджаняна, не только внешнеполитическое ведомство, но и парламент не может похвастаться продуктивным диалогом даже с европейскими странами, играющими во взаимоотношениях с Арменией ключевую роль. Не ведётся системного взаимодействия с научно-аналитическими и экспертными центрами и т.д. Добавим к этому заметно оживившееся в последнее время сотрудничество между Баку и Парижем – не здесь ли частично коренятся причины недавних решений французских судебных инстанций, аннулировавших соглашения о сотрудничестве между регионами (городами) этой страны и Арцахом?..

Возвращаясь к относительно краткому заезду пока ещё главы Европейского Совета на Кавказ, отметим, что его пребывание в Армении отмечено, помимо общих фраз, позитивными оценками происходящих после «бархатной революции» изменений и напоминанием о недавно выделенной дополнительной помощи в 25 млн евро, которые предполагается использовать в реализации приоритетных программ в сфере инфраструктуры и экологии. «ЕС продолжит тесно работать с Арменией и вами во благо всей Армении», – заверил Туск, выступая 10 июля на совместном брифинге с премьер-министром Николом Пашиняном. Не забыл он и о Соглашении о всеобъемлющем и расширенном партнерстве (CEPA), содействующим «модернизации Армении, и ЕС продолжит оказывать техническое и финансовое содействие для реализации данного соглашения». При этом гость не уточнил, в какой степени будет способствовать «модернизации Армении» продвигаемое европейскими партнёрами (в том числе в рамках упомянутого соглашения, хотя и без обозначения конкретных сроков) закрытие атомной электростанции в Мецаморе? Соответствующее требование, напомним, всецело разделяется и поддерживается восточным и западным соседями Армении… Процесс ратификации CEPA идёт успешно (соответствующие процедуры завершили 14 из 28 стран), и Брюссель продолжит техническую и финансовую поддержку для его реализации, порадовал Дональд Туск. В контексте визовой либерализации Пашинян напомнил о том, что в Армении ожидают начала «предметного диалога в этом направлении в ближайшее время», на что собеседник ответил, что донесёт это послание странам – членам ЕС. Что касается региональной проблематики, то здесь визитёр ограничился расплывчатыми формулировками, заметив, что карабахский конфликт «не имеет военного решения, и здесь необходимо политическое решение, которое будет соответствовать принципам международного права». Как мы убедились выше, «принципы» эти рассматриваются европейскими чиновниками весьма своеобразно, в угоду текущей геополитической и экономической конъюнктуре. Очевидно, не желая будировать потенциально спорные сюжеты, Никол Пашинян поблагодарил главу Евросовета за «взвешенную позицию» Европейского Союза в карабахском вопросе. Напомним, несколько месяцев назад, рассуждая о российско-армянских отношениях, Пашинян говорил, что в них «нет никаких темных углов, наша позиция и в рабочих беседах, в рабочем общении не отличается от публичной, и это очень хороший шанс поднять на новый уровень наши отношения». Надо надеяться, что «тёмные углы» и недоговорённости отсутствуют не только в диалоге с Москвой. Конечно, при всём желании, Брюссель сложно назвать активным игроком в карабахском вопросе, однако вовлеченность кавказских государств в программу «Восточное Партнёрство» создаёт определённую политическую атмосферу. «Азербайджанская сторона хотела бы, чтобы приоритеты, обозначенные в вопросе соблюдения территориальной целостности Грузии, Украины, Молдовы, Испании, фиксировались и в нашем случае. Факт нарушения территориальной целостности должен осуждаться и в случае с Азербайджаном, – рассуждает политолог Ильгар Велизаде. – Не должно быть обтекаемых формулировок, а должны быть более жесткие и понятные. Они могли бы дать Азербайджану возможность интенсифицировать переговорный процесс и помочь его активизировать, поскольку мы опирались бы на признание со стороны ЕС тех норм и принципов, которые отстаивает Азербайджан. Нам нужно, чтобы ЕС зафиксировал свою позицию так же четко, как и в отношении других стран». И в системном характере соответствующих усилий сомневаться не приходится…

Президент Армении Армен Саркисян, принимая Туска, отметил естественный характер сближения сторон, ибо «Армения всегда была колыбелью европейских ценностей — от нашей религии, культуры до литературы и музыки». Данные ряда социологических опросов свидетельствуют о высоком уровне популярности Евросоюза в Армении и широкой осведомлённости граждан страны о его программах, что свидетельствует не только об их эффективности, но также о высоком качестве свободной от элементов манипуляции информационной работы. К этому можно добавить, что углубление двустороннего диалога предполагает более активное внедрение в стране также и передовых социально-бытовых ценностей современной Европы, неоднозначно воспринимаемых с точки зрения традиционного кавказского общества. Причём – не только в Армении, но и Грузии, где пан Туск открыл международную конференцию «Европейский путь Грузии», приуроченную к 10-летию запущенной в 2019 году программы Евросоюза «Восточное партнерство».

Выступая в Батуми на фоне искусно подзуживаемого антироссийского бурления, он счёл нужным отреагировать на давнее высказывание президента Владимира Путина о крушении Советского Союза как о крупнейшей геополитической катастрофе XX века: «Сегодня в Грузии я бы хотел громко и ясно заявить: распад СССР стал благословением для грузин, поляков, украинцев – для всей центральной и восточной Европы. В том числе и для россиян, я в этом уверен». Что здесь можно сказать? Не берёмся судить о Польше или о других странах бывшего «соцлагеря», хотя некоторые эксперты полагают, что опыт Польской Народной Республики сыграл немаловажную роль в развитии постсоциалистической Польши, равно как и щедрые дотации западных союзников. Но вот что касается Украины, Грузии, Молдовы («передовиков» европейской интеграции), а также Армении и России (также европейским и международным рекомендациям отнюдь не чуждых), то демографическая динамика, сомнительная роль в международном разделении труда, трагический опыт миллионов граждан и многое другое не позволяет разделить озвученное гражданином Туском мнение европейских элит. Впрочем, доказывать что-либо политику, отвергающему СССР, но априори не подвергающему сомнению административные границы республик в его составе, по меньшей мере, непродуктивно…

В заключение отметим, что предстоящая «смена караула» в Брюсселе едва ли приведёт к пересмотру политики на «восточном направлении», включая бывшее советское Закавказье. Сформировать здесь однородное прозападное геополитическое пространство вряд ли получится, однако нескончаемый сериал под названием «евроинтеграция бывших советских республик» будет идти своим чередом. Нет сомнения, что мы услышим ещё немало пафосных речей, призванных прикрыть дефицит содержательной повестки для «восточных партнёров», включать которых на полноправной основе в нестройные ряды Евросоюза изначально никто и не собирался. При этом эволюция самого европейского интеграционного объединения предполагает различные варианты, и возможно, его движение в сторону демократического сообщества регионов при размывании жёсткой бюрократической вертикали создаст почву для позитивных измерений.

 

Андрей Арешев

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image