Жить как боги

29 марта, 2014 - 10:45

К 75-летнему юбилею ереванского Русского драматического театра имени Станиславского

К своему 75-летнему юбилею Русский драматический театр им.Станиславского подошел не только в предъюбилейных хлопотах, но и с премьерой спектакля “Как боги”. Факт, что театр является лидером по количеству премьер не только в республике, но и на всем пространстве СНГ, не оспаривает никто. Как это удается главному режиссеру театра Александру Григоряну при практически символическом государственном финансировании, известно разве что лишь античным богам, которых он, явно не без корысти, и вовлек в свой спектакль.

Новая постановка в очередной раз подтвердила основные принципы, заявленные в самом названии театра. Первое, что он “русский” — для постановки взята пьеса одного из самых востребованных российских драматургов Юрия Полякова. Второе, что он “драматический” — материал выбран в жанре трагикомедии. В-третьих, то, что это настоящий “театр”, становится ясно уже на подходе к вешалке, как и завещал великий Станиславский. В зале был аншлаг, и публика активно реагировала на происходящее на сцене действие. А сюжет драматург закрутил лихо. Юрий Поляков известен как автор, тонко чувствующий нерв и ожидания общества. Романы и пьесы Полякова, как правило, всегда социальны и актуальны, чем и объясняется высокий интерес к его творчеству. Это обстоятельство роднит Полякова с творческими пристрастиями Александра Григоряна, всегда стремящегося к затрагиванию острых нравственных проблем, волнующих современного зрителя.

Итак, кто же герои нового спектакля. Это вполне современная интеллигентная московская семья. Муж Леонид Иванович Гаврюшин (Артур Петросян) — отставной дипломат, которого “учили честно лгать”, поплатился карьерой за то, что этому так и не научился. Будучи по сути добрым и порядочным человеком, он пытается уйти от жестокой реальности, ища утешение в алкоголе и увлечении китайской поэзией. Его страдающая от отсутствия в своей жизни любви жена Вера Николаевна в жестком рисунке актрисы Анны Баландиной — утонченная интеллигентная женщина, обучающая новоявленных доморощенных нуворишей правилам этикета. Для их взбалмошной и непутевой дочери Алены (Елена Варданян), кажется, не существует никаких приличий. Но она полностью преображается от внезапно вспыхнувшей любви к парню “с небом над головой”, бизнесмену Артему Бударину (Арман Межлумян), который мечтает жить “как боги”. В его понимании — это делать все, что душе заблагорассудится. Не оторвалась от семьи и бывшая жена Гаврюшина, любвеобильная женщина-танк Алевтина (Вероника Сароян) — особа, не отягощенная никакими моральными тормозами. Простая доярка, ставшая безденежной вдовой английского лорда, повсюду тащит за собой придурковатого недоросля, по-матерински искренне вытягивая деньги от бывшего мужа, дабы закрыть долги, в которые регулярно влезает ее категорически не способный к бизнесу сын. Но в спектакле есть и другие, более успешные в жизни персонажи, у которых не отнять деловой хватки. Это друг семьи и тайный воздыхатель Веры Николаевны предприниматель Эдуард Никитич Непочатый (Роберт Акопян) и его молодой партнер Артем Бударин, приехавший из Сибири покорять столицу. Вхождение Бударина в семью в качестве нового ученика Веры Николаевны по этикету, становится спусковым курком драматургии пьесы. Перед его сибирской прямотой, мужским напором и обаянием не могут устоять ни мать, ни дочь. Бударин безжалостно ломает их судьбы, беспардонно круша и без того хрупкую семью. А чего церемониться, ведь жить надо как боги, без оглядки на такие мелочи, как нравственность и порядочность.

Александр Григорян нашел весьма точные сценические и режиссерские решения, не отпуская внимание зрителей ни на минуту. Актеры на все роли подобраны точно и играют с видимым удовольствием. Убедителен в своем образе циничного деляги, убежденного во всевластии “никогда не предающих” денег, Роберт Акопян. Органичен и вызывает симпатию герой дебютанта Армана Межлумяна, играющего по-своему честного “простого парня из народа”, решившего жить не как простой смертный. То, что за это придется дорого заплатить, он не задумывается. Дипломат-алкоголик в исполнении Артура Петросяна также не оставляет зрителя равнодушным. Ему сочувствуешь и сопереживаешь. А каждый выход Вероники Сароян становится отдельным номером, что, на мой взгляд, иногда меняет жанр спектакля, переходя из трагикомедии в чистую комедию. Это, видимо, сделано режиссером специально, дабы удовлетворить ожидания той части публики, которая привыкла ждать от спектакля прежде всего развлечения. Кстати, настойчивое желание зрителей, чтобы спектакль не нагружал их нравственными проблемами, а постоянно “делал смешно”, уже становится серьезной проблемой для всех наших театров. В погоне за кассой они вынуждены идти на поводу у публики, боюсь, скоро начнут выжимать смех даже в шекспировских трагедиях. Хотя это тема для отдельного разговора. В данном случае в авторском тексте уже достаточно много остроумных реплик и излишняя комедийность, как мне кажется, была не обязательна. Публика, кстати, осталась вполне довольна увиденным — зал то и дело взрывался аплодисментами. Впрочем, лучше один раз увидеть спектакль, чем прочитать десять отзывов да рецензий на него.

Театр Станиславского еще раз показал, что, несмотря на солидный возраст, он, вопреки перманентному экономическому кризису, пенсионной реформе вкупе с глобальным потеплением, продолжает жить, развиваться и искать пути к зрительскому сердцу.

Остается поздравить театр с премьерой и наступающим юбилеем!

Армен ВАТЬЯН

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image