Присваивание турками армянской керамики

3 августа, 2019 - 23:11

Музеи мира хранят у себя много человеческого достояния, которое, со временем, потеряло своё изначальное происхождение. Такова была судьба прекрасных образцов керамики, взятых из города Кютахья, в нынешней Турции. В Лувре, в Британском музее, эта часть человеческого искусства упоминается как "турецкая" или "османская" керамика. Но такова ли она на самом деле?

До 1960-х годов этот вопрос никого не интересовал, творения из Кютахьи считали чем-то провинциальным и не имеющим отношение к османской культуре в целом. Но когда интерес возрос, то насторожили армянские надписи на керамике, которые указывают на армянское происхождение, что далеко не понравилось туркам.

Но тут турки хитро вывернулись: мол, эту керамику заказывали армянские богачи у мусульманских гончаров, которые им отливали армянские надписи. Также турки и оправдывают армянские надписи на коврах, мол, это тоже часть исламского искусства, на заказ армянам. Этому следовали даже ряд крупных специалистов.

История была, конечно, иной. В этом регионе уже во 2 тыс. до н.э. производилась высококачественная полированная посуда, чаще всего красного цвета. Предполагается, что подобный тип посуды позже распространился по Ближнему Востоку. В Урарту это искусство достигло своего пика - чего стоит известный ритон из Эребуни. Армянские столицы Двин и Ани оставались крупными ремесленными центрами с профессионалами-гончарами.

Кютахья в Позднее Средневековье стала центром армянской керамики. Сосуды из красной глины здесь найдены ещё с античного периода. В XVII-XVIII веках в Османской империи было всего два центра керамической индустрии - армянская Кютахья и Изник(бывшая Никея). Города были конкурентами. При этом древние сосуды из Кютахьи напоминают ранние изделия в Изнике, что указывает на их происхождение. Но Изник считался абсолютно турецким центром. Изник был под патронажем османских султанов и всячески ими поддерживался. Однако в XVIII веке Изник перестал быть крупнейшим центром и его место заняла Кютахья.

Тут производили не только чашки, кастрюли, сосуды и бутыли, но и плитку. 9500 частей плитки из Кютахьи были изготовлены для декорации дворца Фатьмы, дочери султана Ахмеда III, в Константинополе. По заказу армянского патриархата в Иерусалиме, Гроб Господень также был украшен 10000 частями кютахьской плитки.

Однако в XX веке Кютахья также сдала свои позиции. Дешёвый импорт из Европы был выгодней дорогих армянских изделий города. В 1914 году здесь осталось всего лишь четыре мастерские.

Обилие материалов из города привело к выводу, что посуда из Кютахья в основном предназначалась для среднего класса, армян и христианских меньшинств. Надписи на посуде и связь керамики с древними армянскими образцами полностью указывали на происхождение.

После Геноцида, армяне из города разошлись по всему миру. Хотя они покинули страну добровольно: губернатор области Али Фаик Бей отказался выполнять план правительства по депортации и истреблению кютахьских армян. Однако последние всё равно понимали, что безопасности им не ждать, учитывая, что губернатора ждало наказание за отказ.

В 1922 году в Иерусалиме Бальян и Каракашьян открыли мастерскую под названием "Палестинская керамика". Акоп Каракашьян до сих пор управляет ей. Ныне армянская керамика найдена повсюду в Иерусалиме. Она в популярности у местных и туристов. Дело Кютахьи всё ещё живёт.

Но, как уже было сказано, многие ещё долго будут задаваться "очень сложным" вопросом о том, кто же сделал керамику в Кютахье. Под турецкие кивания, кто-то опять придёт к выводу, что это всё турецкое, а армянские надписи сделали на заказ.

Артур Акопян,

ИАПС Антитопор

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.