Гений Александра Таманяна

7 августа, 2019 - 14:31

Армения - плодородная земля. И плодородна она не столь плодами природы, сколько плодами человечества. Армяне дали миру величайших деятелей каждой сферы и каждой науки. Среди таких был и величайший армянский архитектор Александр Таманян.

В Академии художеств Санкт-Петербурга Таманян занимал высокое положение: он был вице-президентом Совета Академии, где прослыл талантливым организатором.

Уже в начале XX века он незаметно прославил себя на всю Россию. При помощи другого русского архитектора, он составлял план простого офицерского посёлка в Прозоровке. Этот план оказался первым в России планом "города-сада". Этой идеей Таманян был вдохновлен и позже окончательно сформировал её в ереванском плане.

Таманян был нужен большевикам, как незаменимый талант, поэтому они пригасили его с семьёй обратно в Армению, после его эмиграции в Иран. Александр Таманян был готов служить Армении, даже если ей властвовали другие.

В 1924 году генеральный план Еревана был утверждён. Это был первый генеральный план города в СССР, здесь Таманян опередил всех. Ереван планировался на 250000 жителей. Он должен был быть засажен деревьями на 80%. Нынешние ереванцы могут видеть это только в хороших снах. Таманян опирался не только на эстетическую сторону, но и на климатическую. Жаркий климат в Ереване требует много тени, для абсолютного комфорта.

Сам Таманян не создавал абсолютно "новый город", как о том твердили социалисты. Таманян взял и старые, и новые идеи и постарался из них создать единство. Ещё в 1856 году у города был план, правда, не полностью реализованный. Часть его Таманян улучшил и также использовал. Город должен был выглядеть ещё лучше, чем он выглядел в раннем XIX веке: тогдашний Эривань - это много палисадников и виноградных садов, небольшие чистые улочки и армянский стиль архитектуры. Эривань тогда немного подпортили мануфактурные и производственные строения. По плану Таманяна, центр Еревана стал торжественным, имея при себе аж три площади(Ленина, Театральная и Шаумяна). Город должен был быть сетью кольцевых и прямоугольных ячеек.

Если в XIX веке чаще всего строили в армянском стиле, в сочетании с русским классицизмом(откуда и знаменитые "чёрные дома"), то теперь речь шла о сочетании армянского со сталинским ампиром. Формула оказалась ещё лучше. Эти постройки стали колоритом нынешнего Еревана.

Александр Таманян был основателем Комитета по охране старины. Заметьте, что именно старины. То есть под охрану, по мнению Таманяна, должны войти не только памятники культуры и истории, но и просто старинные постройки и строения. Таманян понимал ценность истории, оттого и черпал вдохновения и из плана XIX века и древнеармянских источников. Он был ярым противником сноса Церкви св. апостола Павла и Петра V века, старейшей и крупнейшей церкви Еревана того времени. Он планировал построить возле неё площадь и сделать церковь культурным достоянием, но партия была беспрекословна. В то же время, ему удалось спасти ряд других церквей.

Знаменитый Театр Оперы и Балета имени Спендиарова был сакральным местом. Он стоял на месте бывшей армянской церкви, которая, по ереванскому преданию, стояла на месте языческого храма. Культурное наследие современной Армении Александр Таманян не зря разместил на этом сакральном месте, как бы продолжая традицию. К сожалению, поставить прекрасные скульптуры на крышу Театра Таманяну не дали. Мол, слишком буржуазно.

Вскоре потребовался новый план, так как население Еревана стала расти крайне быстро. Для армян диаспоры создавались города-сателлиты, которые позже должны были аккуратно войти в состав Еревана. Таковыми были Нор-Мараш, Нор-Зейтун, Нор-Киликия и другие подобные районы Еревана. Однако до конца создать новый план Таманян не успел.

Его колоссальный гений в том, что все последующие планы города - 1951 года, 1971 года и крайне искажённый бизнес-застройщиками план 2006 года, писались на основе его же планов, фактически не создавая никаких новых концепций. Кажущиеся частью современного Еревана Северный и Главный проспект, построенные в президентство Роберта Кочаряна, были ещё в планах Таманяна. Другое дело, что он не написал, как они должны выглядеть. Это стало поводом для властей легитимировать снос старых построек, мол, как Таманян завещал. Но где это Таманян призывал сносить старый Ереван?

К сожалению, как и другие армянские гении, трудам Таманяна ныне тяжело. Ереван даже на треть не приблизился к идее прекрасного "города-сада", став городом без концепции строительства, без идеи. А ещё и лишившись части своей старины, которую Таманян пытался сберечь. Как сказал один из современных армянских архитекторов, "хорошо, что Таманян уже умер. Иначе бы он, при виде всего, что происходит с Ереваном, получил бы инфаркт". Неужели такова судьба всех армянских величайших деятелей?

Артур Акопян,

ИАПС Антитопор

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image