Намерена ли Турция воевать в Сирии на двух фронтах?

20 августа, 2019 - 19:08

События последних дней показали, что Эрдоган втягивает Турцию в несколько новых военных кампаний в Сирии.

Во-первых, он активизировал усилия по поддержке отрядов вооруженной оппозиции и радикальных исламистских группировок в провинции Идлиб, которая до последнего времени считалась «зоной деэскалации». Из Турции в срочном порядке перебрасываются боевикам все новые партии оружия и боеприпасов, включая реактивные снаряды и дроны. Соответственно, участились обстрелы позиций правительственных войск и российской военной базы Хмеймим. Взятые на себя обязательства на переговорах с РФ и Ираном в Астане по разоружению террористических группировок в этом районе и отводу тяжелых вооружений от линии соприкосновения сторон, Эрдоган так и не выполнил. Похоже, что он изначально не собирался их выполнять, поскольку арабо-суннитская оппозиция и радикальные исламистские группировки остаются его близкими партнерами и союзниками в борьбе с режимом Асада в Сирии. А свое заявление о намерениях помочь Москве в борьбе с террористами он сделал лишь для того, чтобы получить «зеленый свет» на вторжение своих войск в северные районы Сирии и проведение карательных операций («Щит Евфрата», «Оливковая ветвь») против курдских отрядов самообороны, под которыми он и понимает главную для себя террористическую угрозу.

Правительственные войска Сирии при поддержке ВКС РФ вынуждены были принять ответные меры в Идлибе по разгрому бандформирований типа «Гейят тахрир аш-Шам» (Организация освобождения Леванта) – бывшая «Джабга ан-Нусра» (запрещена в РФ). За последние дни сирийской армией и ее союзниками из числа иностранных шиитских группировок были освобождены несколько населенных пунктов на подступах к стратегически важному г.Хан-Шейхуну.

19 августа 2019 года во время передвижения механизированной колонны турецких войск в зоне боевых действий по дороге был нанесен ракетно-бомбовый авиаудар. Министерство обороны Турции осудило эти действия, сообщив, что при этом погибли трое мирных граждан-сирийцев и 12 других – получили ранения. Турецкая сторона не указывает, чьи именно самолеты нанесли удар, однако, в своем заявлении подчеркивает, что это противоречит договоренностям с Россией. «Мы оставляем за собой суверенное право на оборону и ждём, что незамедлительно будут приняты меры во избежание повторения таких инцидентов» — заявляют в Минобороны Турции.

Таким образом, противостояние вокруг провинции Идлиб вступает в свою новую фазу, когда Анкара уже не ограничивается ведением прокси-войны против Асада руками своих сателлитов, а усиливает группировку турецких войск и провоцирует прямые боестолкновения между своими и сирийскими военными. Ранее Эрдоган не раз заявлял, что не допустит наступления правительственных войск в Идлибе, так как опасается за жизни 3,5 млн населения этой провинции и новой волны беженцев в Турцию.

На самом деле, турецкое руководство рассматривает Идлиб как свой надежный форпост на северо-западе Сирии, к которому примыкают другие оккупированные турками территории (северная часть провинции Алеппо, район Африн и т.д.). Лишившись Идлиба как своего форпоста и прочного тыла, турки вскоре могут потерять и остальные районы на северо-западе САР.

Одновременно, Эрдоган продолжает заявлять о готовности со дня на день ввести турецкие войска на северо-восток этой страны и ведет интенсивные переговоры с администрацией США по поводу создания так называемой «буферной зоны» или «зоны безопасности» на приграничной сирийской территории. Пока стороны не договорились о глубине и ширине этой зоны и, кто ее будет контролировать, но похоже, что Вашингтон готов пойти навстречу Анкаре в этом вопросе. Для американцев главным является не допустить на восточный берег реки Евфрат и в Сирийский Курдистан правительственные войска или их иранских союзников (КСИР Ирана, ливанская «Хизбалла», другие проиранские шиитские группировки). Безусловно, США не заинтересованы и в разгроме отрядов курдского ополчения, которые сражались с ними против боевиков ИГИЛ (запрещено в РФ) и сегодня составляют основу 40-тысячного проамериканского корпуса сил «Демократического альянса». Скорее всего, американцы учтут печальный для курдов опыт вторжения турецких войск в район Африн, когда погибло несколько сот курдских ополченцев и десятки тысяч курдских семей вынуждены были спасаться бегством. Какие-то гарантии безопасности сирийским курдам со стороны Вашингтона, скорее всего, будут даны.

Но исключать провокаций после размещения турецких военных на северо-востоке Сирии на курдских землях не следует. С обеих сторон есть силы, которые могут спровоцировать турецко-курдский вооруженный конфликт. Еще свежи воспоминания очевидцев о теракте в приграничном турецком городе Суруче 20 июля 2015 года, после чего Эрдоган нарушил перемирие с РПК и вновь развязал военные и карательные операции против турецких курдов.

Вряд ли для турецких войск вторжение на северо-восток Сирии окажется «увеселительной прогулкой». Отважные воины, получившие опыт боевых действий с джихадистами ИГИЛ, и, имеющие на вооружении современные виды боевой техники и тяжелого оружия (БТР, ПТУРСы, гаубицы, минометы и т.п.), курды могут оказаться для Эрдогана «крепким орешком». Нельзя забывать и о том, что огневую и логистическую поддержку им оказывают спецназ и армейская авиация США, а военные советники и специалисты у них из Великобритании и Франции.

Таким образом, если Эрдоган все же решится на новые военные авантюры в Идлибе и на северо-востоке Сирии, то может не только потерпеть в них поражение, но и потерять доверие со стороны других заинтересованных в Сирии иностранных государств, включая Россию.

Ведущий научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, кандидат исторических наук Иванов Станислав Михайлович

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image