О бакинской истерике вокруг иранских мечетей

19 октября, 2019 - 19:29

На днях в Арцахе произошло знаменательное событие – в историческом культурном центре края – городе Шуши, в торжественной обстановке состоялось открытие армяно-иранского научно-культурного центра. На церемонии открытия президент Республики Арцах Бако Саакян  выразил надежду, что центр будет играть важную роль в деле укрепления армяно-иранских связей и развития межрелигиозного и цивилизационного диалога. Вполне ожидаемо в Баку встретили данное событие в штыки.

Представители бакинского режима, в частности, негодуют по поводу реставрации персидской мечети в г. Шуши. А ведь по идее им не должно быть никакого дела до этого…

Верхняя мечеть в Шуши является одним из образцов иранского религиозно-культурного наследия.  Она была построена во второй половине XIX века по проекту иранского архитектора Карбели Сефи Хана и являлась главной мечетью мусульман города до начала XX века. В советское время мечеть была преобразована в исторический музей.

Власти Арцаха не раз отмечали, что восстановление Верхней мечети г. Шуши имеет важное значение для республики с точки зрения сохранения историко-культурного наследия, так как каждый исторический памятник на территории Арцаха, независимо от религиозной или культурной принадлежности, является собственностью народа.

История свидетельствует о том, что Шуши, один из самых развитых городов Закавказья XIX – начала XX веков, располагался на торговом пути между Российской империей и Ираном, и процветание торговли и ремесла в городе привело к тому, что сюда съехалось также закавказское тюркское население региона. В городе появилась достаточно большая шиитская община, компактно заселившая нижнюю часть Шуши, начали активно строиться мечети, медресе и другие исламские учреждения, которые проектировались персидскими архитекторами с учётом традиций местной архитектуры.

По словам историка Сарасара Сарьяна, к 20-му году прошлого столетия Шуши, как и многие армянские города, был поделен на две половины – мусульмано-шиитскую и армяно-русскую, христианскую. «При этом армяне Шуши оставались большинством населения, и это продолжалось до входа в город турецкого регулярного войска, что воодушевило местное мусульманское население на межэтнические столкновения», – утверждает Сарьян.

Политика геноцида против шушинских армян в 20-х годах прошлого столетия стала  логическим продолжением политики Турции по уничтожению западных армян. В мае 1988-го года последние армянские семьи были изгнаны из Шуши. С освобождением 9 мая 1992-го года карабахскими силами самообороны Шуши, превращенного руководством Азербайджана в военную базу, откуда подвергалась систематическому артобстрелу столица НКР г. Степанакерт, начался восстановительный процесс в историческом культурном центре армян Карабаха. Особое внимание уделялось возрождению прежнего облика Шуши.

«В отличие от Азербайджана, мы не пошли по пути вандализма и сохранили в Шуши мечети и медресе, – отмечает Сарасар Сарьян. – Часть из них отреставрирована, часть находится на стадии реставрации. И нет ничего удивительного в том, что в данном деле нам содействуют иранцы, ведь это их духовно-культурное наследие».

Мечети Шуши напоминают об исторических связях Персидской империи с Южным Кавказом и Арцахом, в частности. Согласно историкам, иранская культура проникла на территорию Арцаха вместе с установлением власти Персидской империи в Восточной Армении. Продолжительное совместное проживание в составе единого государства привело к значительному влиянию Ирана на культуру и быт народов Южного Кавказа. А потому восстановление и сохранение объектов персидской культуры власти Арцаха посчитали своим долгом. Наравне с многочисленными монастырями, церквями и другими христианскими объектами и историко-духовными памятниками все мусульманские объекты на территории Шуши и республики находятся под охраной государства. Более того, с учётом малочисленности исламских  памятников в Арцахе власти сочли необходимым принять неотложные меры по их защите. В целом в Шушинском районе НКР зарегистрировано 576 историко-культурных памятников, которые решением правительства взяты под охрану. Среди мусульманских памятников – Верхняя и Нижняя мечети, Медресе Вагифа, которое отреставрировано при участии французских благотворителей. А на территории Нижней мечети проведены очистительные работы.

Ещё в 2006-ом–2007-ом годах начались работы по консервации Верхней мечети, а в 2009-ом году была сооружена временная кровля.

Реализация проекта реставрации началась в 2014-ом году под эгидой фонда «Возрождение восточного исторического наследия» (Revival of  Oriental Historical Heritage Foundation) в рамках программы благотворительного фонда «Инициативы развития Армении» (IDeA) по развитию Нагорного Карабаха. К работам были привлечены иранские и армянские архитектурные компании, и Организация культурного наследия, ремёсел и туризма Ирана, благодаря которой в реставрации приняли участие 12 иранских специалистов, имеющих опыт восстановления исламских культовых сооружений. На реставрацию Верхней мечети  в целом было направлено 1,5 миллиона долларов.

Сегодня на сайте фонда IDeA сообщается: «Верхняя мечеть в Шуши восстановлена в первоначальном виде. Полностью отреставрировано также здание медресе (духовного училища), расположенное по соседству с мечетью, расширена и благоустроена прилегающая к мечети территория, разбит сквер».

К реализации проекта, инициатором которого выступило управление по туризму и охране исторической среды министерства экономики Арцаха, в частности, были привлечены  представители иранской компании «Саман Джахан». Тут стоит заметить, что после объявления о намерении осуществить проект реставрации свои услуги предложили разные организации, однако в качестве подрядчика была выбрана именно иранская компания, с учётом того, что, как уже отмечалось выше, исламские памятники, расположенные на территории Нагорно-Карабахской Республики, относятся в основном к персидскому культурному наследию.

Директор «Саман Джахан», известный иранский архитектор Саид Нахаванди провёл вместе со своей группой специалистов ряд исследований относительно роли и значения мечети, а также по истории самого Шуши. Иранские архитекторы и историки подошли к своей работе со всей ответственностью, бережно обращаясь с историческими фактами. Они изучили архивные материалы разных стран мира, получив в результате целостный облик не только мечети, но и города Шуши. В беседе с представителями СМИ Саид Нахаванди особо отмечал, что они далеки от политики и подходят к вопросу исключительно с профессиональной точки зрения: «Мы лишь делаем нашу профессиональную работу, и не имеет значения, в какой стране. Я архитектор, и мне нет дела до того, какие отношения между государствами. Мы хотим сохранить нашу иранскую культуру, чтобы передать её нашим детям».

Следует также отметить, что для составления точного проекта в соответствии с историческим обликом Верхней мечети возникла необходимость предварительного археологического исследования территории объекта. В результате проведённых раскопок,  на территории мечети, в частности, были обнаружены надгробные камни мусульманских захоронений, датированных в основном 1905-1906 годами. Надписи на мечети и  могильных плитах у её стен в основном выполнены на фарси, что также свидетельствует об их принадлежности к иранской культуре.

Тем временем официальный Баку, постоянно пытающийся использовать религиозный фактор для настраивания Ирана против Армении и Арцаха, в свойственной ему манере поднял хай, обвиняя армян «в уничтожении исламских памятников». В азербайджанском истеблишменте прекрасно понимают, что реализация совместных ирано-карабахских  проектов по восстановлению исторических памятников создаст основу для дальнейшего двустороннего сотрудничества, в частности, в сфере культуры, которая, как известно, выше политики. К своей чести, иранская сторона, принципиально придерживается данной позиции, результатом чего и стало недавнее открытие в Шуши армяно-иранского научно-культурного центра.

В мэрии Шуши утверждают, что Верхняя мечеть привлекает туристов, особенно граждан Ирана, и после реставрации ожидается увеличение потока иностранцев. Всё это не на шутку раздражает бакинский режим, снедаемый реваншистскими, бесчеловечными идеями в отношении всего армянского, а по сути, и христианского в целом. Действия карабахской стороны они пытаются представить как, ни много ни мало, «направленные на подрыв единства между странами, исповедующими ислам».

Между тем бакинским пропагандистам давно уже следовало понять, что зариться на чужое – дело не только постыдное, но и бесперспективное и тщетное. Ведь во рту не станет слаще от того, если постоянно повторять «халва, халва»…

Ашот Бегларян, Степанакерт

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image