В Москве выставят на аукцион письма Параджанова, написанные им из заключения

6 декабря, 2019 - 14:35

11 декабря в Москве пройдёт аукцион, одними из лотов которого станут редкие письма Сергея Параджанова, написанные им в заключении. Также на аукцион будет выставлен подписанный Андреем Тарковским экземпляр сценария фильма «Зеркало».

«Один из уникальных лотов предстоящего аукциона — подписанный Андреем Тарковским экземпляр сценария фильма „Зеркало“ из специального тиража в твёрдом переплете с дополнительными листами для заметок — таким образом было напечатано всего несколько экземпляров для съёмочной группы. Старт: 630 тысяч рублей», — говорится в сообщении аукционного дома «12-й стул».

Письма Сергея Параджанова будут выставлены со стартовой ценой 325 тысяч рублей за каждое письмо. «Это письма сестре и племяннику, а также рисунки и фотографии Параджанова. Режиссёр отбывал срок в тяжелейших условиях лагеря строгого режима. Из письма 1976 года: „Осталось 810 дней. Нет сил. Вероятно, это конец“. В письмах родным он пишет о голоде и о том, что если он попробует что-нибудь записывать из своих идей, то ему могут добавить срок». В составе этого лота есть открытки с автопортретом за колючей проволокой и в тюремном ватнике.

Цитируется по рукописным воспоминаниям племянника Сергея Иосифовича Георгия Параджанова:

«Как познакомились Сергей Параджанов и Андрей Тарковский.

Это был 1966 г. Сергей Параджанов жил в Киеве, уже был снят фильм „Тени забытых предков“. Фильм вошел в сто лучший фильмов всех времен и народов. Тарковский снял фильм „Андрей Рублев“ в 1966 г. Параджанов и Тарковский знали друг друга заочно по фильмам. Тарковский приехал в Киев в связи с премьерой „Андрей Рублев“. Тарковский хотел познакомиться с Параджановым и пригласить на премьеру. К Параджанову пришел скульптор Николай Рапай. Сказал Сергею, что с ним хочет познакомиться Тарковский. Сергей сказал: „Пожалуйста, приходите вдвоем, но вечером попозже“. Параджанов жил на бульваре Тараса Шевченко прямо напротив цирка. У Параджанова в квартире был ремонт. Две комнаты, в которых он жил были совершенно пустые, не было ни мебели, ни антиквариата. Параджанов не мог жить без старинных вещей, все-таки сын известного в Тбилиси антикварщика Иосифа Параджанова. Параджанову белили стены. Сергей Иосифович позвонил в цирк своему другу Шевченко, дрессировщику львов и тигров. Сказал, что ему нужно восемь мешков опилок и маленькую зебру. На вопрос Шевченко: „Зачем тебе опилки и зебра? “, — Сергей сказал: „Не твое дело“. Опилки Сергей разбросал на полу по всей квартире. Подняли по лестнице зебру. Сергей поставил зебру в спальню. Комнаты были проходные. Вокруг зебры разбросал огромное количество редиски. В доме из мебели был только большой овальный стол и костёльная лава, на которой он спал. Параджанов покрыл стол белоснежной скатертью из кружев шантильи. Поставил большой серебряный кубок. Всем говорил — это кубок Потоцкого — и мерную бутыль с красным вином.

Наступил вечер. Сергей приоткрыл входную дверь в квартиру. А сам медленно заливал вино в кубок. Хлопнула железная дверь лифта. Параджанов понял, что пришли Тарковский и Рапай. Но продолжал наливать вино. Кубок наполнился, вино стало переливаться на скатерть. Образовалось красное пятно, быстро расползаясь. В дверях стояли растерянные Тарковский и Рапай. Тарковский тихо произнес: „Сергей Иосифович, вино переливается“. Не обращая внимания на вошедших, Параджанов продолжал лить вино. „Не мешайте мне. Я жду Тарковского». „Сережа, мы уже пришли“, — сказал Рапай. Параджанов повернулся, улыбнулся, пригласил. Параджанов и Тарковский обнялись. Сергей предложил сесть на лаву, извиняясь, что в квартире ремонт. Неожиданно послышалось ржание. Тарковский и Рапай заглянули в дальнюю комнату. У Тарковского от увиденного изменилось выражение лица. На фоне белой стены стояла зебра, на полу опилки и редиска. Сергей расставил бокалы. Принес из кухни сациви и грузинский хлеб. Проговорили до рассвета. Перед уходом Сергей сказал: „Я хочу тебе что-нибудь подарить, но все в коробках на кухне“. Тарковский сказал: „Сергей, если можно подари эту скатерть“. „Скатерть, пожалуйста, но это недостаточно“. Вышел на кухню. Вернулся с самоваром. „Это серебряный самовар тебе“. Но пустому Киеву шли Тарковский и Рапай. Остановился милицейский УАЗ. Милиционер спросил: „Вы, наверное, от Параджанова? Садитесь, мы вас подвезем“».

Публикуется впервые. Ранняя публикация о первой встрече Параджанова и Тарковского несколько искажена. Подпись автора. Дата написания — 2 ноября 2019 г.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image