Навязчивый и занудный отзвук

5 февраля, 2020 - 14:26

Почти целый месяц – до 1 марта будет работать в Москве выставка, названная “Эхо советского Азербайджана. Ковер. Вышивка. Плакат”. Эта выставка открывается 5 февраля в Государственном музее Востока на Никитском бульваре.

Мероприятие стало результатом взаимодействия Музея Востока с Министерствами культуры России и Азербайджана, а также с посольством Азербайджана в РФ. Так что заодно, надо полагать, получился неплохой подарок на день рождения, каковой 4 февраля отметил руководитель диппредставительства АР в России Полад Бюльбюль оглы (Полад Муртуза оглы Мамедов). Ему исполнилось 75 лет.

Лыко в строку: Упомянутый юбилей стал поводом для реверансов не только в Азербайджане. Почествовали его и в той же России, где г-н Бюльбюль-оглы работает послом с 2006 года. Любят его там, ценят и уважают по старой КВН-ской памяти и советской попсовой эпохе, в ходе которой звучал и его писклявый дискант. Были у него неплохие песни, не спорю. И в кино пару раз снялся. Но величать его “знаменитым певцом, композитором, актёром и государственным деятелем”, как это сделал портал Classicalmusicnews.ru, – уже слишком, знаете ли.

На вкус и цвет товарищей, вестимо, нет, у каждого – свои приоритеты. Однако позволю себе всё же порекомендовать медиа-ресурсам, претендующим на топ-позиции на российском культурном пространстве, быть осмотрительнее в раздаче комплиментов и не соблазняться блестящей мишурой. 

Кстати, упомянутый портал уважительно цитирует афоризм, который, оказывается, придумал “сын соловья”, то есть Бюльбюль оглы: “И музыканты, и дипломаты пишут ноты”. Не дав себе труд почитать матчасть и узнать, что еще лет 250 назад французский политик и дипломат, министр иностранных дел при Директории, Наполеоне I и Луи-Филиппе – Шарль-Морис Талейран (интриган был, конечно, тот еще, беспринципная личность, но как профессионал оставил “азербайджанского самородка” далеко позади) высказался: “В дипломатии – как в музыке: если мотив не положен на ноты, то никакой цены ему нет”. Это к слову.

По информации, размещенной на сайте Государственного музея Востока, центральная тема выставки – ковры и вышивки 1920–1970-х годов с изобразительными мотивами советского периода из собрания Азербайджанского музея ковра и Государственного музея Востока. “Экспозиция расскажет о феномене влияния исторических катаклизмов на декоративно-прикладное искусство”,- отмечается в сообщении. Всего для выставки отобрано 40 экспонатов, среди которых – ковры 1920–1970-х гг. из собрания Азербайджанского национального музея ковра (Баку), ковры, революционные вышивки и эскизы к ним 1920-1930-х гг. из собрания Государственного музея Востока, плакаты из коллекции Фонда Марджани (Фонд поддержки и развития научных и культурных программ, носящий имя татарского богослова и педагога Шигабутдина Марджани, –общественная некоммерческая организация, работающая в сфере развития гуманитарных наук, культуры и искусства; позиционирует себя как структура, нацеленная на сохранение историко-культурного наследия народов Евразии. Действует в Москве). Впервые в полном объеме будет представлен агитационный текстиль из коллекции Музея Востока.

Широко шагал Азербайджан в советскую эпоху, как крылато констатировал в сентябре 1982-го Генсек ЦК КПСС Леонид Брежнев во время визита в Баку, награждая республику ордена Ленина. Через пару месяцев Брежнев отошел в мир иной. А слова его запомнились. В феврале 2018-го, по случаю 25-летия установления дипломатических связей между Россией и Азербайджаном, глава Комитета Госдумы по международным делам Федерального собрания РФ Леонид Слуцкий заявил, что “Азербайджан стал одной из самых процветающих экономик далеко за пределами постсоветского пространства, а также стоит у истоков многих великих международных инициатив”. Стоять-то он стоит, но вот у истоков чего – поспорим мы тут с Леонидом Эдуардовичем, принципиально поспорим.

Касательно ковров, вышивки и плакатов, посредством которых в Советском Азербайджане тоже истово демонстрировали преданность идеям марксизма-ленинизма, можно отметить, что они, отразив советские реалии, в свое время служили инструментами политической пропаганды. Сегодня идеологическая “окраска” отошла на задний план. И это неизбежно. Уж и то хорошо, что новорыночная госноменклатура не отправила созданные в те десятилетия артефакты в топку.

В представленных экспонатах кураторы выставки в Музее Востока прослеживают разнообразные влияния – “от восточной миниатюры, традиционных намазлыков, каджарского искусства до изобразительного искусства, получившего мощное развитие в Азербайджане в XX веке, а также книжной графики и театральных афиш”. Намазлыки, то есть молельные коврики, имели, конечно, хождение и в средние века на территории, которая ныне называется Азербайджан. Но приплетать сюда “за компанию” каджарское изобразительное искусство, связанное с династией Каджаров, которая правила в Иране с 1795 по 1925 гг., думается, некорректно. Да и “древнее азербайджанское ковроткачество”, на которое намекается в распространенном сообщении, существует, в лучшем случае, в воображении нынешних обитателей Апшерона. А также – тех, кто верит их байкам.

  Ашот Гарегинян

 

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image