Армения: век XXI

17 апреля, 2014 - 12:55

Предлагаем новое эссе Рафаэля АКОПДЖАНЯНА, но только в этот раз не этнокультурное, а геополитическое. Впрочем, не без культурной составляющей. Иначе и быть не может, поскольку он в первую очередь человек культуры. Драматург и эссеист. Напомним, наш постоянный автор Рафаэль Акопджанян уже двадцать лет живет в США, выпустил десятки книг, брошюр, путеводителей, а также опубликовал множество путевых очерков. Часть своих эссе он собрал в интереснейшую и очень полезную книгу “Путешествия армян” — прежде всего об армянах Америки. Сейчас он готовит второе издание этой замечательной книги. Благодарим автора за экслюзивный материал.

ПОГРЕБЕНИЕ “ЖЕЛЕЗНОГО ЗАНАВЕСА”

Время от времени по Европе кто-то да бродит. Долго бродяжничал призрак коммунизма, побуянил, пообломал судьбы и капитально осел на территории бывшей Российской империи. Нынче бродит призрак другой — призрак сепаратизма. (Слово-то какое резкое, воинственное, куда спокойнее перевод с латинского — “отделение”.)
Хельсинкский акт, закрепляющий политические и территориальные итоги Второй мировой войны, призван был зафиксировать послевоенное устройство почему-то только в 1975 году. Наверно, в связи с 30-летием разгрома гитлеровской Германии. Через восемь лет этот акт благополучно нарушило пришлое кипрское турецкое население. Отхватив 38% острова Кипр, турки-киприоты провозгласили Турецкую Республику Северного Кипра, признанную, кто бы сомневался, лишь Турцией. Вот вам классический пример двойного, беззастенчивого, а главное, безнаказанного попрания международного соглашения. Потеснив коренных греков (Анкара, надеюсь, не возразит, что Афродита, по прозвищу Киприда, богиня греческая, а не турецкая), непризнанная республика, благодаря патронажу “старшего брата”, существует и по сей день, изредка вызывая крайне вялые осуждения да ленивые порицания. Ну а чем хуже автохтон-армянин Арцаха инородного турка-киприота? Смогут ли турецкие политики вразумительно ответить на этот вопрос?
В конце второго тысячелетия политический климат резко изменился: рухнул “железный занавес”. Карту мира пришлось основательно перекроить. Воссоединились ФРГ и ГДР (такое воссоединение назвать сепаратизмом язык не повернется), “бархатно” разъединились Чехия и Словакия, на пятнадцать республик распался СССР, вместо Югославии появились шесть государств. А под занавес югославского расчленения парламент Косово в одностороннем порядке объявил о собственной независимости. Оный реестр, по всей вероятности, рано или поздно пополнится новыми странами. О своих суверенных амбициях объявляют баски и автономные каталонцы, франкоговорящая Валлония грезит покинуть Бельгию и войти в состав Франции, италоязычный регион Венето во главе с Венецией намеревается отделиться от остальной италоязычной Италии. Как там Джузеппе Гарибальди? Не переворачивается ли в гробу? Крым потянулся к России, вызвав конфронтацию Америки и Европы с РФ. (Ай, да “товарищ” Хрущев! Показали-таки кузькину мать!) Даже традиционно прижимистых шотландцев не отпугивают непредвидимые расходы, связанные с независимостью. Шотландия спит и видит во главе своего государства не королеву, да храни ее Бог, а стареющего красавца Шона Коннери. Правда, в образе небезызвестного Джеймса Бонда он состоял на службе Ее Королевского Величества. Ну и что? Отслужил свой срок — пора в президенты. И чем не глава государства, со знаковой татуировкой на правой руке Scotland forever! Во всяком случае, по актерскому дарованию Шон Коннери намного выше Рональда Рейгана. Но посредственный актер Рейган был политиком выдающимся. Приведу только один пример. В пятницу 26 февраля 1988 года (обратите внимание на дату!) он записал в своем дневнике, что “у армян появились проблемы с Советами и Армения стремится к независимости”. В отличие от советского руководства, сороковой президент США понимал, если кардинально не найдется решение проблемы карабахцев, Нагорный Карабах станет могильщиком коммунистического режима.
Сепаратизму поставлен казуистический заслон: право народов на самоопределение подчинено территориальной целостности страны. Но никак не наоборот. Такое крючкотворство подсказывает прямолинейные решения демократических коллизий и закладывает на долгие годы бомбу замедленного действия под свободу народов. Словом, не международные организации для народов, а народы для ООН и Европарламента. Такая парадоксальная логика вогнала и Арцах в правовую изоляцию. Расчленение СССР бурно приветствовалось, а вот территориальная целостность Азербайджанской ССР, в границах, очерченных сталинской рукой, — почему-то неприкосновенна.
Вспомним, что под территориальной целостностью первоначально подразумевалось “основополагающее международное право, призванное обеспечить стабильность в межгосударственных отношениях”. Политические “анестезиологи” надеются, что такой принцип подведет современную Европу, согласно Канту, “к вечному миру”. А как быть с внутригосударственными отношениями? Еще при Советской власти из Нахичеванской АССР, следуя инструкциям Баку, успешно выдавливались армяне. В одном из городов этой автономной республики я любовался одиноко возвышающейся армянской церковью XVII века, превращенную... в типографию, а напротив церкви — действующая мечеть. Подобная “антирелигиозная пропаганда” в условиях “развитого социализма” и есть самый красноречивый кощунственный, дискриминационный показатель. Жесткому прессингу бакинских властей подвергались и армяне Нагорно-Карабахского Автономного Округа, искусственно нарушая этнический баланс в пользу азербайджанцев. Так чего же сегодня добивается Азербайджан от Арцаха, над которым давно потерял контроль?
Как-то Мексика выступила с требованием вернуть штат Калифорния. Американцы с готовностью ответили, что вернут при условии, если мексиканское правительство оплатит все расходы по строительству фривеев. Не знаю, насколько достоверны эти сведения, но коль скоро Азербайджан ратует за свою территориальную неприкосновенность, готов ли Баку возместить расходы Арцаха на восстановление городов и сел, на укатанные дороги, на обновления инфраструктур? Или же соседняя республика пытается отхватить вновь отстроенный и обустроенный край задарма? А как быть с коренным армянским населением? Депортировать? Исламизировать? Быть может массово последовать примеру топорных дел мастера, коварного убийцы Сафарова: заруби армянина и станешь героем? Какие компромиссные рекомендации имеются у международных организаций?

И ХАОС, И ГНУСНЫЙ
ЗАГОВОР


Гроссмейстер “Великой шахматной доски” Збигнев Бжезинский считает, что история, главным образом, продукт хаоса, а не результат заговора. Так-то оно так! Однако знаменитый американский поляк не уделял особого внимания “армянскому вопросу”, иначе он бы осознал, что в случае с армянами это и хаос, это и гнусный заговор.
В начале 30-х прошлого столетия польский юрист, выпускник Львовского университета (где училось и немало армян, в том числе и спасшиеся от турецкого ятагана) Рафаэль Лемкин (1900-1957), в будущем по кровавой обратимости истории советник главного обвинителя от США на Нюрнбергском процессе, ввел в правовой обиход термин “геноцид”. А в середине 1950-х он же в беседе с комментатором CBS News сказал: “После армян Гитлер приступил к своим акциям”. Найдите в YouTube — The Genocide Word by Raphael Lemkin. Правда, просмотров досадно мало, около 12 тысяч, а как сделать, чтобы их стало 12 миллионов? 120 миллионов?
Хаос усугубляется, помимо всего прочего, и за давностью лет. Как-то турчанка, профессор из Чикаго, упрекнула меня, что геноцид устроила одна страна, а отвечать приходится стране другой.
— Ведь убивали армян в Оттоманской Турции и Турции младотурок. Почему же за их преступления ответственность перекладывать на сегодняшнее правительство?
Пришлось поблагодарить ее за слово “преступления”, попутно припомнив таблицу Бредфорда де Лонга из университета Беркли (Калифорния). В статье “Гражданское население, уничтоженное правительствами в XX веке” он приводит следующие цифры:
1909-1917 гг. — уничтожено 1 900 000 младотурками.
1918-1923 гг. — уничтожено 90 000 при Ататюрке.
На фоне младотурок Мустафа Кемаль выглядит куда “скромнее”!
Есть и топонимический хаос. Третий по значимости город в Колумбии — Армения — назван в память о жертвах массовой резни в правление Абдул Гамида II. На картах Сальвадора и Гондураса, Эквадора и Белиза можно найти топонимы “Армения”.
Признали ли эти страны геноцид? К сожалению, жители всех этих “Армений” не то что о геноциде армян, об Армении имеют смутное представление. МИДу РА следует подсуетиться!
Наглость города берет, бесстыдство с высоких трибун вносит сумятицу, порой переходящий в настоящий хаос. Уже дерзко и во весь голос турецкое правительство утверждает, что в геноциде 1915 года повинны не “миролюбивые турки”, а “агрессивные армяне”. А с каждой новой весной пепел невинно убиенных в Муше и Зейтуне, Сасуне и Эрзеруме, Карсе и Ване (сколько еще перечислить городов и сел, чтобы убедить мир в турецких зверствах?) стучит в армянских сердцах. Не перестает стучать и в моем сердце, сердце потомка, с одной стороны, эрзерумского деда, с другой — карсского.
Теперь очень кратко о заговоре. Лемкинский термин “геноцид” широко употребляется и растиражирован даже в странах, не признавших геноцид армян. Разве это не скрытый заговор молчания в поддержку Турции, которая вот уже более полвека пользуется особой преференцией, не в последнюю очередь и как член НАТО.
Прошлый век, как это ни печально признавать, останется в памяти человечества веком массовых убийств. Свыше 50 планомерных акций произошло в XX веке, унесших в общей сложности 169 миллионов жизней. И первыми жертвами этнической чистки пали армяне. Такое трагическое первородство!
В 1919 году в Голливуде был снят фильм “Поруганная Армения” по книге армянки-беженки Авроры (Аршалуйс) Мартиканян, где она сыграла саму себя. А роль американского посла в Турции исполнил бывший посол США в Турции в 1913-1916 годах Генри Моргентау. Это был первый в мире фильм, показавший зверства геноцида 1915 года. И единственный, в котором дипломат, исчерпав политические возможности, решился воспользоваться кинематографом. О геноциде с болью писали Максим Горький и Анатоль Франс, Иоганнес Лепсиус и Армин Вегнер, Франц Верфель и Гор Видал, Эдгар Хилсенрат и Богдан Гембарски, Мария Якобсен и Герберт Гиббонс,.. Но лживые потуги турецких историографов дискредитируют всех этих знаменитых писателей и журналистов разных национальностей, переводя их в разряд заурядных фальсификаторов. “Передергивает” факты ирландский журналист Эмиль Диллон, “подтасовывает” события виконт Джеймс Брайс, “фантазирует” немецкий ученый Йозеф Маркварт...
Турция предлагает созвать межправительственную комиссию историков для освещения событий 1915 года. Однако до созыва такой комиссии порекомендовал бы турецким политикам ознакомиться с энциклопедией “Армянский вопрос”, изданный в Ереване в 1991 году. В этой скорбной энциклопедии, окропленной неистощимыми слезами, каждая страница основана на фактах и свидетельствах очевидцев.
На армянское присловье “Заберу твою боль!” — сколько же болей взваливали на свои плечи армяне — когда-то, абсолютно уверен, откликнется все человечество. Любая ложь на тараканьих ногах. И многим странам предстоит еще осознанно воскликнуть: “Разделяем вашу боль!” Боль одного из древнейших народов.
В стройной армянской историографии нет хаоса. Но есть еще лжеученые, пытающиеся внести в армянскую историю неразбериху, беспорядок, сумбур. Я, конечно же, не поклонник фразы Сервантеса, что лживых историков следует казнить, как фальшивомонетчиков. Мне больше по нраву слова Цицерона, что история — учительница жизни. Думаю, памятуя цицероновскую фразу, прозорливый политик Уильям Гладстон призывал в конце XIX века: “Спасти Армению — значит спасти цивилизацию”. Так давайте же спасем нашу цивилизацию! Вы слышите, господа из ООН и Европарламента?

ПОХИЩЕНИЕ ЕВРОПЫ

Почему возникла армянская диаспора? Ответ однозначный: армянская диаспора возникла вследствие ксенофобской политики младотурок. Но почему появилась турецкая диаспора? Сегодня в разных странах мира проживают до шести миллионов турок (чуть меньше, чем армян). Кто их гнал? Кто их преследовал? Кто им угрожал? Неужели им мало земли, в том числе и той армянской, доставшейся кемалистской Турции напоследок от позорного Брест-Литовского сговора? Да и сегодняшняя Турция, кажется, по ВВП входит в двадцатку стран, намного опережая заблокированную Армению. Тем не менее турецкий поток в Германию не прекращается.
В Мюнхене мои немецкие друзья сетовали на то, что прибывшие турецкие эмигранты буквально на следующий день требуют все социальные бенефиты, хотя не собираются ассимилироваться и нерадиво интегрируются. Премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган тянет, да все вытянуть не может свою страну в ЕС, при этом призывая немецких турок читать не только турецких авторов, но также “понимать Гегеля, Канта и Гете”. Про Освальда Шпенглера ненароком подзабыл, бывает! Ну что ж, Евросоюз, принимай с распростертыми объятиями Турцию, в которой представители этой страны даже в Германии не “понимают” немецких философов и поэтов. Господину Эрдогану не в малой степени способствует “Стратегический взгляд” все того же многоуважаемого Бжезинского: “Столица Турции Анкара, находящаяся на Анатолийском плато, а значит, с географической точки зрения в Азии, не менее европейский город, чем столица Армении Ереван, построенный более чем на полтысячи миль восточнее, однако официально принадлежащий Европе”. При всей моей бесконечной любви к Польше (к слову, против турок под знаменами Яна Собесского воевали и армяне), при всем глубоком пиетете к известному политологу, никак не могу согласиться с подобной предвзятостью. Во-первых, в его пассаже история подменяется географией. Европа — не только географическое понятие, но и историческое, и культурологическое. А со слов турецкого премьера мы уже знаем, что турки не в ладах с немецкой литературой и философией. Во-вторых, а почему не включить в Евросоюз страны Средней Азии, откуда, кстати говоря, ринулись кочевые скотоводческие племена до самого Босфора, и только в XVI веке сложились в турецкую народность? И в том регионе построены “не менее европейские города”.
Недавний визит господина Эрдогана, на фоне коррупционного скандала, не стал бенефисом премьер-министра, скорее обнажил турецкие проблемы, которые германские либералы поспешно свели на “нет”. Ох, пожалеете, господа либералы! Сокрушаться будете! Похитят Европу из-под самого носа Европы. Нет, не завоюют (теперь мало кто бряцает оружием). Существуют и бескровные методы: самый апробированный — иммигрантское перенаселение. “Закат Европы” покажется детской сказкой.
Этнические турки уже имеют несколько депутатов в бундестаге. Есть даже депутат, “мусульманка от христианской партии” (!). Демократия все чаще приобретает парадоксальные формы. Может, именно поэтому премьер-министр Турции чувствует себя в Германии в роли исполняющего обязанности первого заместителя канцлера Меркель по турецкой части?
К слову, Германия признала геноцид. А турки, проживающие в Германии? Признали ли они? Переняли ли у немцев совестливое и чистосердечное покаяние и толерантность или исподволь гнут линию официальной Анкары? В последнее время часто говорят о том, что в 2050 году большинство населения США составят испаноязычные. Но то, что не катастрофично для Соединенных Штатов — великой страны иммигрантов, для Германии, возможно, обернется непредсказуемыми последствиями: не замаячит ли лет эдак через 50-100 фантом Турецкой Республики, скажем, Юго-Восточной Германии? Проштудируйте историю Кипра!
Не оглядываясь назад, следует идти вперед. Все верно: живем, уповая на будущее. Однако события в Кесабе вновь настораживают. Вновь возвращают к мысли, что вновь армяне поперек горла ей, Турции.
Напомню одну давнюю притчу. Когда Бог распределял землю народам, кому-то достался богатый гумусом чернозем, кому-то — густые леса, кому-то — великолепный пролив, кому-то “черное золото” вкупе с черной икрой, а армянам, пришедшим последними, перепали лишь голые камни. Но утешил Бог армян: “Взамен народ ваш вознагражу многими талантами”. Бог с лихвой исполнил свое обещание. В моих словах нет высокомерия к остальным народам региона (есть немало талантливых турок, например Орхан Памук, есть немало талантливых азербайджанцев, например, Акрам Айлисли). В моих словах нет и никакого чванства. Пройдитесь по миру. От Пекина до Парижа, от Нью-Йорка до Лос-Анджелеса, от Буэнос-Айреса до Оттавы, вплоть до Арктики и Антарктиды (а что, разве Чилингаров не армянин?) и повсюду встретитесь с созидательной деятельностью армян. Даже и в число 100 великих украинцев (“Сто великих украинца”, М., К., 2002 г.) включены двое армян — Иван Айвазовский и Сергей Параджанов. (Книгу можно скачать из интернета.) При этом независимая Украина (за исключением некоторых областей) так и не признала геноцид армян, опасаясь рассориться с черноморским соседом. Дружба армян с украинцами насчитывается веками. Первые достоверные сведения о Киеве (Куаре) появились именно благодаря древней армянской хронике. Тысячу лет назад киевские князья обратились к армянам за помощью в борьбе против польского короля Болеслава. Через два века галицкий князь Лев Данилович призвал армян для обороны восточных границ своего княжества. Дружба армян с украинцами скреплена кровью. Это исторический факт и от него никуда не деться. Заодно рискну посоветовать новым временным украинским властям вспомнить великого патриота Михаила Грушевского (далеко ходить не придется, правительственные учреждения Украины находятся на улице его имени), который считал, что нормальный путь в политику ведет через историю. Армения, исторически ответственная, никогда не предпринимала дипломатических демаршей по отношению к братской, да-да, братской Украине, хотя на протяжении четверти века у Армении было гораздо больше оснований и поводов отзывать своего посла из Киева для “консультаций”.

НАРОД И ТОЛПА

2014 год — особый, канун 100-летия геноцида. И я очень опасаюсь, что трагический юбилей может вылиться в очередное торжественное траурное мероприятие. Хотелось бы, чтобы я ошибался! Но лучше тревожиться заранее, чем разочаровываться после. 15-летним подростком помню, как ереванская весна 1965 потрясла меня и мое поколение трагическим единением народа перед Театром оперы и балета. 100-летняя годовщина должна стать подобием землетрясения, чтобы сотрясти мир на все 10 баллов шкалы нравственности. Впрочем, существует ли такая шкала в лексиконе современных политиков?
Когда Армения обрела независимость, я очень надеялся, что именно Ереван станет интеллектуальным центром всего региона. На то были абсолютно все предпосылки (хотя эти предпосылки не в меньшей мере существуют и сегодня). Но жесткая блокада республики, эмиграция, набирающая обороты, несколько развеяли мои надежды. Любой иммигрант может привести массу убедительных доводов в пользу своего отъезда в тот 1994 год, начиная от безработицы и до коррупционной составляющей. Но сегодня самое время собирать камни, собирать во имя национальной идеи.
Впрочем, нелишне уточнить, в чем же разница между национальной идеей и идеей националистической. Национальная идея — создание достойных условий для граждан своей страны, националистическая — перманентные призывы к жертвам во имя будущего страны: идеология “казенного социализма”. Национальная идея, конечно же, имеет несколько составляющих. Главный вектор для Армении, на мой взгляд, — приравнять во всех правах образование, науку и культуру к Министерству обороны. Это и станет квинтэссенцией уникальной страны с древнейшим наследием. Но откуда изыскать средства на финансирование такого грандиозного проекта? Да, один миллион армянских семей диаспоры с радостью выделят в день по 50 центов — так и наберется дополнительно порядка $200 миллионов для школ, научно-исследовательских институтов и театров.
Отпугивает диаспору только то, что деньги эти могут расползтись в накладные расходы и рассосаться по чиновничьим карманам. Ведь у каждого народа есть своя ненасытная толпа. Исключение пока Сингапур.
Толпа — не количественное изменение. Можно одиноко отсиживаться в кабинете и быть одним из толпы, а можно находиться в протестной толпе и быть человеком народа.
Так что такое “народ” и что такое “толпа”? Пройдитесь по Национальной галерее Армении, задержитесь перед шедевром Егише Татевосяна — “Гений и толпа”. Постараюсь раскрыть свое восприятие татевосяновской символики. Гений — дух народа. Толпа, живущая агрессивными желудочными интересами, далекими от разумного самопожертвования, — действует под влиянием разрушительной стихии, пошло высмеивая недосягаемое для себя. О народе, как мне кажется, метко написал французский публицист Жорж Бернанос: “Всякая страна обязана своим неповторимым обликом народу”. Но ведь и толпа, пусть не лучшая, но все же неотъемлемая часть народа, его пусть не блистательные, но все же представители. Правда, у толпы взамен высоких идеалов — демагоги-лидеры. И, следуя за неисполнимыми, но желанными обещаниями популистов, в своей пагубной силе толпа становится чернью. Про чернь мне довелось прочитать у русского мыслителя Ивана Ильина: “Чернь ненавидит государственную власть, но, посадив свою, не умеет дать ей ни уважения, ни доверия, проникается ненавистью и к ней и губит даже собственное порождение”.
Все, абсолютно все, поголовно относят себя к народу, никто не признает себя частью толпы. Самое характерное в этих двух определениях то, что их вольно трактуют власть имущие по старо-советской логике: если люди вышли в поддержку властей, — то это, безусловно, народ, ну а если выступают против существующей администрации, без сомнения, — толпа. Где же проходит злополучная черта между необузданной толпой и мудрой сдержанностью народа? И как услышать сквозь рев толпы глас народа? Чем защититься от обезличивающей толпы и быть в народе, который придает любой личности национальное обаяние? Полюбопытствуйте в шекспировском “Кориолане” — лучшем пособии по политическим технологиям.
В картине Татевосяна народ порождает Гения, толпа Гения освистывает. Толпа пробуждает национализм, народ сохраняет национальность. Народ невидим, зрима толпа! Наверно, потому что в народе не растворяется Патрокл, а в толпе находят убежище всякого рода терситы. И, слава богу, что, обессилев, толпы расходятся, а народ вечно обновляется. Толпа обожает пошлость, банальность, скабрезность, которые от мелкого беса. Народ убежден, что истина — от Бога! Армяне всегда стремились быть поближе к Богу. И может именно поэтому с 24 апреля 2014 год по 24 апреля 2015 следует объявить в Армении мораторий. Мораторий на взятки, коррупции, политиканство, правонарушения и преступления. Объявить год законопослушания. Ну а потом? Потом, уверяю вас, все привыкнут, по-иному и жить не захотят. Пожелание, конечно же, наивное и простосердечное! Но неужели несбыточное?
Я — дом, но он покинут и забыт.
И чтоб его избавить от проклятья,
Он должен быть очищен и обмыт,
Обмазан глиной божьей благодати.
Последуем совету Григора Нарекаци, главному “идеологу” Армении. Последуем все вместе и каждый из нас в отдельности. Ведь от Бога армянам перепали не только голые камни.

Сан-Франциско

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.