В Эрмитаже отметили день рождения Бориса Пиотровского двумя выставками

18 февраля, 2020 - 14:34

Двумя изящными выставками, необычным представлением книги Михаила Пиотровского и традиционными ежегодными чтениями отметил Эрмитаж 14 февраля - день рождения Бориса Борисовича Пиотровского, который руководил музеем больше двадцати лет.

Первая выставка называется «Древности музея «Тапан» (ковчег)». Этот небольшой проект является дружественным жестом крупнейшего музея России, адресованным своему «коллеге» из Москвы, который открылся всего три года назад с целью хранить и показывать искусство Армении. Среди представленных предметов глиняные кувшин и блюдо, а также металлический пояс с чеканным орнаментом. Они созданы в древнем государстве Урарту, которое открыл и исследовал Пиотровский.

Другая выставка имеет длинное название - «Сокровище персидской принцессы: китайское фарфоровое блюдо из коллекции Аль-Тани». Этот предмет был создан в самом начале XV века, тогда фарфор умели делать только в Китае. Подобных произведений сохранилось не более десятка. Блюдо было дипломатическим подарком и принадлежало принцессе Махин Бану. Позже ценным предметом владел падишах Шах-Джахан, создатель Тадж-Махала. Затем на триста лет следы блюда теряются, оно появляется на аукционе только в 1967 году. Сейчас принадлежит шейху Аль-Тани.

Как рассказала «Санкт-Петербургским ведомостям» Лидия Поточкина, куратор выставки, научный сотрудник отдела Востока ГЭ, изображение виноградной лозы на дне блюда означает пожелания здоровья и долгих лет жизни. На стенках блюда перемежаются цветы и грибы «чжи» - у даосов они считались пищей бессмертных мудрецов. На «борту» блюда - орнамент в виде морской волны. Такое «клеймо» имели право ставить только императорские мастерские. Выставку дополняют китайский фарфор и созданная под его влиянием иранская керамика XVI - XVII веков из собрания Эрмитажа.

В программу чтений входило сообщение Микаэла Бадаляна, директора музея-заповедника «Эребуни», о том, как ученые и общественность в трудных экономических условиях сохраняют археологическую зону, где находилась крепость Кармир-Блур, раскопанная Б. Б. Пиотровским.

Юрий Пятницкий, старший научный сотрудник сектора Византии и Ближнего Востока, рассказал малоизвестную историю об организованной в 1929 - 1932 годах выставке древнерусских икон, которую эмиссары советской власти возили по западным столицам с целью продажи. Но не нашлось покупателей.

Вечером Михаил Пиотровский и художник Анатолий Белкин сыграли в Эрмитажном театре небольшой спектакль - диалог, посвященный выходу книги «Выбор директора. Эрмитаж». Это первая в России книга в международной серии, в которой руководители крупнейших музеев мира создают путеводители по своим сокровищам. Пиотровский выбрал около 30 произведений. От знаменитых камеи Гонзага и картины «Апостолы Петр и Павел» Эль Греко до малоизвестных публике «Чесменской чернильницы» и фарфорового блюда Александры Щекатихиной-Потоцкой «Петроград 1922 года».

Белкин задавал детские вопросы, типа «кто был тот голландский художник, который создал картину про блудного сына и зачем он так напрягался?». Пиотровский всякий раз пояснял: то с ироничными комментариями, то серьезно рассуждая об актуальности вечных сюжетов. Полтора часа при полной тишине заинтригованного зала пролетели незаметно. Напоследок Пиотровский открыл «Выбор директора» на странице с изображением парадного кольца для стрельбы из лука, украшенного рубинами, и заметил: «Это кольцо принадлежало Шаху-Джахану, тому самому, что строил Тадж-Махал и владел китайским блюдом, показанным сегодня. Вот зачем Эрмитаж».

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image