Этнокультурные школы с армянским компонентом: прихоть или необходимость?

25 марта, 2020 - 13:30

На повестке вопрос получения образования в России детьми из семей приезжих. Какова история преподавания армянской культуры в Москве? В каких учебных заведениях дети из традиционных армянских семей могут получить доступное среднее образование и при этом изучать родной язык? Ответы — в статье специального корреспондента Армянского музея Москвы Мариам Кочарян.

С началом перестройки в Москве по приказу Департамента образования начали функционировать так называемые школы русского языка (ШРЯ), где дети иностранных граждан могли получить доступное среднее образование. В каждом округе работала своя школа, которая занималась не только обучением, но прежде всего, интеграцией детей-инофонов [дети мигрантов. — Прим. ред.] в мегаполисе. Однако количество таких учебных заведений сокращалось в геометрической прогрессии. Важно заметить, что с сентября 2017 года в Москве больше нет преподавания русского языка как иностранного (РКИ) для детей-мигрантов и беженцев на бюджетной основе. Преподавание РКИ полностью перешло в систему дополнительного образования, превратившись в платную услугу. В свою очередь, школы с этнокультурным компонентом также сокращаются, переходя в «частный сектор».

Как это было в девяностые и двухтысячные?

Примечательно, что в конце 1980-х — начале 1990-х годов в столице начала складываться особая система образования, которая включала в себя много школ с этнокультурным компонентом. Их число увеличивалось за счёт плотного притока трудовых мигрантов и временных/вынужденных переселенцев. Сама процедура создания учреждений с определенным этнокультурным [в основном, языковым. — Прим. авт.] компонентом была достаточно простой и понятной. Как правило, национально-культурная организация или же элита той или иной диаспоры обращались к правительству Москвы с просьбой об открытии школы с конкретным национальным компонентом. А Департамент образования содействовал созданию на базе одной из действующих государственных школ «воскресного» культурно-образовательного центра. Позже эти центры были преобразованы в отдельные школы с этнокультурным компонентом. В них учились свыше 20 тысяч детей, работали более 2,5 тысячи педагогов. 85% из них — граждане РФ, остальные, как правило, имели временную регистрацию.

В соответствии с Программой развития этнокультурного образования в 1998–2000 годы только в столице были открыты 15 государственных школ с этнокультурным компонентом. Среди них — несколько с углублённым изучением русской традиционной культуры. Принятый в 2004 году закон «Об общем образовании в городе Москве» регулировал основные принципы создания и функционирования подобных образовательных учреждений. Он утверждал право формировать моноэтнические классы с национальным компонентом. При этом обучение велось на государственном русском языке.

Однако с 2013 года, в отличие от первого десятилетия 2000-х, системная работа по адаптации и интеграции детей мигрантов и беженцев отошла на второй план. Акценты сместились на создание крупных образовательных комплексов. Ключевой идеей стала социально-культурная инклюзия, где русский язык можно было выучить как иностранный в небольшой группе в рамках общего образования.

Расформированию этнокультурных школ способствовало изменение концепции Минобразования по отношению к миграции в целом.

Ко всему прочему, в январе 2014 года был принят 32-й приказ Министерства образования, по которому обязательным условием поступления в школу вновь стала регистрация.

Тем не менее, преподавание армянского языка и литературы в России, в особенности в Москве, имеет особый историко-культурный бэкграунд.

Армянское Лазаревское училище

Более двух веков в московском Армянском переулке стоит дом Лазаревых. В его стенах размещался знаменитый Лазаревский институт восточных языков, являвший собой один из крупнейший центров науки и армянской культуры. Сейчас в его помещениях находится посольство Республики Армения.

Планы по созданию особого училища для армянских детей вынашивались богатыми российскими армянами дворянского происхождения Лазаревыми еще в XVIII — начале XIX вв. Семья Лазаревых активно занималась общественно-политической деятельностью и благотворительностью. Лазаревский институт восточных языков ведет свою историю с завещания Ивана Лазаревича Лазарева (4 января 1800 г.) об основании училища «для бедных детей из армянской нации». Тут же по его указанию началась работа по поиску места для обучения и учителей. 10 мая 1814 года произошла торжественная закладка здания училища. 12 мая 1815 года состоялось открытие и первый набор воспитанников «как из армянской, так и других наций». Учебная программа включала в себя четырехклассное обучение. 26 декабря 1827 года училище официально получило название Лазаревский институт восточных языков. В разное время здесь учились писатель Иван Тургенев, режиссер Станиславский, государственный деятель Лорис-Меликов и многие другие. Лазаревский институт претерпел множество преобразований и трансформаций, но несмотря ни на что сохранился и дошел до нас не только как объект исторического наследия, но прежде всего, как «мекка восточной культуры». Так, в 1954 году Лазаревский институт был официально включен в Московский институт востоковедения, а затем в состав МГИМО, в котором находится и по сей день.

Помимо знаменитого Лазаревского института, в Москве в разное время были организованы те или иные образовательные учреждения [чаще всего при поддержке армянского духовенства. — Прим. авт.] с целью сохранения армянского языка и культуры. Ниже представлен полный список ныне действующих образовательных организаций, центров и курсов с актуальными контактами и местоположением в столице.

Армянская школа «Айордеац Тун»

В переводе на русский буквально «дом армян» или «армянский дом» был основан в 2006 году под патронатом архиепископа российских армян Езраса Нерсисяна [в то время еще епископа. — Прим. авт.]. Школа работает в режиме воскресного духовно-просветительского центра. Своей главной целью ставит религиозное и нравственное воспитание несовершеннолетних представителей армянской диаспоры, родившихся или выросших вне исторической родины, вдалеке от социокультурных традиций предков. В школе можно выучить не только армянский язык, но и историю, религиоведение. Также, можно записаться на секции по игре на национальных музыкальных инструментах: дудук, дхол, канон. Помимо этого, есть возможность заняться хоровым и фольклорным пением, армянскими танцами, актерским мастерством, спортивными единоборствами (дзюдо, киокушинкай карате), рисованием, освоить технику объемного гобелена. Прием в школу проводится за две недели до начала учебного года по заявлению родителей.

Адрес: 1-й Щемиловский пер., 18

Московская армянская воскресная школа «Верацнунд» при посольстве Республики Армения в Российской Федерации

«Верацнунд» работает с 1988 года в исторической усадьбе Лазаревых, где ныне располагается дипломатическое представительство Армении в России. Обучение ведется на русском и армянском языках раз в неделю. Занятия бесплатные. Школа регулярно организовывает поездки на историческую родину с посещением экскурсий по знаковым достопримечательностям.

Адрес: Армянский пер., 2

Образовательный центр «Айбик»

«Айбик» — это армянская школа выходного дня для детей от 5 до 14 лет. Занятия проходят по субботам с 10.00 до 14.10. Дети изучают армянский язык и историю как в классической форме, так и в игровой. Проходят занятия по музыке и театральному искусству. В этом году обучение проводится в четырех возрастных группах от 6 и до 8 (две группы), от 8 до 10, и от 10 до 12 лет. Общая длительность курса по изучению языка длится от 6-ти до 7-ти лет. Обучение в центре платное.

Адрес: ул. Бурденко, 21А

Гимназия имени Святого Григора Нарекаци

Первое и пока что единственное в России общеобразовательное учреждение с армянским компонентом на территории храмового комплекса армянской церкви.

В 2018 году Департамент образования города Москвы выдал гимназии лицензию на право оказывать образовательные услуги. В сентябре 2019 года школа приняла первых учеников. Сейчас в ней учатся 20 школьников. Гимназия названа в честь известного армянского богослова начала XI века. Обучение рассчитано на 300 учеников с углублённым изучением армянского языка, литературы и истории с 1-го по 11-й классы. Профильные направления — армянский и английский языки, IT-технологии. Классы рассчитаны на 10–15 человек. Обучение платное, с трёхразовым питанием и корпоративными автобусами от ближайших станций метро до школы. Прием учеников проводится вне зависимости от этнической и религиозной принадлежности. На базе гимназии планируется создание Центра молодёжного инновационного творчества по программам цифровых технологий, в частности, 3D-моделирования.

Адрес: Олимпийский проспект, 9

Актуальность проблемы этнокультурных школ

Важно заметить, что сосчитать в точности количество школ или любых других образовательных учреждений на территории всей Российской Федерации, где можно выучить армянский язык достаточно тяжело. Статистики не существует. Тем не менее, как правило, в том или ином регионе, где есть приход армянской церкви, возникает определенная группа желающих выучить язык. Исходя из потребности прихожан и формируется основной костяк учеников так называемых «воскресных» школ. Также существует тенденция к формированию отдельных курсов армянского языка, таких, например, как при Армянском музее Москвы.

Однако проблема возрождения этнокультурных школ по-прежнему остается актуальной. Далеко не все представители диаспор ближнего или дальнего зарубежья могут себе позволить строительство и последующую многолетнюю поддержку школ для соотечественников. Среди нашумевших национальных проектов России одним из самых резонансных считается «Демография». Низкая рождаемость ставит под риск сохранение не только популяции, но и чистоты русского языка из-за большого притока трудовых мигрантов и беженцев. Что же будет с русским языком, если иностранцы не в силах выучить ни свой язык из-за отсутствия моноэтнических школ, ни русский из-за проблем приема в школу ребенка без гражданства/прописки, а также исчезновения школ с РКИ?

Значит ли это что мигранты будут буквально заточены в замкнутый круг ежедневной борьбы за кусок хлеба и крыши над головой без удовлетворения потребности в доступном и качественном образовании? Ненамеренное, но все же попустительское формирование маргинальной прослойки детей и подростков иностранных граждан автоматически приведет к росту числа воспитательно-исправительных учреждений за счет средств бюджета. Так не лучше ли задуматься над этой проблемой уже сейчас, чтобы после не тратить государственные средства на реабилитацию трудных детей и подростков в закрытых учреждениях?

Примечание: *Статистические данные в первой части текста приводятся по исследованию Елены Омельченко «Интеграция мигрантов средствами образования: российский и мировой опыт», Этносфера, 2018.

Журналист Мариам Кочарян

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image