Армяне и удины: история связей

6 апреля, 2020 - 19:42

На данный момент в мире насчитывается 10 тыс. человек, считающих себя частью удинского этноса. Некогда один из доминантов в политико-культурной жизни Агванка, ныне удинский народ оказался на грани исчезновения и ассимиляции. И не постигла бы его такая судьба, если бы проживал он на территории Армении, с которой у удин исторически были тесные связи.

Точное происхождение удинов установить трудно. Геродот упоминал "утиев", живших на юге Ирана, а Страбон и Плиний Старший помещал "утиев" у побережья Каспийского моря, северо-восточнее Агванка. Отсюда предполагается, что под этим названием имелся ввиду не конкретный этнос, а географическое обозначение. С даргинского "утии" можно перевести как "равнинные жители".

Есть также предположение, что это имя могло быть связано с именем верховного божества этой народности. Тогда корень "ути" можно связать с индоевропейской когнатой *weh₂t-, откуда произошло имя германского бога Одина(Вотана), латинское "vates"(оракул), санскритское "vata"(поражённый). Также гипотетически имя "утиев" могла быть связано с названием области Этиуни, но это спорно.

В начале нашей эры утии переселились на территорию Агванка при движении сармато-аланских племён. Этнос удин мог сформироваться в результате объединения гипотетически индоевропейских утиев с лезгинскими народностями. Удины стали доминировать в западной части Агванка.

В IV веке Агванк принял христианство при власти местной ветви Аршакуни. Принятие единой веры усилило процесс объединения местных лезгинских племён в одну метаэтничность. Естественно, один

из языков 26 племён должен был стать общеупотребительным. Таким языком и был древне-удинский. Доказано это найденной в 1996 году грузино-албанской рукописью, доказавшей, что удинский был литературным языком Албании, к которому и писал алфавит албанам Месроп Маштоц. Создание алфавита и привело к окончательному формированию удинского народа с единым языком. И само название "албанцы" выступало синонимом "удин".

Христианство также изначально распространялось первыми христианами и армянами через "утийские земли", где находится Гис, важнейшая святыня Албании. Албанская Церковь была в каноническом единстве с Армянской Апостольской Церковью, а её архиепископ рукополагался армянским католикосом. С 552 года и вовсе армянский язык стал языком богослужения и письменности церкви.

В VII-IX веке процесс объединения западно-албанских племён в удинский народ привело к появлению временно независимого государства Шеки-Эрети, в котором доминировали удины. Одним из правителей царства в IX веке был знаменитый Сахл ибн-Сумбат(Смбатян). Однако к XI веку начался процесс ослабления и ассимиляции удинского народа.

Немалую роль в этом сыграли грузины, так как в этот период Грузинское царство стало достигать расцвета. Удины, как и армяне, были миафизитами и дохалкидонитами, что, однако, не растворяло их в армянском народе, так как армяне чётко отличали их от себя. Распространение грузинского православия приводило же к картвелизации удин и растворению их этничности.

Территория Эрети вскоре стала частью Кахетии, а местное население - подавляюще православным. Собственно, ингилойцы(грузинская этно-группа) являются продуктом окончательной ассимиляции удин-диофизитов. Удины же Ниджа и Варташена, которые сохранили уже армянское вероисповедание, так и остались с этнонимом "уди". Да и, возможно, многие лезгины Азербайджана являются потомками исламизированных удин.

В XV веке в селе Чалет недалёко от Варташена упоминалось короткое появление антихалкидонитского католикосата, что было тщетной попыткой сохранить удинскую этничность. Под давлением мусульман(к XVIII веку были исламизированы свыше 100000 удин и армян), оставшаяся часть удин Шеки к XIX веку превратились в малый этнос, до сих пор находящийся под угрозой исчезновения, благодаря этнополитике Азербайджана. Судьба не пощадила и этот древний христианской народ региона.

Артур Акопян

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.