КОГДА ТО, ЧТО НЕ СКАЗАНО, ВАЖНЕЕ ТОГО, ЧТО ГОВОРИТСЯ

22 апреля, 2020 - 21:13

Прежде всего хочется выразить благодарность министру иностранных дел России Сергею Лаврову. За откровенность. За то, что во всеуслышание сообщил о ведущихся уже год и достаточно интенсивно переговорах, в ходе которых обсуждаются "проекты" и все идет к подписанию документа, который станет "важнейшим шагом к выполнению резолюций СБ ООН". Сергей Викторович даже открыл завесу над содержанием этого "проекта", охарактеризовав его старым недобрым термином "поэтапный подход". Тем самым фактически предупредив армянское общество о возможных негативных последствиях процесса.

ПОЧЕМУ ЛАВРОВ УПОМЯНУЛ О РЕЗОЛЮЦИЯХ СОВБЕЗА ООН, принятых в 1993 году и все эти годы являющихся заветной мантрой Азербайджана? Ведь никогда ранее ни министр ИД России, ни сопредседатели Минской группы не затрагивали эту тему, учитывая ее неоднозначность. Ну, во-первых, сам вопрос, заданный азербайджанской журналисткой, как обычно, содержал в себе ссылку на пресловутые резолюции. Во-вторых, как бы ни настораживало их упоминание министром ИД России, нельзя не заметить, что Лавров одновременно напомнил официальному Баку о том, что важнейшим требованием этих резолюций в 1993 году было прекращение огня и начало переговоров.

То есть то, что азербайджанская сторона тогда не сделала, стремясь силой и вооруженной агрессией решить вопрос и получить Арцах без армян. А в итоге получила дырку от бублика, запричитала о перемирии и вынуждена была согласиться на переговоры по итогам войны.

Теперь перейдем к самому важному из сказанного Лавровым – тому, что привело к настоящему взрыву негодования в армянском обществе и заставило экспертов требовать незамедлительных объяснений от властей. И вызвало полное впечатление дежавю у тех, кто следит за карабахскими процессами с самого начала. Это дежавю из 90-ых было связано именно с дилеммой "поэтапный или пакетный", с пресс-конференцией в сентябре 97-го тогдашнего президента страны и его фразой о том, что "Серго-джан" не будет жить хорошо, пока не решен конфликт, и последовавшей вскоре отставкой Тер-Петросяна.

КАЗАЛОСЬ, ПОЭТАПНЫЙ ВАРИАНТ ПОХОРОНЕН РАЗ И НАВСЕГДА в силу категорической неприемлемости для армянского народа. Но спустя 22 года нам сообщают, что вот уже год, как на столе переговоров лежит и обсуждается именно поэтапный вариант. Первый пункт которого предполагает сдачу армянских территорий в обмен на открытие транспортных коммуникаций.

Ответ армянской стороны в лице Зограба Мнацаканяна не замедлил последовать. Коротко он сводился к следующему.

Действия армянского правительства в последние два года были прозрачными и от армянской общественности ничто не скрывается. С 2018 года обсуждались подходы сторон по отдельным элементам и на столе переговоров нет конкретного документа. Для армянской стороны приоритет – безопасность народа Арцаха и реализация права на самоопределение, а вопрос территорий Ереван даже не предполагает пересматривать. Компромиссы должны быть взаимными, односторонних уступок не будет никогда. Ни одно решение не может быть принято без народа Арцаха.

"Мой коллега представил свой подход. Я представил свой", - резюмировал Мнацаканян.

Позволим себе маленькую корректировку: Лавров представил отнюдь не свой подход, а ту ситуацию, которая сегодня сложилась в процессе переговоров. По крайней мере, именно это следует из его слов, и логично предположить, что остальные сопредседатели согласны с российской стороной. Но даже если согласиться с главой МИД РА, резонно возникает вопрос: почему позиция Лаврова (читай - Москвы) начала столь резко отличаться от позиции Мнацаканяна (читай – Еревана)?

ВООБЩЕ ВОПРОСОВ НА ФОНЕ ЗАЯВЛЕНИЙ ДВУХ МИНИСТРОВ ВОЗНИКАЕТ НЕМАЛО. И главный из них, который подчеркивают практически все эксперты, состоит в следующем. Лавров говорит, что вот уже год обсуждается конкретный документ, Мнацаканян утверждает, что никакого документа на столе нет и обсуждаются лишь подходы сторон. Где истина? Которая из сторон говорит правду, и почему другая сторона говорит неправду?

Другой серьезный вопрос – отсутствие в заявлениях Мнацаканяна стержневой, фундаментальной, исчерпывающей и не подлежащей пересмотру со стороны армянского народа формулы-истины: Арцах никогда, ни при каких обстоятельствах не будет в составе Азербайджана. Все остальные, самые правильные заявления в отсутствие этого одного можно смело расценивать как разговоры в пользу бедных. Потому что самоопределение по факту вполне может быть и в составе Азербайджана (пусть армянская сторона и не допускает этого), а в гарантиях безопасности народу Арцаха может мамой поклясться покровитель убийц Алиев (и это может быть принято международным сообществом и посредниками).

Что касается того, что "компромиссы должны быть взаимными", хотелось бы понять: если вопрос территорий Ереваном даже не рассматривается, в чем тогда может состоять компромисс армянской стороны?

Наконец, в словах Зограба Мнацаканяна и других представителей власти нет однозначного ответа на вопрос: является ли поэтапный вариант урегулирования приемлемым для официального Еревана?

На следующий день свою позицию озвучил избранный президент Арцаха Араик Арутюнян. Заявление было достаточно длинным, видимо, предполагалось программным в свете начала его деятельности на посту президента. Отметим основные положения документа.

Невозможность достижения эффективного решения без участия официального Степанакерта. Безопасность народа не может быть поставлена под угрозу или подвергаться торгу. Без права на самоопределение какой-либо вариант урегулирования не может стать предметом обсуждения. Исключение применения силы и угрозы силой, в противном случае Арцах готов нанести непропорциональный удар по Азербайджану, переместив военные действия на его территорию. Исключение односторонних уступок или несоразмерных компромиссов. Армянские беженцы и внутренне перемещенные лица должны быть равноправно вовлечены вместе с азербайджанскими беженцами и ВПЛ в процесс урегулирования.

Как легко заметить, главные тезисы новоизбранного президента Арцаха совпадают с подходами З. Мнацаканяна. Следовательно, те же замечания по поводу отсутствия программных, основополагающих формул абсолютно уместны и здесь. Вместе с тем в лексиконе властей Арцаха появились странные нововведения. А именно: упоминание об азербайджанском народе, которое очевидно перекликается с неоднократными заявлениями премьера Армении о варианте урегулирования, устраивающем все три народа.

ПО СЛОВАМ ЭКСПЕРТА В ВОПРОСЕ АРЦАХА, ПЕРВОГО ОМБУДСМЕНА АРМЕНИИ ЛАРИСЫ АЛАВЕРДЯН, иногда действительно необходимо учитывать скорее не то, что сказано, а то, чего нет. В интервью "ГА" эксперт также обратила внимание на тот факт, что ни в одном из заявлений армянской стороны не говорится о невозможности включения Арцаха в состав Азербайджана, а уж тем более подчинения Баку.

"Все эти годы Азербайджан не отрицал право на самоопределение Арцаха, но исключительно в своем составе. Следовательно, указывая на это право, необходимо постоянно и четко подчеркивать: в статусе независимого государства", - отметила Алавердян.

Что касается реинтегрированных или конституционно закрепленных территорий, то, по ее словам, они для Арцаха являются не только поясом безопасности. "Эти территории были насильственно переданы Азербайджану большевистской Россией, и сегодня точно так же сильные мира сего хотят закрепить подобное положение дел вопреки духу и букве международного права", - подчеркнула эксперт.

Наконец, говоря о проблеме беженцев и ВПЛ, Лариса Алавердян заявила: "Общеизвестно, что насильственно изгнанные из Азербайджана армяне не могут вернуться в эту страну, поскольку как была, так и остается опасность повторения попытки истребления армянского народа формами и методами геноцида".

Именно на этом – экзистенциальности вопроса для армянского народа, о чем, кстати, не раз говорил и Зограб Мнацаканян, и должна основываться в первую очередь позиция армянских сторон. Сохраняющаяся угроза повторения геноцида слишком очевидна в ведущейся Баку и Анкарой политике, чтобы, сказав "а", не говорить "б". Давая тем самым повод предполагать, что именно в этом "б" и кроется опасность того, что не досказанное представителями армянских властей открыто говорится официальным представителем другой страны.

Тем более таким опытным политиком и дипломатом, как Сергей Лавров. И такой влиятельной в контексте урегулирования и ситуации в регионе страной, как Россия.

Марина ГРИГОРЯН

Комментарии

"Как легко заметить, главные тезисы новоизбранного президента Арцаха совпадают с подходами З. Мнацаканяна. Следовательно, те же замечания по поводу отсутствия программных, основополагающих формул абсолютно уместны и здесь. Вместе с тем в лексиконе властей Арцаха появились странные нововведения. А именно: упоминание об азербайджанском народе, которое очевидно перекликается с неоднократными заявлениями премьера Армении о варианте урегулирования, устраивающем все три народа"... )))

Ну что? Дошло, наконец, до вас, почему Сержик, Никол и их хозяева в США привели к власти Араика Арутюняна? Вы еще часто будете вспоминать наши предупреждения...

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image