Крест на фоне минаретов

23 мая, 2020 - 23:56

23 мая 1995 года, ровно 25 лет назад, на армянской церкви в Самарканда впервые в истории диаспоры зазвонили колокола.

Массовое переселение армян в Среднюю Азию началось вскоре после присоединения этой обширной территории к России. Уже в 70-х годах XIX века жители Зангезура, Карабаха и областей Западной Армении группами и в одиночку пересекали Каспийское море, двигаясь на восток. Эти крестьяне и ремесленники   стали первыми переселенцами среди кавказских народов.

Вслед за ними в Среднюю Азию потянулись и другие: «Вместе с армянами,- докладывал позднее (в 1891 году) в своем отчете российскому императору начальник Закаспийской области генерал А.Н. Куропаткин,- пришли с Кавказа персы, кавказские татары (так в то время называли азербайджанцев. — Р.Н.), грузины и прочие — все они шли по следам армян».

Несмотря на перипетии судьбы, разбросанные по всему миру армяне всегда и везде стремились сохранить свою самобытную культуру, язык и веру. И потому они и на чужбине создавали очаги просвещения – строили церкви и школы. Церковь стремилась объединить народ, дать детям переселенцев хотя бы начальное образование; в то же время она была как бы официальным представителем армян в чужом краю. Без нее не обходились свадьбы, рождение и крещение детей, смерть и отпевание, помощь нуждающимся и беженцам из Турции и Закавказья. Через церковь поддерживалась и связь с родиной.

Инициатива создания армянских церквей в среднеазиатских владениях Российской империи принадлежала местным общинам, прежде всего армянам Закаспийской области, которые уже в 1880-х годах построили первые армянские церкви в Асхабаде, Кызыл-Арвате, а несколько позднее и в Мерве.     Вскоре они появились в Красноводске, Теджене и Чарджуе. А вслед за ними началось возведение храмов и в центральных городах Туркестана — Самарканде, Коканде и Ташкенте.

В 1897 году в самом Самарканде проживало всего 149 армян: 123 мужчины и 26 женщин. Представители этой малочисленной колонии обратились к военному губернатору области с ходатайством об открытии в городе молитвенного дома. Просьба была уважена, и 31 октября 1898 года священник Кеворк Захарьянц получил соответствующее разрешение.

Прихожан было немного, и потому молитвенный дом помещался в специально арендованном помещении. Однако уже довольно скоро армяне решили построить собственное здание и избрали для этого авторитетный попечительский совет.

Городское хозяйственное управление согласилось продать самаркандским армянам необходимый участок земли. Уже через несколько дней соответствующие бумаги поступили в Ташкент на утверждение генерал-губернатору Туркестанского края. В июле 1903 года были получены все необходимые документы как самаркандских, так и ташкентских властей.  Однако необходимых средств у прихожан Самарканда не было.

Тогда священник Рубен Бекгульянц, объехав за четыре месяца все населенные армянами города и веси Туркестанского края, собрал около девяти тысяч рублей на благое дело.

К концу  1903 года здание было возведено и прихожане Армянской Апостольской Церкви получили возможность молиться в собственном помещении, выстроенном своими руками. Первым священником этого молитвенного дома стал, естественно, отец Рубен Бекгульянц.

Окрыленная своим духовным пастырем самаркандская армянская община сразу же приступила к строительству школы на церковной территории, которая вскоре приняла первых учеников. По официальному статистическому отчету за 1906 год в армянском приходском училище обучались уже 26 мальчиков и 30 девочек.

Церковь Святой Богородицы и приходская школа продолжали функционировать еще несколько десятилетий. Однако вторая половина 1930-х годов была ознаменована жесточайшим террором-  гонениям подверглась и Армянская Церковь. Священников огульно обвиняли в национализме, заставляли отрекаться от духовного сана и бросали в тюрьмы. Церкви повсеместно закрывались, имущество их конфисковывалось, а освободившиеся здания переделывались и превращались в клубы и склады. Аналогично поступили сталинские сатрапы и с армянскими национальными школами.

Самарканд подвергся общей участи. Уцелел и сохранился в архиве любопытный документ, связанный с историей уничтожения местной церкви. Принадлежит он Самаркандскому горсовету и датируется августом 1939 года. Этот протокол имеет номер 33, что вызывает определенную ассоциацию: именно в этом возрасте был распят Иисус Христос. Цифра 33 оказалась роковой и для самаркандского храма. С этим уникальным по своей алогичности и нелепости протоколом советских властей небезынтересно ознакомиться. Потому привожу его полностью:

«Протокол №33 от 1.08.39 г.

О закрытии Армянской церкви.

Имея в виду, что в 1938 г. до момента ареста руководителя общины – попа – в церковь ходили не более 10 человек и что с момента его ареста прошло более 7 месяцев, в который срок не производится культобрядов, поэтому Президиум Горсовета постановляет:

Армянскую церковь по ул. Энгельса закрыть ввиду того, чтоцерковь не была зарегистрирована в Горсовете и община распалась.

Считать целесообразным помещение церкви (один зал размером до 100 кв.м.) передать под общежитие сельхоз. института.

Просить Верховный Совет УзССР утвердить данное решение».


С тех пор прошли десятилетия. У здания бывшей армянской церкви сменилось много хозяев и вывесок с названиями располагавшихся здесь организаций. Не приходилось и мечтать о возрождении этого храма. Но вот распалась некогда могущественная империя, Узбекистан обрел суверенитет и национальную независимость.

В то время в Самаркандской области проживала довольно значительная армянская диаспора, насчитывавшая более 10 тысяч человек. И потому создание национального культурного центра «Луйс» явилось делом актуальным и необходимым.

Именно тогда члены его правления от имени армянской общины Самарканда обратились к властям с просьбой о возвращении прихожанам здания бывшей церкви. Просьба эта была удовлетворена. Сотни самаркандских патриотов внесли свой вклад в дело восстановления храма: кто-то помогал деньгами, кто-то строительными материалами, кто-то снабжал строительство транспортными средствами.

Это был сложный во всех отношениях процесс, потребовавший огромных физических и материальных затрат. И когда в него включился известный предприниматель из Ташкента, уроженец Самарканда Артур Мартиросян, члены правления Армянского культурного центра обрели твердую уверенность в том, что церковь будет жить и радовать горожан.

Два с лишним года ушло на реконструкцию молельни и пристройку колокольни, отделку интерьера и благоустройство окрестной территории. Из Армении были привезены хрустальные люстры, из российского города Воронежа комплект колоколов. На одном из самаркандских заводов был отлит стокилограммовый бронзовый крест. Интерьер храма оформили местные художники Павел Аракелян и Анатолий Полянцев.

Для соблюдения церковных канонов в ходе строительства в Самарканд прибыл священник Тер-Григор (в миру — Армен Маркосян), в прошлом профессиональный музыкант, который за короткий срок сумел создать и обучить церковный хор для армянского храма. И уже 23 мая 1995 года на колокольне был установлен крест и подвешены колокола.

Торжественная церемония освящения и открытия церкви святой Богородицы состоялась 20 августа того же года. Армения прислала в Самарканд специальную делегацию из 70 человек во главе с архиепископом Нерсесом Позапаляном. Присутствовали также священнослужители из Эчмиадзина, представители президента Армении, правительства, журналисты, писатели и артисты.

Своих делегатов на торжества прислали армянские общины России, Казахстана, Туркмении, стран Прибалтики, городов Узбекистана.

Р. Назарьян

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.