Азербайджан - абсолютный чемпион по ассимиляции, считает российский эксперт

28 апреля, 2014 - 16:25

Поддержка Баку удинской культуры – составная часть сложной стратегии в Кавказском регионе. Лезгинский мир – одно из главных направлений этой стратегии.

Исторические дискуссии Азербайджана в последнее время приобретают особый национальный оттенок – удинский. Так, весьма часто на конференциях по Кавказу можно увидеть азербайжанского историка, старшего научного сотрудника Бакинского государственного университета Роберта Мобили – удина по национальности, уроженца селаНидж, председателя Албано-удинской христианской общины Азербайджана.

Как пишет Василий Стадницкий, каждый экспертный доклад Мобили строится на следующих условных тезисах. Первый: удины, родной народ Мобили – это современные носителя исторического и культурного наследия древнего государства Кавказская Албания. Второй: в 1836 году, когда Николай I упразднил Албанский католикосат и слил его с Армянской Апостольской церковью, историко-культурное развитие удин прервалось. Нахождение удин под омофором Эчмиадзина, длившееся с 1836 вплоть до распада СССР, было временем этноцида удин со стороны армян и России. Третий: когда Азербайджан в 1991 году восстановил свою независимость, то началось историческое и культурное возрождение удин и ренессанс культуры Кавказской Албании.

Удины – лезгиноязычный народ, потомки древнего народа ути, который в древности был одним из автохтонов государства Кавказская Албания. В 313 году, когда армянский епископ Григорий Просветитель крестил албанского царя Урнайра, ути - удины также обратились в христианскую веру.

Процессы этногенеза древних ути в нынешних удин проходили, в основном, в лоне армянской культуры. Считается, что Благую Весть удины услышали от армянского епископа Григория Просветителя, который в 313 году крестил царя Кавказской Албании Урнайра. Удинская письменность базируется на алфавите, который создал армянский просветитель Месроп Маштоц. Нашествия арабов, тюрков, монголов, персов служили для родственных по вере армян и удин сильнейшими конвергирующими факторами. Не случайно, что впоследствии многие удинские роды потом тесно сроднились с армянскими, а большинство нынешних удин носят фамилии, оканчивающиеся на « -ян».

Впрочем, сам Мобили считает, что общепринятая точка зрения на удин – это тиражируемая десятилетиями историческая фальсификация. В одном из своих интервью для азербайджанской прессы Мобили сказал: армяне хотели уничтожить все, что напоминало о неармянском происхождении удин. Этим, по словам Мобили, объясняется то, что большинство удин носит фамилии с армянским окончанием, и то, что в литургическом отношении удинское христианство находится в зоне Армянской Апостольской церкви, а не является автокефальным. Говоря проще, армяне по отношению к удинам на протяжении веков проводили политику насильственной ассимиляции и культурного геноцида.

Публичные выступления Мобили проникнуты агрессивными антиармянскими пассажами вроде «сотни албанских храмов были либо разрушены, либо присвоены армянами», «армяне хотели уничтожить все, что было связано с албанами-удинами» и так далее. Эчмиадзин в плане удин, по словам Мобили, сделал лишь то, что «в 1836 году вбил последний гвоздь в гроб удинской духовной культуры».

В этой фразе кроется и воинственный выпад в сторону России, поскольку «вбивание последнего гвоздя» произошло с санкции Николая I. Из слов ученого из Баку выходит: Россия является если не прямым виновником в культурном геноциде удин, то одним из его главных участников.

Здесь мы подходим к главной теме статьи – «удинском факторе» Азербайджана в Южном Дагестане. Основную часть жителей ЮжДага составляют лезгины и лезгиноязычные народы: рутульцы, цахуры. Удины сами являются лезгиноязычным народом. Согласно мнению некоторых наблюдателей, поддержка Баку удинской культуры – составная часть сложной стратегии в Кавказском регионе. Лезгинский мир – одно из главных направлений этой стратегии. Баку пытается влиять как на «своих», азербайджанских лезгин, так и на «чужих», то есть лезгин юга Дагестана. В случае успеха Баку усмиряет азербайджанских лезгин, переманивает на свою сторону лезгин Дагестана и получает стратегический контроль над дагестанским Югом. Продвижение по пути решения этой задачи будет для Запада залогом геополитического успеха Баку по овладению намеченными целями. Если прибавить сюда трансконтинентальные углеводородные проекты, а также неисследованные природные богатства ЮжДага, то ценность семьи Алиевых в глазах Запада не упадет еще долго.

В удинской стратегии Баку есть еще одна линия. Как считают многие эксперты, удины служат Баку для удревления азербайджанской культуры, государственности, и открывают Азербайджану дорогу в мир Запада, куда это закавказское государство стремится изо всех сил. Азербайджанскую Республику на Западе очень долго называли «абсолютным чемпионом по ассимиляции». Поддержка Баку культуры исчезающего христианского народа должна демонстрировать миру, что на самом деле всё это не так. Баку также хочет показать Азербайджан как демократическую многонациональную страну, где мусульмане - азербайджанцы поддерживают христиан – удин. Возможно, в Баку полагают: эта демонстрация мультикультурности даст Азербайджану много очков вперед перед Арменией и Карабахом, где ислам, конечно, не преследуется, но и не поддерживается. Лезгиноязычность удин – хороший козырь против ирреденты со стороны азербайджанских лезгин, аварцев и талышей.

Удинская стратегия Баку тесно увязана с карабахским вопросом. Исторические исследования Мобили в большинстве тезисов сходятся с работами тех азербайджанских историков, которые считают Карабах «территорией, завоеванной армянами». В речах Мобили часто проходят фразы об «оккупированных армянами» территориях Албании, в частности, о монастыре Гандзасар. Выступая на одном закрытом мероприятии в Баку, удинский историк пожелал, чтобы все докладчики когда-нибудь встретились в Гандзасаре – «колыбели Албанской церкви, сейчас находящейся под армянской оккупацией». (Гандзасарский монастырь, святыня армянского христианства, находится на территории непризнанной Республики Арцах).

В официальной историографии Азербайджана армянский монастырь Гандзасар считается албанской обителью, незаконно присвоенной армянами после ликвидации Албанского католикосата. Академическая традиция Азербайджана, берущая начало от академика Зии Буниятова, определяет Гандзасар как резиденцию албанских католикосов и духовно-политический центр Кавказской Албании, существовавший с VI по XIX века. Из деликатных соображений стоит опустить то, почему прекратившая существование в V веке Кавказская Албания вдруг умудрилась дожить до XIX века. Не стоит углубляться и в превращение армянского мелика Гасана Джалала в албанского правителя. В данном историческом дискурсе важен не научный, а политический аспект. Он выражается крайне просто: Карабах не является исконной армянской территорией, и потому должен быть возвращен Азербайджану – правопреемнику Кавказской Албании. В качестве доказательства данного тезиса тот же Мобили добавляет, что во времена античного историка Страбона Баку назывался Албанополис. Как считают в Баку, по «албанскому» праву Азербайджану принадлежит и северная часть бывшего царства Урнайра – нынешний Южный Дагестан. О том, что Дербент – это азербайджанский город, так или иначе говорят в своих публичных выступлениях в прикаспийской республике многие – начиная от Роберта Мобили и заканчивая представителями высшего руководства. Опять же, исторические факты здесь приносятся в жертву политическому расчету. Любой студент-историк скажет, что в 1813 году в Гюлистане представителей Азербайджана не было – а это означает, что его риторические претензии на Дербент безосновательны.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image