Бельмондо и армяне

11 апреля, 2013 - 14:00

9 апреля исполнилось 80 лет Жан-Полю Бельмондо — легенде не только французского, но и мирового кино. При достаточно скромных внешних данных Бельмондо обладал взрывным темпераментом и своеобразным физиологическим магнетизмом. Свою ярчайшую индивидуальность он всячески культивировал в сыгранных ролях и со времени превратился в настоящий кинематографический фетиш. Но для французов он просто Бебель.

За несколько дней до своего юбилея Бельмондо побывал в Санкт-Петербурге, где провел свой творческий вечер. Прибыл со своим закадычным другом в течение 65 (!) лет французским актером армянского происхождения Шарлем Жераром. Во время встречи друзей с петербуржцами все внимание было сфокусировано на Бельмондо, и Шарлю Жерару давали слово не часто. Между тем это известный артист, любимец режиссера Клода Лелуша, снявшего его практически во всех своих фильмах. Шарль Жерар 67 лет в кинематографе (ему 86), он еще и режиссер, сценарист. Настоящая фамилия Жерара — Ачемян. Он родился в Марселе, в семье, бежавшей от геноцида из Стамбула. Как это ни неожиданно, но Бельмондо и Жерар познакомились не на съемочной площадке. Это случилось в 1949 году. Будущие актеры встретились в боксерском клубе и больше уже не расставались. Шарль Жерар: “У нас было девять боев, пять из них он выиграл и три закончились со счетом “ноль-ноль”. Бельмондо тогда было 16, и он еще окончательно не определился — быть ему спортсменом или актером. Жерар уже имел опыт съемок в фильмах. Кроме того, он участвовал в создании документальных лент, а с 1953 года выступил как режиссер короткометражек. Известность пришла к нему после триллера “Пуля в стволе”, который он поставил вместе со своим другом режиссером Мишелем Девилем. В фильмах, снятых Жераром, играли такие известные французские актеры, как Робер Оссейн, Бернар Блие, Жан Рошфор и др. Однако пространство по ту сторону камеры всегда притягивало Жерара, и в начале 1970-х, временно оставив профессию режиссера и сценариста, он становится актером. Решающую роль в его актерской карьере сыграла встреча со знаменитым Клодом Лелушем (режиссер картины “Мужчина и женщина”). В 1970 году Лелуш приглашает Жерара сыграть в своем фильме “Мошенник”. Во время съемок они крепко сдружились, и с тех пор Лелуш снимал Жерара из фильма в фильм. В принадлежащей Лелушу кинокомпании “Фильмы 13” Шарль Жерар становится незаменимым человеком. Из книги воспоминаний Клода Лелуша “Баловень судьбы”: “Без предупреждения в моем офисе объявляется Шарль Жерар. Он сразу пытается, как говорится, подольститься, уверяя меня, что обожает все мои фильмы. Я только издали знаком с этим человеком, появляющимся обычно в окружении Бельмондо. Мне известно только, что он снял сотни документальных фильмов о спорте и поставил несколько полнометражных фильмов на незначительные средства, по ходу дела успешно “сделав” несколько актеров, в том числе Роже Анена. Очень скоро он меня очаровал. Никто не может устоять против него. Шарло с его лицом древнеегипетского писца, с мягкой походкой и врожденной легкостью в общении обладает обаянием, благодаря которому он всех прибирает к рукам. Спустя час он уже принимает посетителей в компании “Фильмы 13” так, словно владеет этим офисом. Мне кажется, будто я у себя в гостях. Неслыханная наглость этого феноменального типа заставляет меня смеяться до слез. Я уже с нетерпением жду его ближайшего визита. “Вы можете мне сказать, в каком свете господин Лелуш намерен представить мою страну?” — спрашивает шах Ирана, который заказал нам коллективный фильм, чтобы торжественно запечатлеть предстоящие торжества по случаю 2500-летия Персидского царства. Дело серьезное: речь идет об образе страны. “Послушайте, дорогой шах, — невозмутимо отвечает Шарло, — не ломайте вы себе голову. Потому что я могу вам точно гарантировать одно: фильм обойдет весь мир. Вас это устраивает?” Его императорское величество поднимает брови, в чем присутствующие улавливают проявление раздражения. В воздухе повеяло смертными приговорами. Шарло остается невозмутимо спокоен. И поскольку он не имеет ни малейшего представления о моем сценарии, то не терпящим возражения тоном заключает: “Вы выбрали Лелуша, браво!” Эту сцену мне перескажут позднее. Я не волновался. С самого начала я понимал, что в компании “Фильмы 13” Шарло — единственный человек, способный очаровать шаха Ирана. От меня лишь требовалось выяснить, говорит ли его величество по-французски. Получив утвердительный ответ, я без колебаний отправил к нему Шарля Жерара. Похоже, шаха, сперва несколько озадаченного этим персонажем, встреча очень сильно позабавила, чего с ним уже давно не случалось. Правда, никто не осмеливался разговаривать с ним в таком тоне... Шарло добился иранского контракта точно так же, как и других. В компании “Фильмы 13” он быстро сделался незаменимым человеком”. Жерар часто снимался со своим другом Бельмондо: его угрюмая физиономия прекрасно контрастировала с жизнерадостным прищуром Бебеля. И если Бельмондо расточал в своих фильмах широкие нагловатые улыбки, то Жерар был нарочито серьезен. И эта его серьезность подчеркивала комичность ситуации не меньше, чем эскапады Бельмондо. Жерар умел смешить зрителя, используя минимальную мимику и несколько слов. Он блистал в ролях второго плана в комедиях Франсиса Вебера, Клода Зиди, Жака Бреля. Он и теперь, несмотря на солидный возраст, полон юмора и обаяния.

С режиссером Анри Вернойем (Ашот Малакян) (1920-2002) Бельмондо познакомился в 1960 году на съемках комедии “Француженка и любовь”. Верной заметил талантливого юношу и запомнил. Два года спустя он пригласил Бельмондо сыграть в паре с Жаном Габеном в своем фильме “Обезьяна зимой”. Именно после этого фильма Габен произнес свою знаменитую фразу о Бельмондо: “Этот парень некрасив, но в нем есть что-то, что было и во мне и что нравится женщинам”. Действительно, Бельмондо обладал несравненным мужским шармом, который действовал сильнее, чем внешняя привлекательность. Следующей картиной тандема Бельмондо — Верной стала военная драма “Уикенд на берегу океана”, в том же году вышел боевик “Сто тысяч долларов на солнце”. Добрые отношения Бельмондо с Вернойем еще больше укрепляются после этих фильмов. Даже занятый превыше сил, актер постоянно связывается с ним по телефону. А редко, когда выпадали свободные вечера, они с удовольствием проводили время в ресторане, за бутылкой вина обсуждая будущие картины. В 70-х годах Бельмондо снимается сразу в четырех фильмах Вернойя. В триллере “Страх над городом” было полно опасных трюков, которые Бельмондо всегда выполнял сам, не прибегая к помощи каскадеров. В фильме он бегал по крыше идущего поезда метро, висел на тросе, прикрепленном к вертолету, — его самый знаменитый трюк. Анри Верной восхищался им: “Я не знаю никого, кроме него, кто мог бы из нормальной ситуации перейти к каскадерским трюкам, а после них просто продолжать то, что нужно при съемках любовных сцен... Он всегда безукоризнен. Однако не повредит, когда, например, режиссер немножечко укрощает его темперамент”. Темперамент Бельмондо вошел в легенду у его партнеров по съемочной площадке. Благодаря своему вспыльчивому характеру он ссорился со многими режиссерами, с которыми работал. Но с Анри Вернойем Бельмондо не ссорился никогда. Жан-Поль Бельмондо: “Никогда. Мы сняли вместе восемь фильмов. Он любил кино. Ему нравилось снимать трюки, а я, как известно, любил их исполнять. Он был также очень терпелив, сносил все розыгрыши, которые мы с группой ему устраивали. Часто только много позже до него доходило, что это была шутка! Это был благородный человек...”
Бельмондо прославился, играя в
фильмах мастеров французской “новой волны”, но потом ушел в нормальное коммерческое кино, значительно более успешное. Сотрудничество с Вернойем ознаменовало этот переход. Критики часто ставили актеру в вину его чрезвычайное увлечение коммерческим кино. В ответ Бельмондо заявлял, что работает на миллионы зрителей, а не на кучку рецензентов: “Мое призвание заключается в том, чтобы развлекать людей, заставлять их плакать и смеяться. Назовите мне актера, который снимался только в шедеврах. Если соглашаться на выдающиеся роли, то за жизнь сыграешь два-три раза. Актер должен сниматься, иначе он исчезнет с экрана”. Может быть, Бельмондо был прав. Сколько блестящих актеров канули в Лету, отказавшись играть в массовом кино после своего успеха в авторском.

В числе маститых представителей французской “новой волны”, с которыми работал Бельмондо, был Франсуа Трюффо. В 1966 году Трюффо искал исполнителя главной роли для своего нового фильма “451 градус по Фаренгейту”. Изначально он планировал пригласить на эту роль Шарля Азнавура, которого снял в своем “черном” детективе “Стреляйте в пианиста”, но американские продюсеры (фильм снимался на Universal Pictures) отклонили кандидатуру французского шансонье. Тогда Азнавур указал Трюффо на Бельмондо. Американцам Бельмондо тоже не пришелся по вкусу. В результате Гая Монтэга сыграл австриец Оскар Вернер, но Трюффо запомнил совет Азнавура и три года спустя пригласил Бельмондо составить пару Катрин Денев в фильме “Сирена с Миссисипи”. Однако роль одержимого страстью не входила в число органичных для Бельмондо психологических состояний, и Денев полностью затмила своего партнера.
Начиная с 70-х, партнершей Бельмондо по съемочной площадке часто становилась актриса и певица Мари Лафоре (Майтена Думенаш) (р. 1939). Утонченная, аристократичная внешность этой изысканной брюнетки удачно оттеняла грубоватые, мужицкие черты Бельмондо. Лафоре происходит из семьи армянских эмигрантов, хотя сама актриса называет себя уроженкой Пиреней. Слава обрушилась на Мари внезапно. В возрасте 17 лет она снялась с Аленом Делоном в фильме классика французского кинематографа Рене Клемана “На ярком солнце”. С тех пор на Лафоре посыпались предложения от таких известных режиссеров, как Луи Малль, Клод Шаброль, и многих других. Но слава не вскружила голову “златоокой” армянке, как ее называли журналисты. Она всегда четко разделяла Мари Лафоре и Майтену Думенаш. Мари Лафоре: “Первая была марионеткой в руках второй. Послушная кукла, чужая, посторонняя женщина, с которой я сознательно поддерживаю шапочное знакомство — ведь мне надо как-то контролировать ее передвижения по миру, управлять, заставлять жестикулировать. Эта девочка безропотно готова играть в игры, которые ей навязывают. Так, Мари Лафоре пела хиты “Манчестер и Ливерпуль”, “Иван, Борис и я”, культовую песню роллингов “Нарисуй это черным”, много снималась - но ко мне лично не имела никакого отношения. С другой стороны, все, что в песнях и ролях этой куклы есть человеческого и теплого, настоящего и трепетного — все это я. Но “я” спрятанная, “я” — невидимка...” Бельмондо был одно время увлечен ею и даже пытался соблазнить, но ничего не вышло. Ничего не вышло и у Алена Делона, Микеле Плачидо, с которым Лафоре снималась в сериале “Спрут”, и других. В желтой прессе так и не появилось ни одного упоминания о каком бы то ни было любовном приключении Лафоре. Сегодня она обособленно живет в Швейцарии, полностью отойдя от светской жизни. Она по-прежнему красива.

Ева КАЗАРЯН

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image