Ашот III Вогормац - милостивый царь

4 июня, 2020 - 13:52

Среди многих царей династии Багратуни особо можно выделить не только таких выдающихся правителей-тёзок, как Ашота I и II. Особой памяти удостоен и тот царь, при котором Армения стала Анийским царством, и засияла блеском новая столица страны армянской. Это царь Ашот III Вогормац.

В 961 году Ашотом III осуществляется важнейшее действие - перенос столицы из Карса в Ани. Это был значительный шаг, показывавший усиление армянского государства. Сама новая столица находилась на стратегически выгодном положении и должна была составить конкуренцию Константинополю. На украшение новой столицы, естесственно, не скупились.

Ашот III стремился придать династии сакральный характер. К тому времени получила распространение легенда о том, что Багратуни произошли от иудейских царей Давида и Соломона. Данный сюжет носил цель доказать законность власти, с точки зрения сакрального, божественного права.

Цари Великой Армении, в этом плане, не обладали подобной историей и возводились к первопредку Хайку. Династия Аршакуни и вовсе имела парфянское происхождение. Как мы знаем, в то время царская власть страдала от кризиса легитимности. Багратуни, восстановив Армянское царство, не хотели повторить подобную историю.

Восстановлению Армении, таким образом, придавалось сакральное значение, как некоему воскрешению, под руководством потомков библейских царей. К слову, по этой причине Багратиды сохраняли титул "царя царей", который был титулом античных времён, как бы утверждая преемственность старой и новой Армении.

Ашот III стремился воспроизвести действия библейского Давида. Так, например, Давид был коронован в новой столице Иерусалиме, в присутствии представителей 12 колен. Аналогично и Ашот короновал себя вновь в Ани, в присутствии 40 епископов. Число 40 - сакральное библейское число, как и 12.

Как повествует Ветхий Завет, пришедший к власти Давид начал заботиться о бедняках и голодающих, раздавая им хлеба, лепёшек и жареного мяса. Также и Ашот "превзошёл всех своей кротостью и милосердием", как писал Степанос Таронаци. Он приглашал на свои пиршества бедняков и инвалидов, угощал их вином из своей же чаши. За это он получил имя "Вогормац" - милостивый. В какой-то степени это сочеталось и с обрядом армянской церкви - матахом.

Сам Ани не только походил очертаниями на Константинополь, но и имел символические черты Иерусалима. В частности, дворец Ашота III находился в самой южной части города, как и дворец Давида. Главные ворота Ани также были названы не просто так Львиными: также назывались ворота в Иерусалим, через которые вошёл Иисус Христос в город.

Таким образом, Ашот III утвердил религиозно-сакральные основы Армянского царства и своей династии. Правда, прекратить феодальную раздробленность ему было не под силу. Однако ему удаётся мирно разрешить этот процесс: Карсским царством завладел его дядя Мушег, а Лорийским - второй сын Гурген. Однако Армения всё же стала испытывать экономический и культурный подъём.

Период его правления считается своего рода продолжением ренессанса армянской культуры после веков арабского доминирования. Ани не просто затмил своей славой другие армянские города и бывшую столицу Двин. Город "1000 и 1 церкви", город "40 ворот" стал полноправным конкурентом Константинополя в христианском и Багдада в исламском мире, став одним из самых крупных городов мира.

Также Ашот III провёл реформу армии, сделав её постоянной армией размерами в 80000 тыс. воинов, увеличив и царское войско. Он успешно и решительно боролся с притязаниями курдских Шеддадидов, арабских Хамданидов и дейлемитских Саларидов, активно помогал Абхазскому царству. Также он выступил против византийского императора Иоанна Цимисхия (армянина по происхождению, к слову), стремившегося захватить Тарон. В конечном счёте, он подписал мир с Арменией.

Умер Ашот III в 977 году и был похоронен в царской усыпальнице в Ани. Его жена Хосровануш основала Ахпат и Санаин, а его наследник Смбат II заложил фундамент Анийского кафедрального собора. Однако его правление закончилось на тяжелой ноте. По словам Таронаци, казна к его смерти была абсолютна пуста. И хоть это приписывали тому, что он раздал её бедным, но очевидно, что она была пуста из-за огромных затрат на реформу армии и возведение Ани.

Его сын, однако, оказался успешным наследником, который смог не только улучшить Ани, но и продолжил успешную борьбу с врагами в лице Саларидов и Раввадидов. Это всё ещё был период стабильности Армянского царства. Однако тяжелые времена были впереди и ситуация скоро начнёт ухудшаться.

Артур Акопян

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image