В мае 2014 года в Грозном состоится выступление Государственного академического ансамбля танца Сибири им. Михаила Годенко. Посетить республику в ближайшее время так же планирует руководство «Профессионального сообщества деятелей национального академического исполнительного искусства». Елена Климова Директор Профессионального сообщества, продюсер Государственного академического русского народного ансамбля «Россия» им. Людмилы Зыкиной, рассказала порталу «Россия для всех» о планах проф.сообщества и провела краткий экскурс в историю чеченского национального искусства.
— Елена Владимировна, с какой целью вы едете в Чеченскую Республику?
— В Грозном не так давно открылось региональное отделение нашего проф.сообщества, одного из семи в нашей стране. Другие действуют в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Красноярске, Краснодаре и Владивостоке. В скором времени ожидается открытие Башкирского и Белгородского отделений.
Мы хотим официально представить местным властям руководителей наших региональных центров, познакомиться с министром культуры Хож-Бауди Дааевым. Конечно же, очень хотелось бы встретиться с Рамзаном Кадыровым, главой республики.
В первую очередь, мы собираемся обратить внимание властей на то, чем живет сегодня национальное, о необходимости возрождения чеченских музыкальных инструментов, о фестивальном движении в рамках национальных искусств (хореографического, инструментального, вокального) .
— Как это можно сделать?
— У нас появилась идея открыть производство кавказских гармошек в Чеченской Республике и сейчас как раз идут переговоры на эту тему.
Одной из основных проблем России, на наш взгляд, является некоторый упадок по изготовлению народных инструментов. Например, балалайки массово производят в Китае, Южной Америке и немного Италии. У них много отличий от настоящего русского инструмента. В России, в основном мастеровые инструменты. Поэтому мы решили открыть в нашей стране несколько производств инструментов, в том числе и баяны совместно с итальянской фабрикой «Scandalli», которая славится самыми дорогими и качественными баянами в мире.
Что касается поддержки национального искусства Чеченской республики, то мы собираемся провести ряд исследований в этой области, организоавать конференции и круглые столы при участии лучших специалистов в этой области. Мы прекрасно понимаем, что республика прошла стадию восстановления и чтобы добраться до возрождения искусства, требуется немало времени, поэтому мы хотим как можно быстрее вывести его на высокий уровень.
— На ваш взгляд, республика сейчас заинтересована в том, чтобы начать подобную работу?
— Когда затрагиваются подобные темы, сразу возникает вопрос: «На чьи деньги все это будет проводиться?». Я считаю нужным поехать в регион Северного Кавказа и подробно рассказать о планах. Безусловно, такие вещи не должны проводиться без участия бизнес элиты и региональных властей. Я думаю, восстановление культуры с самых ее корней должно заинтересовать и власть, и жителей республики.
— То есть сейчас с историей чеченской культуры знакомы не все?
— Далеко не все. Даже я, музыковед, ничего не знала о чеченских национальных инструментах, хотя во всех музыкальных вузах страны есть такая дисциплина «История исполнительства». Студенты изучают, кто причастен к созданию инструмента, как он появился, когда и т.д. И, несмотря на то, что в Грозном работает Оркестр национальных инструментов, нам практически ничего не было известно о нем, пока чеченские музыканты к нам не присоединились.
Кстати, они же мне и рассказали интересную историю о появлении первого национального инструмента, похожую на восточную сказку. Один жестокий князь приказывает залить расплавленный свинец в уста любого, кто принесет весть о смерти его сына. И никто не смел пойти к нему, чтобы сказать правду. И все же нашелся умелец, создавший трехструнный музыкальный инструмент, печальная мелодия кото¬рого и рассказывает отцу о трагической гибели юноши. Речь идет о инструментах дечиг-пондур, адхоку-пондур.
Для меня также интересным открытием стало то, что Муслим Магомаев, оказывается, вовсе не азербайджанец, а чеченец. Его дедушка Абдул Муслим Магомаев, который является первым чеченцем, получившим профессиональное музыкальное образование, родился в селении Старые Атаги, рос в музыкальной семье. Он поступил в Закавказскую учительскую семинарию, изучал историю классической музыки, играл на скрипке и кларнете. После учебы он вернулся на родину, но вскоре ему запретили преподавать православным ученикам в Грозном. И тогда он вынужден был уехать в Азербайджан, стал там известным композитором, ав¬тором большого количества классических музыкальных произведений, опер, и также прославлял чеченский эпос.
Такие факты известны, к сожалению, лишь в узком кругу, и мы хотели бы донести их до общественности.
— Намечаются ли в ближайшее время гастроли русских народных ансамблей в Грозном?
— В мае этого года там состоится выступлении одного из сильнейших хореографических ансамблей - Ансамбля танца Сибири имени Михаила Годенко. Для нас очень важен и интересен такой культурный обмен. Только представьте — Сибирь в Чечне!
Наше сообщество вообще стремится реализовать идею гастролей всех российских ансамблей. В России со времен распада Советского Союза нет красивой гастрольной истории, какая была раньше, когда и Людмила Зыкина выезжала на 10 концертов подряд. Это также было выгодно с экономической точки зрения: и ансамбль зарабатывал, и государство, и народ не чувствовал себя брошенным и забытым. Почему сейчас все из деревень уезжают? Потому что к ним уже никто не ездит! А раньше это было обязательным, так сказать, «обслуживать глубинки». Я считаю, что там самая благодарная публика, приятная и душевная. Нужно делать обмен гастролями - разные коллективы отправлять в Чечню, чеченские, в свою очередь в другие регионы. Мы хотим возродить эту добрую культурную традицию.
Добавить комментарий