Левон Тамамян: Каждая работа художника начинается с истории

6 июля, 2020 - 12:36

Газета «Зори» уже посвящала публикации этому мастеру. Имя Левона Тамамяна известно жителям не только Северского района – в разных уголках Кубани живут его произведения, радуя людей. Что же послужило поводом написать о нём сегодня?

А повод – узнать, чем сейчас живёт художник. Ведь настоящий мастер не бросит творчество, пока он жив. Каждая его работа, да и вся его жизнь – это всегда обращение к людям. Будь то памятник культуры или исторический мемориал, или сюжетная картина, портрет, пейзаж. Мастер всегда стремится через свою работу передать свой гражданский призыв, чтобы люди приобщались к прекрасному и возвышенному, вдохновлялись и радовались, берегли историческую правду, память о достойных людях. Каждая деталь несёт свой смысл. Таким, я уверена, знают Левона Хачатуровича Тамамяна его друзья, коллеги, сподвижники – все, кто хорошо знаком с его творчеством, и даже те, кому однажды довелось провести недолгое время в его небольшой, светлой мастерской у него дома в станице Северской.

Левон Тамамян — художник-монументалист, член Союза художников России. Родом он из грузинского села Азаврет. Большую часть своей творческой жизни посвятил Кубани, сюда он приехал в 1969 году. До 2011 года работал художником в Краснодарском художественном творческо-производственном комбинате Союза художников России. Его мастерство оставило след в городах и станицах края. Более 200 работ Левона Тамамяна украшают (иные украшали) фасады и интерьеры административных и культурных зданий, парки и скверы на Кубани. Работы выполнены в технике мозаичная фреска, энкаустика (использование горячего воска как связующего элемента цветовых пигментов), декоративный рельеф по дереву и в гипсе. Он автор нескольких архитектурно-скульптурных памятников, один из них стоит в парке посёлка Афипского — мемориал погибшим в годы Великой Отечественной войны. Две работы Левона Хачатуровича представлены в Национальном историческом музее Армении.

Уже много лет в его творчестве особо выделяется православная тематика. Первые иконы Тамамян написал в 1999 году, изобразив четырёх апостолов – Матвея, Иоанна, Марка и Луку для семейной церкви в его родном селе. Некоторые из икон живут в храмах Черкесска, Славянска-на-Кубани, Лабинска. В Славянске-на-Кубани его руками оформлена армянская церковь. Это чтобы вкратце напомнить читателям о персоне.

Немало работ обрели жизнь и в Северском районе. Сотрудники и выпускники колледжа культуры помнят, как Левон Тамамян выкладывал мозаичные панно на фасаде этого учреждения. В некоторых учреждениях работы не сохранили. «Убиты», – коротко и горько говорит об этом художник. Со своим бурлящим талантом и неисчерпаемым вдохновением мог бы сделать для района больше, но, будем говорить, не всегда звёзды сходятся.

Несколько лет назад «Зори» писали о его бюсте Пушкина. Левон Хачатурович мечтал, чтобы он украсил северский парк. Ещё в конце 1980-х художнику поступил заказ от Северского сельсовета на изготовление бюста поэта. Заготовка была одобрена худсоветом. Но с началом перестройки властям стало не до памятников, и художник отложил работу. Вернулся к ней спустя почти 30 лет, за полгода завершил. Однако ей суждено было занять своё место в мастерской, а в парке появился бюст поэта, исполненный другим автором.

В его домашней мастерской стены увешаны картинами. Самые новые работы выставлены внизу. Армянский монастырь, древний храм, библейские сюжеты, натюрморты, портреты… начал писать икону. О каждой картине автор с любовью расскажет – историю, сюжет и замысел. У Левона Хачатуровича тихий, приглушённый голос, хотя ему присущи нотки твёрдости, когда говорит об истине. Но в речи нет пафосных выражений. Зачем, ведь громко, ярко и убедительно за него говорят его произведения. «Я очень люблю эту картину», – тихо скажет Левон Хачатурович. И в этом «люблю» – не просто отношение к своему творению, над которым он корпел днями, неделями напролёт. В каждом произведении – его Родина, большая и малая, гордая и скорбная, сильная и щедрая. И с каждой работой мастер посылает обращение к людям о том, как он дорожит своей Родиной, не пропуская ни одной страницы её истории. Кстати, к истории Левон Тамамян обращается каждый раз, когда принимается за новую работу, и не представляет, как можно позволить себе отнестись к ней с пренебрежением.

На самом верху, почти под потолком небольшая картина, на ней изображена женщина, бережно, как ребёнка, обнимающая птицу. Смотришь на неё – и тепло становится. «Это моя мама, – пояснил Левон Хачатурович, – а в руках у неё курица. Во времена Хрущёва убили всех животных, мы жили очень бедно, – вспоминает он, – в семье нас росло пятеро. И всего в домашнем хозяйстве было несколько курочек, на них мама уповала, каждый день проверяя, будет ли у птицы яйцо назавтра, чтобы приготовить поесть детям».

А вот и старый родительский дом в Грузии. Даже когда много лет позднее был построен новый, добротный, старый оставили. И этот дом детства стоял и ждал, когда Левон станет мастером и запечатлеет его на своём полотне.

Коснулись в нашем разговоре темы памятников. Вспомнили памятник Ленину в станице Северской, об истории которого «Зори» писали в апреле этого года. «Он очень дорогой по фактуре и стоимости и имеет большую художественную ценность, – сказал Левон Хачатурович и поправил нашу неточность: – Только он сделан не из бетона, а из базальта».

Ко всем памятникам истории у Левона Тамамяна отношение однозначное: людям нельзя от них отказываться, сносить, разрушать их. А такое, к сожалению, порой происходит. Пусть одна эпоха сменяет другую, Родина переживёт всё и останется Родиной. А авторы памятников через эпохи и столетия будут обращаться к нам не за тем, чтобы мы помнили их имена, а чтобы мы оставались людьми в этом мире.

Услышьте художника.

Ирина Орлова. Фото: Андрей Вискушенко

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image