ФИЛЬМ НОРЫ МАРТИРОСЯН В ПРОГРАММЕ КАННСКОГО МКФ

9 июля, 2020 - 13:49

"Мой фильм не политический, а скорее, поэтический. Он отталкивается от политической ситуации, в гуще которой раскрывается человеческая история. Некий великий французский живописец сказал: "Как только ты наносишь кистью мазок на холст, он превращается в политический жест". То есть стоит деятелю искусства сделать небольшой шаг в мире, основанном на финансах, добыче нефти и газа, как он становится политическим жестом. Наличие моего фильма само по себе политический жест", - заметила на прошедшей на днях онлайн-встрече французский режиссер армянского происхождения Нора Мартиросян.

ВСТРЕЧА С НОРОЙ И ПРОДЮСЕРОМ АНИ ВОРСКАНЯН была организована в рамках бесед Международного кинофестиваля "Золотой абрикос", перенесенного в этом году на осень, и посвящена фильму Норы Мартиросян "Когда стихнет ветер" (Si Le Vent Tombe) об Арцахе, снятого как копродукция Армении, Франции, Бельгии. Картина вошла в официальную программу 73-го Каннского МКФ, став первым армянским фильмом периода независимости, удостоившимся "пальмовой" чести. Несмотря на то что Каннский кинофестиваль в этом году не состоится, отобранные картины будут отмечаются его брендом, что открывает дорогу в большое кино и мировой прокат.

"Согласно нормативам Каннского кинофестиваля, "национальность" страны-производителя дается фильму по гражданству режиссера, поэтому изначально наш фильм продвигался как французский. Когда фильм был отобран, нам вдруг предложили записать его армянским. Мы с радостью согласились, ибо фильм made in Armenia в официальном отборе Каннов - это большое достижение и важное событие для армянского кинематографа, - сказала Нора Мартиросян. - Руководство Каннского МКФ намерено содействовать продвижению фильмов, отобранных в этом году, в том числе их прокату во всем мире. Как отметил арт-директор Каннского МКФ Тьерри Фремо, наш фильм "Когда стихнет ветер" понравился комиссии и уже включен в программу Acid, которая стартует в сентябре и будет сопровождаться пресс-конференциями, встречами, широкомасштабными показами и другими мероприятиями, способствующими его дистрибуции и раскрутке".

"Когда стихнет ветер" - первая полнометражная игровая картина Норы Мартиросян. Свою кинокарьеру режиссер начала спустя несколько лет после переезда из Армении в Европу в конце 1990-х гг. Выпускница факультета живописи Ереванской художественной академии, она некоторое время активно рисовала и выставлялась на родине. Однако, как рассказала Нора в интервью "Голосу Армении" 16 лет назад, однажды она почувствовала, что для реализации творческих идей одной живописи ей недостаточно. Имея опыт режиссерской деятельности (а Нора с 18 лет руководила небольшим детским театром, где с юными актерами ставила спектакли), она задумала совместить специальности художника и режиссера. Защитив диплом в ЕрХА, она вскоре отправилась в Голландию и поступила в аспирантуру Академии искусств Ритфилд Амстердама по специальности "видео". Нора параллельно обучалась в Королевской академии изобразительных искусств Амстердама и Национальном центре современного искусства Лилля (Франция).

Свои первые пробы в кино Нора Мартиросян сделала в короткометражном жанре: ее фильмы демонстрировались на небольших фестивалях, в центрах искусств, музеях. Но, несмотря на это, "Интервью", "Сквозняк", "6 визитов", "Арагац" и другие фильмы сразу принесли ей признание и награды на разных МКФ, а картины "Ветряная мельница" и "1937" включены сегодня в коллекцию знаменитого Центра искусств Помпиду.

К РАБОТЕ НАД СВОИМ ПЕРВЫМ ПОЛНОМЕТРАЖНЫМ ФИЛЬМОМ Нора Мартиросян шла почти 10 лет. Когда 11 лет назад она впервые посетила Арцах, ее поразила способность живущих там людей  превратить за пару десятков лет послевоенную, разрушенную страну в цветущий край, развивающееся государство. Однако эта реальность существовала на фоне политического абсурда страны - независимой де-факто, но не признанной де-юре. И Норе захотелось рассказать об Арцахе не своей компактной публике из 300 человек в центрах искусств и музеях, а всему миру.

"Получилось так, что не я решила снять полнометражный фильм, взявшись за тему Карабаха, а ситуация с Карабахом подсказала мне снять картину в полном метре и показать ее максимально большему числу людей во всем мире. Мой фильм не должен был вылиться в историю о семье, любви, дружбе, прошлом страны, войне и тем более о взаимоотношениях с соседним государством. Основываясь на фактах, я хотела показать всю абсурдность ситуации, но сделать это художественным методом, который еще более подчеркнул бы этот абсурд. Я начала писать сценарий, искать продюсеров", - поделилась Нора и добавила, что, обращаясь за финансированием в международные фонды и другие организации, режиссер в Европе сталкивается с различными клише по поводу тематики фильмов. Норе подсказывали, что в современном кино продается лучше и о чем сделать фильм, под который можно выбить деньги. Однако она упорно шла к цели, стремясь показать развитый Арцах вместо жалкой, погрязшей в нищете страны.

Сценарий пришлось писать много раз: за 9 лет их набралось до 15, каждый отправлялся в фонды, где оценивался и с заметками возвращался автору. Режиссер продолжала изучать все заметки, работать над сценарием и вновь отправляла его в фонды. В итоге Норе посоветовали сценариста, с которым она в течение года привела сценарий в вид, получивший добро продюсера, а затем и финансирование. Кстати, на производство фильма "Когда стихнет ветер" Национальный киноцентр Армении выделил 43 млн драмов, а Евримаж - 200 млн евро. Поддержали и с десяток других организаций, и вскоре работа закипела.

"С 2012 г. у меня была бумажка (думаю, такие бумажки были у многих армянских режиссеров), что Нацкиноцентр Армении обязуется выдать мне 100 тысяч, и я из года в год ходила с этой бумажкой из фонда в фонд, говоря: "Смотрите, Армения оказывает мне финансовую поддержку!", что помогало расположить к своему проекту другие фонды. И когда сумма на фильм собралась, я пришла в Нацкиноцентр, действующий при Министерстве науки, образования, культуры и спорта РА, и получила поддержку", - рассказывает Нора.

ФИЛЬМ СНИМАЛСЯ В ОСНОВНОМ В АРМЕНИИ И АРЦАХЕ. Сюжет вертится вокруг степанакертского аэропорта, который есть, соответствует международным стандартам, здесь даже работают люди, но самолеты не летают. В Арцах приезжает международный аудитор-француз по имени Ален, чтобы дать оценку аэропорту и зажечь зеленый свет для его эксплуатации. Ален встречает местного мальчика Эдгара, вместе с ним и другими работниками аэропорта он открывает для себя страну, которая указана не на всех современных картах, но которая живет и развивается благодаря жителям-патриотам, имеет правительство, государственную структуру, национальную культуру и богатую историю.

Как признается Нора Мартиросян, работа над полнометражным фильмом не была похожа на ее прежние проекты. З5 съемочных дней - это означает, что каждый из съемочной группы должен присутствовать на съемочной площадке, поддерживая как атмосферу работы над фильмом, так и собственный настрой. И если работа в коротком метре не зависела ни от кого - Нора снимала предыдущие фильмы на свои деньги, в том числе полученные в качестве призов на фестивалях, - то за полнометражной картиной большое финансирование и люди, перед которыми создатели фильма - в частности, режиссер и продюсер - несут огромную ответственность. По словам продюсера фильма Ани Ворсканян, особая ответственность ощущается перед собственным государством, представленным в Армении Нацкиноцентром, который является единственным источником официального финансирования кинопроизводства. "Каждый раз, получая сумму от Национального киноцентра Армении для работы над тем или иным фильмом, создатель должен доказать, что его проект профинансировали не зря", - заметила Ани Ворсканян.

"Сегодня, оказавшись в программе Каннского кинофестиваля, мы можем сказать, что победили: фонды и организации с радостью и гордостью пишут, что поддержали наш фильм. Мы чувствовали их поддержку с самого начала. Когда снимаешь фильм, зная, что все ожидают от тебя как минимум Каннов, ты работаешь с этой целью, - говорит Нора Мартиросян. - Мне также повезло с командой из армянских и французских специалистов, с которыми я работала над проектом. Мне было 23 года, когда я уехала из Армении, и как режиссер, я никогда не сотрудничала с соотечественниками. Живя за рубежом, мне каждый день приходится бороться за все, доказывать, что я лучше, умнее, талантливее остальных, что я лучше других говорю на французском языке. И когда я приехала в Армению, впервые почувствовала, что мне не надо бороться: соотечественники приняли меня, сделав все, чтобы фильм состоялся".

Добавим, что в фильме "Когда стихнет ветер" звучат английский, французский, армянский языки и карабахский диалект. В картине снимались Грегор Колин, Давид Акопян, Нарине Григорян, Арман Навасардян и другие.

Магдалина ЗАТИКЯН

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image