Егише Татевосян — путь от копий миниатюр к портрету Комитаса

16 июля, 2020 - 14:08

Живописец Егише Татевосян — армянин до мозга костей. Он играл на фисгармонии песни Комитаса, изучал средневековые армянские миниатюры, любовался архитектурной статью армянских монастырей и великолепно говорил на чистейшем армянском языке. Знал художник и грабар — древнеармянский язык. Татевосян получил образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в классе у Василия Поленова. Связь с Россией и уважение к русскому учителю не помешали его любви к Армении, а, напротив, укрепили. Живописец трепетно любил родную землю и всё армянское, что и отразилось в его творчестве.

Ерванд Кочар в сборнике «Я и вы» пишет, что детство своё Егише Мартиросович провёл в Вагаршапате, окруженный прекрасными архитектурными, живописными, литературными и декоративно-прикладными памятниками армянской культуры. Именно здесь расположен Эчмиадзинский монастырь, в котором хранится большая часть сокровищ армянского средневекового искусства — рукописи, вышивки, резьба.

Татевосяну повезло. У него были самые лучшие учителя своего времени. Первый — Вардгес Суренянц. Великий армянский символист стал настоящим «проводником» молодого художника в мир живописного искусства. Суренянц был большим знатоком национальной культуры, и у него Татевосян многому научился, поскольку жил в семье отца Суренянца в Москве. [Отец Вардгеса, Акоп Суренянц, был известным священнослужителем. В 1872 году его назначают пресвитером Московской Армянской епархии — должность чрезвычайно высокая с точки зрения иерархии Армянской апостольской церкви. — Прим. ред.]. У Суренянцев молодой Татевосян впитал любовь к фольклору и научился копировать орнаменты с древних армянских иллюминированных рукописей. Долгое время Татевосян находился под влиянием символизма Суренянца, но потом стал использовать в своем творчестве техники пуантилизма и экспрессионизма.

А о Василии Дмитриевиче Поленове, своём любимом учителе и старшем друге, Татевосян оставил подробные мемуары «Мои воспоминания о Василии Дмитриевиче Поленове», благодаря которым исследователи творчества Поленова узнали много важного о жизни величайшего из русских пейзажистов. [Армянский музей Москвы опубликовал уже две части этих воспоминаний, а продолжение следует в июле и августе 2020 года. — Прим. ред.]. Поленов — профессор Императорской Академии художеств, пейзажист, мастер исторической живописи и реформатор пленэрного этюда [способствовал принятию пленэрной живописи, как самостоятельного вида. — Прим. ред.]. Он был великолепным педагогом и обучил живописи многих выдающихся русских художников, среди которых — Левитан, Коровин, Головин. А Татевосян был любимчиком Поленова и практически жил у своего учителя в его имении Бехове на берегу Оки, неподалёку от Тарусы — известного дачного городка, куда приезжали на лето работать и отдыхать художники и писатели.

В доме у Поленова Татевосян позанкомился с Репиным и Суриковым, подружился с Левитаном и Виктором Васнецовым. Примечательно, что там же, в Бехове, в усадьбе Борок, Татевосян встретил свою будущую супругу. Но самые близкие отношения сложились у него с художниками Виктором Борисовым-Мусатовым и Александром Головиным, а также с сестрой Василия Дмитриевиа Поленова — Еленой Дмитриевной Поленовой, тоже художницей. Они все вместе работали в мастерской и постоянно обменивались творческими советами.

В интервью Армянскому музею Москвы Элеонора Викторовна Пастон, научный сотрудник Третьяковской галереи и куратор выставки Василия Поленова 2019 года, рассказала:

«Елена Дмитриевна Поленова и Александр Дмитриевич Головин объединились для работы. Присоединился к ним и Татевосян. Они работали и вместе отдыхали. Это был очень тесный и плодотворный союз художников. Егише, конечно, был младше, его опекали. Елена Дмитриевна вообще всех опекала. Опекала обоих — Татевосяна и Головина. Головина она считала очень одиноким и болезненным, к тому же в быту он совершенно неприспособленный был человек. И она всячески старалась восполнить этот пробел. А Егише Мартиросович был молодой начинающий художник, влюбленный в своего учителя Василия Дмитриевича.

Конечно, работая с такими мастерами, талантливыми художниками, какими были Поленов и Головин, Татевосян очень быстро рос. Во всяком случае, в 1895 году они уже представляли свои картины на этюдной выставке в Петербурге. И Репин очень высоко отозвался о всех трех работах, говоря, что они блещут новизной. И в этих картинах было уже очень много от искусства символизма, нарождающегося в России. Это были первые такие произведения в духе символизма.

У нас на выставке Поленова в Третьяковской галерее в 2019 году была представлена одна из этих работ Егише Татевосяна — в зале специально посвященном связям и взаимодействию Василия Поленова и его учеников».

Дружба Татевосяна и Поленова продолжалась практически всю жизнь. Наиболее ярко мастерство Татевосяна в области пейзажной живописи раскрылось в путешествии на Восток, куда Поленов пригласил своего ученика. В 1899 году художники отправились в Палестину. Посетили они и Турцию, и Грецию, и Египет, и Сирию. Рассказывают, что некоторые этюды Татевосян написал прямо на палубе парохода. Эта поездка стала отправной точкой большой жизни Татевосяна в искусстве. На обратном пути, следуя из Константинополя, Татевосян оказался в Западной Европе, о которой прежде слышал только от своих коллег-художников. Большое впечатление оказало на него искусство старых мастеров.

Осознанно изучать европейское искусство Татевосян отправился уже будучи преподавателем живописи в Тифлисе. Тогда же он исколесил часть Европы, побывал во Франции и оценил по достоинству новаторство импрессионистов, что отразилось во множестве его работ, самой яркой из которых, по мнению историков искусств, явлется «Гений и толпа» (1909 года). Исследователи отмечают, что в этом аллегорическом произведении художник отразил своё понимание техники дивизионизма. «Замысел картины был связан с личностью Бетховена, но позднее приобрёл универсальное звучание», — сказано в статье «Егише Татевосян», опубликованной в 2017 году в каталоге выставки «Армянский импрессионизм. От Москвы до Парижа».

Пуантилизм, или дивизионизм

Это стилистическое направление в живописи неоимпрессионизма, возникшее во Франции около 1885 года. Характеризуется отказом от физического смешивания красок ради оптического эффекта. Эта система живописи основана на методичном разложении сложного цветового тона на чистые цвета, которые точками различной конфигурации наносятся на холст. При восприятии картины зрителем с определенного положения точки оптически сливаются в нужный художнику цвет в восприятии сетчатки глаза. Наиболее видные пуантилисты — Жорж Сёра, Винсент ван Гог, Поль Синьяк. В технике пуантилизма писал и Татевосян.

Ещё один жанр живописного искусства, в котором ярко проявил себя Татевосян, — это портрет. Любимой моделью Егише Мартиросовича была Жюстина — его супруга. Однако самый известный портрет, на котором художник изобразил Комитаса, был написан уже после кончины великого армянского композитора по более ранним этюдам. На полотне Комитас — восприимчивый и живой, он как бы чутко вслушивается в мелодию народной песни. Портрет великого армянского ашуга стал одним из последних шедевров Татевосяна.

Подготовила: журналист, искусствовед Ольга Казак

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image