На Армянском кладбище Москвы установлен памятник выдающемуся скульптору Фридриху Согояну

31 июля, 2020 - 23:58

Армянское кладбище Москвы стало последним пристанищем многих выдающихся армян. Год назад, 30 июля 2019 года, не стало прославленного армянского и российского скульптора Фридриха (Фрида) Согояна.

30 июля 2020 года в память об отце сыновья скульптора Ваге и Микаэль Согояны установили мемориальный памятник в его честь на Армянском кладбище. Там, помимо родных и близких, собрались многочисленные почитатели творчества Фридриха Мкртичевича.

Среди них было немало известных людей: выдающийся футболист и тренер Никита Симонян, вице-президенты Союза армян России Лусик Гукасян и Левон Муканян, председатель Совета Армянского культурно-просветительского общества «Арарат» Альбина Сукиасян и другие. Было много друзей Мастера из его родного города Гюмри. Уход Фридриха Мкртичевича стал большой потерей для для всех, кто был знаком с этим ярким, весёлым, дружелюбным и необычайно талантливым человеком.

После открытия памятника состоялась панихида. Заупокойную службу провёл отец Геворг, представлявший Армянскую Апостольскую церковь, с которой Фридрих Согоян был тесно связан. Прозвучали мелодии армянского дудука.

Величие Мастера заключается и в том, что он вырастил и воспитал двух прекрасных скульпторов - своих сыновей Заслуженного художника России Ваге Согояна и Заслуженного художника Армении Микаэля Согоянов. И что интересно, братья и стали авторами этого замечательного памятника, выполненного по эскизу самого Фридриха Согояна.

На памятнике Фридрих запечатлён со своей любимой женой Еленой. Она рано ушла из жизни и скульптор сильно тосковал по своей подруге жизни. Он больше не женился и сам растил сыновей. Ваге разместил в соцсети трогательные фотографии с Армянского кладбища и сопроводил их словами: «Сегодня установили скульптуру. “Навсегда вместе”. Автопортрет с женой».

Народный художник Армении, России и Украины Фридрих Мкртичевич Согоян родился 2 октября 1936 в Гюмри. Его великолепные творения установлены в разных странах мира, находятся в крупнейших музеях и галереях мира, хранятся в коллекциях многих известных людей. У него есть как монументальные произведения, так и небольшие скульптуры.

Фридрих Согоян работал в Киеве в составе авторского коллектива над созданием мемориального комплекса «Украинский государственный музей истории Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов». За созданную для комплекса многофигурную композицию «Форсирование Днепра» он был удостоен Ленинской премии.

А в Москве, пожалуй, самым известным и всеми любимым его произведением является памятник «Единый крест», символизирующий вечную дружбу армян и русских. Копия этого памятника была установлена и в Ереване.

Я не стану много говорить о Фридрихе Согояне. Год назад я посвятил его светлой памяти большую статью, в которой подробно рассказал о его жизнедеятельности, с которой читатели могут ознакомиться.

ПАМЯТЬ О СКУЛЬПТОРЕ ФРИДРИХЕ СОГОЯНЕ БЕССМЕРТНА. ФОТОРЕПОРТАЖ

http://russia-armenia.info/node/60608

Кроме этого, как первый заместитель председателя Совета Армянского культурно просветительского общества «Арарат», которое с большим уважением относилось к Фридриху Мкртичевичу и сотрудничало с ним, предлагаю ознакомиться с воспоминаниями о нём председателя нашего общества Альбины Нерсесовны Сукиасян, размещёнными в Фейсбуке.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

О человеке, оставившем яркий след в изобразительном искусстве

Вчера, 30 июля, отмечалась первая годовщина со дня смерти известного деятеля культуры и армянской общины Москвы Фрида (Фридриха) Мкртычевича Согояна. В этот день на армянском кладбище собрались его родные, близкие и друзья. Был открыт посвященный ему памятник – он с рано ушедшей из жизни любимой женой. Отцом Геворгом была отслужена заупокойная служба и прозвучала мелодия дудука. Речи организаторами памятного мероприятия предусмотрены не были.

Зная, что мой муж, также ушедший из жизни создатель Армянского культурно-просветительскогоо бщества «Арарат» – Эммануил Егиаевич Долбакян, несомненно, откликнулся бы на годовщину смерти Фрида Мкртычевича, я решила выполнить миссию мужа в отношении этого очень значимого для нас человека.

И начать хочу с того, чтобы отметить его отличия и особенности.

Во-первых, как человека. Его отличали доброжелательность, добропорядочность, а также простота в общении с людьми, т.е. был очень человечным. Будучи уроженцем города Гюмри (Ленинакана), давшего Армении многих великих и выдающихся деятелей культуры, он, благодаря своему таланту стал одним из них, пополнив плеяду знаменитых гюмрийцев. И я бы отнесла его к числу великих гюмрийцев.

Во-вторых, особо хотелось отметить его как родителя. Помимо родительских обязанностей он был учителем и наставником своих двух сыновей, в результате чего они оба пошли по стопам отца и стали также успешными художниками-сульпторами. Такое случается крайне редко.

В третьих, немаловажен тот факт, что уже при жизни он - автор более 400 монументальных и станковых произведений, был успешным, признанным художником. Об этом свидетельствует его высокая титулованность. Он - народный художник России, Украины и Армении, лауреат Ленинской премии. Мне известны армянские Народные художники двух стран, но, чтобы одновременно стать Народным в трех странах - явление также далеко не частое.

Хочу поделиться с Вами интересным эпизодом из моей жизни, который был связан с Фридом Мкртычевичем.

В 1970 году мы с Эммануилом Егиаевичем были в Самарканде. Это был год, когда отмечалось 2500-летие находящегося в 2 километрах от Самарканда городища Афросиаб. При этом мы знали, что в строительстве и оформлении музея Афросиаба принимали участие специально приглашенные из Армении мастера - создатели музея Эребуни. Мы, естественно, с большим интересом посетили и осмотрели музей Афросиаба. По форме здания музеев были одинаковыми, но отличались цветом. Афросиабский музей был белого цвета в отличие от оранжево-бежевого цвета музея Эребуни. При этом на фасаде здания были высокохудожественные скульптуры афросиабских мудрецов.

После осмотра музея, выйдя из здания музея и завернув за правый его угол, перед уходом, окинув здание музея последним взглядом, оторопели. На торце музея ближе к крыше увидели запись крупными армянскими буквами СОГОЯН ФРИД и ниже СОГОЯН ВАГЕ. Для нас это было очень приятной неожиданностью. Долго стояли в Самарканде у этой стены - уходить не хотелось, таким теплом веяло от этой стены узбекского музея с армянскими буквами.

После увиденного в Самарканде, примерно через 20 лет, когда в России началось общинное движение, на одном из мероприятий я познакомилась с человеком, который представился как Фрид Согоян. Я, естественно, спросила, имеет ли он отношение к Афросиабскому музею. И когда выяснилось, что он и есть тот самый всколыхнувший мои чувства Фрид Согоян, он от меня услышал большую похвалу за афросиабских мудрецов и вопрос: «Вы там работали вместе с братом или другим родственником?». Фрид Мкртычевич ответил: «С другим родственником, и это был мой еще не родившийся сын, который очень мне помогал в выполнении работы по Афросиабу». При этом о помощи, оказанной ему Ваге, которым была беременна его жена, он повторил дважды». Представьте наше с Эммануилом Егиаевичем состояние при этой первой встрече и этом разговоре с Фридом Мкртычевичем!

С этого дня и началось наше многолетнее знакомство и взаимодействие с Фридом Мкртычевичем, основанное на взаимоуважении и взаимопонимании.

Я потом не раз мысленно возвращалась к этому разговору с нашим замечательным ваятелем и пришла к выводу, что такой шаг мог совершить только ленинаканец со свойственными жителям этого города фантазией и неизбывным юмором.

И в заключение, поскольку творения нашего маэстро (монументы и скульптуры) делаются из камней и других минеральных составляющих природы, отличающихся долговечностью, вместе с ними заслуженно вечной будет память об их авторе - Фридрихе Мкртычевиче Согояне.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Мне думается, что этот памятник Фридриху Согояну станет очередным достойным произведением армянского искусства семьи Согоянов, украсившим Москву. Станет восприниматься как символ любви и верности. Будем ждать от Ваге и Микаэля новых скульптур. Ведь, несомненно, в каждой из них будет и частичка души и таланта самого Фридриха Мкртичевича.

Александр Ерканян

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image