Лариса АЛАВЕРДЯН: "КОНСЕНСУС В ДВУХ "К" - УНИКАЛЬНАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ ДЛЯ СОПРЕДСЕДАТЕЛЕЙ И СТОРОН КОНФЛИКТА"

7 августа, 2020 - 12:44

"ГА" уже писал о том, что в конце июля на сайте правительства США была опубликована информация относительно встречи российских и американских представителей в рамках стратегического диалога по сотрудничеству в сфере космоса. В сообщении упоминается также возможность улучшения связи между двумя странами по оперативным вопросам, связанным с предотвращением путем космического мониторинга непреднамеренной эскалации или управлением инцидентами в горячих точках.

Как оценивать данную информацию с точки зрения вопроса Арцаха, каким образом может использовать ее армянская сторона, каковы главные задачи армянской дипломатии в свете возобновления переговорного процесса после июльской эскалации? Об этом беседа с первым омбудсменом Армении, экспертом по вопросу Арцаха Ларисой АЛАВЕРДЯН.

- Важность упомянутой вами встречи действительно трудно переоценить. Прежде всего отмечу глобальный уровень и значение сверки часов двух сверхдержав по вопросам разработок по безопасности в космосе и из космоса. Не менее важным является, так сказать, локальный уровень, в частности, горячие точки, на которые также проецируется накопленный в области космического сотрудничества российско-американский опыт.

Естественно, в нашем случае речь идет о непрекращающихся почти 30 лет территориальных претензиях и попытках современного Азербайджана завоевать насильственным путем и присоединить к себе территорию Республики Арцах. После июльских событий в Тавуше можно говорить уже и об аналогичных попытках в отношении территории Армении, однако по понятным причинам ограничимся пока проблемой Арцаха.

В одном из интервью я как-то подчеркнула, что США и Россия сегодня успешно сотрудничают и имеют консенсус только в двух "К": в космосе и Карабахе. Этот уникальный факт содействовал вовлечению Армении в процесс переформатирования, пересмотра и реорганизации всей системы глобальной безопасности динамично развивающихся международных отношений в условиях новых угроз миру как в технологическом, так и в политическом аспекте.

С этой точки зрения вовсе не случайно, что в 2016 году Институт национальных стратегических исследований им. Драстамата Канаяна МО РА выдвинул важный инновационный проект, подготовленный под научным руководством генерал-лейтенанта, профессора Гайка Котанджяна, касающийся возможности использования данных орбитального зондажа космическими средствами по всему периметру зоны противостояния Арцаха и Азербайджана. За 4 года проект получил достаточное распространение, был представлен и обсужден как на государственных, экспертных, так и адресно-общественных площадках разных стран, в первую очередь сопредседателей Минской группы, а также в центрах стратегических исследований и опубликован на трех языках. Тем не менее он до сих пор не удостоился того внимания, которого заслуживает по целому ряду аспектов. И именно сегодня, особенно на фоне вышеуказанного сообщения о российско-американской встрече, появилась поистине уникальная возможность для реализации этого проекта.

- Проблема орбитального зондажа зон военной эскалации уже была представлена странам - сопредседателям Минской группы на разных уровнях. Более того, она как нельзя лучше вписывается в Венские и Санкт-Петербургские соглашения. Однако пока сопредседатели не проявляют надлежащего внимания к этой теме. Почему?

- Ответ прост: для того чтобы этот инновационный подход был задействован, нужны активная позиция и проактивная политика самой заинтересованной в этом стороны - Армении. До 2018 года деятельность в этом вопросе протекала в основном в контексте ознакомления, обсуждения, получения оценок и согласия с научной обоснованностью такого подхода и его подготовленностью к применению.

Почему я акцентирую подготовленность? Прежде всего потому, что реализация данного проекта не требует дополнительных технических, технологических и даже финансовых средств. Орбитальный зондаж космическими средствами ведется систематически и вне зависимости от того, вовлечена ли в него каким-то специальным соглашением зона арцахского противостояния и любой иной горячей точки планеты.

Конкретный пример тому - недавнее решение комитета по разведке Конгресса США о включении в Закон о предоставлении разведывательных данных положения о ситуации на границах двух армянских государств. Речь фактически идет о политическом использовании уже имеющихся и систематически получаемых данных.

Второй фактор - эта наличие разработавшей проект группы профессионалов, которая обладает достаточным опытом, весом и авторитетом в международных кругах для работы с соответствующими структурами самого высокого уровня. Армянская сторона и сопредседатели могли бы привлечь и использовать их знания и опыт в интересах мира и стабильности всего региона

Третье: у всех главных акторов международных отношений есть прямой интерес к реализации такого проекта и проработке эксперимента в зонах эскалации. Не вообще, а конкретно в зоне карабахского конфликта, поскольку именно здесь у них имеется консенсус, предоставляющий странам-сопредседателям редчайшую возможность продуктивно сотрудничать в условиях "мировойны".

Другой вопрос, что посредники не успели сделать этого по причине затормаживания известных договоренностей. Не касаясь вопроса, почему так произошло, подчеркну, что нет никаких причин не вернуться к этому. Более того, это, как нельзя, более актуально именно сейчас, после Тавуша, поскольку применение подобного механизма позволит не только установить виновника нарушений режима прекращения огня, но и призвать его к ответственности. Полагаю, у властей Армении есть сегодня уникальная возможность все это реализовать.

- Иными словами, именно в вопросе Арцаха США и Россия могут оказать большую услугу человечеству, договорившись об инновационном методе отслеживания ситуации и предотвращения военной эскалации. И это может стать важным прецедентом для других горячих точек…

- Что может быть существеннее и важнее жизни и безопасности народа в условиях систематических угроз от государства, в котором людей убивают по этническому признаку? Я убеждена, что конечной целью любых, в том числе карабахских переговоров, является - по крайней мере должно быть - обеспечение целей международного сообщества, отраженных в Уставе ООН: мир, сотрудничество и развитие. Добавлю: на основе уважения достоинства, прав и свобод человека. Любой иной предметный аспект переговоров в нашем случае станет потаканием расистской, человеконенавистнической политике политических элит Азербайджана, оставшихся в своем развитии на уровне каменного века - средневековья.

Уже не говоря о том, что именно такой подход, как нельзя лучше, отвечает настоятельным призывам посредников об установлении мер доверия как основы стабильного мира в регионе конфликта. И субстантивные переговоры должны проходить именно вокруг этого вопроса. Может показаться, что такой подход оставляет в стороне вопрос статуса Арцаха. Но на самом деле - и это доказывает весь 30-летний опыт развития ситуации - единственным условием сохранения жизней людей в Нагорном Карабахе является именно его независимый статус.

- Вы сказали, что армянская сторона имеет уникальную возможность вынести данный вопрос на стол переговоров. Каковы могут быть другие предметы "предметных переговоров", на которых настаивают сопредседатели, что может и должен предложить в этом плане Ереван?

- Для начала следует осознать главное: вопрос не в том, почему этого не было сделано, а как это сделать сейчас и в чем задачи армянского правительства.

Первая - вернуть в повестку Венские и Санкт-Петербургские соглашения, что настолько очевидно необходимо, что уже не требует никаких доказательств. И в этих рамках перейти к обсуждению проекта орбитального зондажа всей приграничной зоны.

Второе. Американские конгрессмены в свое время предлагали в качестве мер укрепления режима перемирия увеличение числа наземных наблюдателей и установление соответствующего оборудования. Однако Азербайджан, скорее всего, не согласится и будет препятствовать этому, что, собственно, мы уже видели. А вот проект орбитального зондажа космическими средствами не требует согласия ни одной из сторон конфликта и тем самым ценен и с этой точки зрения.

Третье. В ходе возобновляющихся переговоров необходима разработка концептуальной перезагрузки Минского процесса вплоть до трансформации Мадридских принципов тонкими, дипломатическими методами. Причем это очень важно делать именно сейчас, когда к апрелю 2016 года добавился июль 2020-го.

И последнее. Как это ни тривиально звучит, нужны красные линии. В качестве одной из них предлагаю следующий тезис: ни одно решение, полученное в ходе переговоров, не может считаться обязательным без согласия народа Арцаха. Как альтернативный вариант: любое промежуточное решение, согласованное Арменией и Азербайджаном без участия Арцаха, юридически ничтожно для Республики Арцах и ее народа.

Легально и легитимно состоявшаяся Республика Арцах почти 30 лет существует как ipso-faсto государство, непризнанность которого не может быть основанием для противоправных действий против него и игнорирования голоса при решении судьбоносных вопросов, непосредственно связанных с фундаментальными правами человека, включая защиту реализованного права на самоопределение народа.

Марина ГРИГОРЯН

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image